Аль-Фараби — краткая биография


Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Узлаг Тархани аль-Фараби

Полное имя: Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Узлаг Тархани аль-Фараби
Дата рождения: ≈870 г.
Место рождения: Отрар, Казахстан
Деятельность: Ученый, философ, математик, астролог, теоретик музыки
Дата смерти: ≈950 г. (≈80 лет)

Знакомство

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Узлаг Тархани аль-Фараби – значимая, выдающаяся и почитаемая личность на территории Средней Азии. За свою жизнь он прославился как выдающийся мыслитель, философ, математик, астролог и теоретик музыки IX-X веков.

Факты об Аль-Фараби:

  • Изучил за свою жизнь 70 языков и диалектов. В совершенстве владел тюркским, арабским, персидским и греческим языками, о чем свидетельствуют написанные ученым работы.
  • Портрет ученного был размещён на первой национальной валюте Республики Казахстан, что показывает глубокую связь и уважение казахского народа к восточному философу и его трудам.
  • Еще при жизни у Аль-Фараби появились последователи, которые изучали его объемные научные труды, в результате сформировалась отдельная отрасль науки под названием – фарабиеведение.
  • Несмотря на то, что еще при жизни у учителя появились приверженцы, о его личной жизни известно очень мало, т.к. первые биографические сведения о нём появились через пару столетий после смерти Аль-Фараби, в XII-XIII веках.
  • Аль-Фараби написал 150 трудов по различным отраслям наук.
  • В честь Аль-Фараби был назван астероид главного пояса 7057.

Ученый Аль-Фараби

Жизненный путь

Талант Аль-Фараби заключался в том, что он мог изучать сразу несколько научных сфер. Эта уникальная способность дала ученому возможность преуспеть во многих средневековых науках. Все труды философа условно можно разделить на две категории. К первой категории относят работы по математике, астрономии и геометрии, работы по изучению времени, пространства, материи. Именно эти науки помогали понять законы мироздания и человеческого миропознания, рассматривая человека как часть вселенского мира. Ко второй же категории относились работы по медицине, химии, биологии, физике и оптики, которые позволяли изучить именно человека с точки зрения живой природы и её законов.

Основной позицией Аль-Фараби была теория о 6-ти ступенях, на которых держится всё, что окружает человека, связанные между собой причинно-следственными связями. Первая ступень – первопричина зарождения всего, вторая – происхождение всего, третья ступень – разум, четвертая – душа, пятая ступень – форма и шестая ступень – материя.

Все труды Аль-Фараби можно разделить на:

  1. Естественно-научные трактаты.
  2. Историко-философские трактаты.
  3. Логические трактаты.
  4. Математические трактаты.
  5. Социально-этические трактаты.
  6. Философские трактаты.
  7. Филологические трактаты.

К философским трактатам относятся «Трактат о войне и мирной жизни», «Трактат о достижении счастья», «Трактат об изучении общества», «Трактат о добродетельных нравах» — все они затрагивают темы справедливости, естественному стремлению людей к счастью и безнравственности войн. Это были достаточно смелые взгляды и мысли в период жестокого средневековья. Поэтому в самой известной своей работе — «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» Аль-Фараби представляет модель города, где основой является философия, а правитель – философ или мудрец, а общество — это полноценный организм, который помогает друг другу, чтобы сохранить жизнь и баланс.

Аль-Фараби активно изучал логику, считая данную науку умением различать истину от лжи при помощи доказательств. Самые популярные труды в этой сфере – «Введение в логику» и «Вводный трактат по логике». Изложенные мысли противоречили религиозным догмам того времени, поэтому порой мыслителя причисляли к инакомыслящим, но ученики мыслителя утверждали, что он был настоящим мусульманином, соблюдавшим традиции ислама.

В «Классификации наук» изложена система философских взглядов. Это энциклопедия, включившая в себя такие сферы как божественную науку, метафизику и гражданскую науку.

В «Основах мудрости» Аль-Фараби затрагивает такие темы как разум и форма познания. В трактате говорится о человеческой душе, об устройстве его психики, о том, как человек различает и воспринимает цвета и запахи, как ощущает разные эмоции.

Будучи талантливым во многих сферах, Аль-Фараби увлекался теоретическим изучением музыки. В «Большой книге о музыке» он описал понятие музыкальных звуков, их природу и объяснил из каких частей и категорий состоит музыкальное произведение.

Также внимания заслуживает «Трактат о разуме» — один из наиболее ярких философских трудов учёного.

Аль-Фараби с музыкальным инструментом

Биографический очерк

  • Родился мыслитель в 870 году в местности Фараб. Позже местечко переименовали в Отрар, руины которого расположены на юге Казахстана. Доподлинно известно, что мыслитель принадлежал к аристократическому тюркскому роду, а его отец Тархан был военачальником.
  • В 910 году переезжает в Багдад, где приступает к изучению языков, естествознания, медицины и музыки. Красной нитью через всю жизнь Аль-Фараби следует изучение трудов знаменитых греческих мудрецов. Впервые с работами Аристотеля, ученый познакомился, будучи судьёй в своём родном городе. Один из горожан попросил взять Аль-Фараби на сохранение несколько ценных книг, среди которых был трактат Аристотеля. Через некоторое время молодой судья решил ознакомиться с содержанием трактата и с этого момента начинается фанатическая заинтересованность мыслями и философией древнегреческих мудрецов. Изучение было продолжено в Багдаде, где наставниками молодого ученого становятся Юханна ибн Хайлан, хранитель передачи наследия Аристотеля от поколения поколению и Абу Бишр Матт, переводчик античных текстов на арабский язык. Также в Багдаде была расположена школа переводчиков, в которой работали христиане-несториане, переводившие и комментировавшие труды таких древнегреческих мыслителей, как Аристотеля, Евклида, Платона и Галена. Благодаря этой школе, а также наставничеству Абу Бишр Матта, Аль-Фараби записывает комментарии к трудам Аристотеля по логике, что доказывает, как легко отозвались идеи и проблемы, поставленные Аристотелем. Аль-Фараби был достойным последователем знаний таких мудрецов как Птоломея и его работы «Альмагест», Александра Афродезийского и его работы «О душе» и Евклида с его легендарной работой «Геометрия».
  • В 941 году, Аль-Фараби останавливается в Дамаске, откуда продолжает вести свою научную деятельность под покровительством хамданидского правителя Сейф ад-Дауля.
  • В 949 году Аль-Фараби посещает Египет с целью углубления знаний.
  • В 950 году в возрасте 80-ти лет Аль-Фараби скончался.

Философ Аль-Фараби

Личная жизнь

Существует парадокс жизни мыслителя, который заключается в том, что труды философа стали предметом изучения еще при жизни, а вот о жизни Аль-Фараби никто ничего не знает. Отдавший свою жизнь науке и энциклопедическим знаниям, Аль-Фараби вёл скромный образ жизни, не гнушался никакой работы, но при этом никогда не бросал свою научную деятельность.

Благодаря покровителям Сайф ад-Даула Али Хамдани, Абу Фрас, Ибн Нубата и другим неравнодушным к знаниям людям, Аль-Фараби смог заниматься своим любимым делом, не отвлекаясь на заработок.

Создать семью Аль-Фараби также не удалось, всю свою жизнь он посвятил науке и знаниям, оставив яркий след в истории человечества.

Учитель Востока или второй учитель мира

За энциклопедические знания и колоссальный вклад в развитие наук и культур стран Востока и Запада – Абу Наср Аль-Фараби получает звание второго учителя мира после Аристотеля. В 2020 году отмечалось 1150-летие со дня рождения учёного, которому удалось установить уникальный диалог культур Запада и Востока, показавшего людям разных стран суть бесконфликтного миропонимания.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *