Полное имя: | Эзоп |
Дата рождения: | около 620 г. до н.э. |
Место рождения: | Фракия (Фригия) |
Деятельность: | Поэт-баснописец |
Дата смерти: | около 564 г. до н.э. (≈56 лет) |
Детство и юность
Эзоп родился приблизительно около 620 г. до нашей эры во Фракии или Фригии. Исследователи сомневаются по поводу даты и места его рождения, но и определить точно эти данные пока не могут. В те времена греческие полисы воевали друг с другом и с племенами, населявшими окрестные земли. Фракия и Фригия были постоянными поставщиками рабов для граждан греческих городов-государств.
Как Эзоп провел свое детство, и кто были его родители неизвестно. Скорее всего, они вели оседлый образ жизни, возделывая поля. В одном из военных столкновений их племени не повезло, они были либо убиты, либо проданы в рабство, а с ними и их дети.
Эзоп был смышленым юношей с острым умом, иначе не понятно, как имея физическое уродство в виде горба, он не был убит захватившими его врагами. Внешне юноша тоже не отличался красотой: невысокий, крупная голова, вздернутый нос, короткие руки, выпирающий живот. Некоторые авторы предполагают, что Эзоп был нем от природы и голос ему якобы вернула богиня Исида, древнеегипетская богиня материнства и покровительница рабов, по просьбе одной из своих жриц.
Истории из жизни
Около 600 года до нашей эры. Эзоп, согласно информации в исторических хрониках Геродота, является рабом Иадмона, проживавшего на острове Самос. Говорят, это был первый его хозяин. Но за излишнюю говорливость, он продал своего раба через невольничий рынок богатому Ксанфу, считающему себя философом.
На рынке ценили не только сильных и красивых рабов, невольникам умеющим поддержать беседу и вставить острое словцо тоже находились покупатели. Для богатых горожан это было развлечением, сродни говорящим воронам, сорокам и попугаям. У раба, являвшегося говорящим орудием труда, события в жизни измерялись не датами, а произошедшими с ним историями.
- История 1. Рабы, прислуживавшие в хозяйском доме, съели финики, которые хозяин отложил на вечер, и решили все свалить на Эзопа, работавшего в поле. Он в то время был еще немым, и, как думали рабы, не сможет сказать слова в свою защиту. Так и произошло, но Эзоп бросился хозяину в ноги и знаками попросил испытать его. Он выпил теплой воды и, засунув два пальца в рот, исторг из желудка все содержимое. Кроме воды там ничего не оказалось. Испытали рабов, и Эзоп был оправдан.
- История 2. Когда Эзоп прибыл на остров Самос с другими рабами, он взялся нести хлебную корзину по дороге в поместье хозяина. Рабы посмеивались над незадачливым товарищем, корзина с хлебом была самой тяжелой. Но после первой остановки, когда рабы поели, корзина с хлебом стала вдвое легче, а их груз не уменьшился. В поместье Эзоп входил совсем налегке.
- История 3. Ксанф, хозяин Эзопа, отправил его купить на рынке всего самого лучшего. Тот принес по-разному приготовленные языки. Ксанф удивился, а Эзоп ответил: «Язык – лучшее, что есть на свете. Им договариваются, рассуждают о философии и законах». На следующий день Ксанф отправил его купить на рынке все самое худшее. Эзоп снова принес языки. Ксанф был озадачен. «Языком ругаются, лгут, объявляют войны» — сказал Эзоп.
- История 4. Ксанф, напившись вина на дружеской пирушке, заявил, что готов выпить море. И даже побился об заклад, что выполнит это обещание. На следующий день, протрезвев, он испугался, что будет обесчещен, не выполнив обещание. Позвал Эзопа и спросил его совета. Тот подсказал. Через некоторое время Ксанф с друзьями, подойдя к морю, произнес: «Я обещал выпить море, но не реки. Запрудите их, и я выполню свое обещание». Друзья удивились мудрому ответу Ксанфа и не стали требовать с него выполнения обещания.
- История 5. Эзоп помог решить Ксанфу философскую задачу. Один огородник спросил у Ксанфа, почему сорняки растут быстрее чем овощи, посаженные им лично. Ксанф сослался на волю богов, а Эзоп более искусно объяснил причину. Он сказал огороднику, что для сорняков земля как мать, а для посаженных им овощей как мачеха. Сорняки она сама посадила и растит как родных детей, а овощи ей подсадил огородник и они для земли приемные дети.
- История 6. Ксанф послал Эзопа в баню, посмотреть сколько человек моется. Эзоп пришел к бане и видит, что на дороге лежит камень, а люди, идущие в баню, спотыкаются об него и идут дальше. Вот один человек споткнулся об камень, а потом с проклятьями убрал его с дороги. Эзоп увидев это, побежал к хозяину и убедил его, что только один человек моется в бане. Ксанф собрался в баню сам, но увидев что в ней много народа, спросил Эзопа, почему тот сказал ему про одного человека. Раб сказал, что ум – отличительная черта человека и из моющихся людей все споткнулись о камень, но только одному хватило ума убрать его с дороги.
- История 7. На Самосе проводились выборы, народ собрался в городском амфитеатре, символы власти вынесли на всеобщее обозрение. Пролетающий в это время над городом орел налетел с высоты и, схватив государственную печать, снова взмыл вверх. Решили, что это знамение от богов, но его нужно правильно истолковать. Позвали Ксанфа. Пока он собирался с мыслями, орел уронил печать за пазуху одному из рабов. Снова знамение. Озадаченный Ксанф пошел советоваться с Эзопом. Тот сначала отказал в помощи, но потом согласился. И вот Эзоп вышел перед народом и сначала попросил волю, сказав, что не пристало рабу толковать знамения свободным гражданам. Ксанф согласился освободить Эзопа. И вот он стал говорить, что орел выхвативший печать – это царь, решивший напасть на Самос, а печать за пазухой у раба – это рабство, ожидающее граждан Самоса. В это время появился гонец от царя соседнего государства с требованием платить дань или готовиться к войне. Все поверили в прозорливость Эзопа.
- Около 564 года до нашей эры. Эзоп путешествовал по Элладе и пришел в Дельфы. В городе он поссорился с несколькими гражданами, высмеяв их прилюдно. Они обиделись и решили его проучить. Взяв из храма золотую чашу и подложив ее в дорожный мешок Эзопу, обвинили его в воровстве и святотатстве. Мудрец не смог объяснить, как она к нему попала, но и вину не признал. До самой казни он насмехался над своими обвинителями, призывая богов в свидетели своей невиновности, и корил себя за глупость, в которую впал в городе Дельфы. Как казнили Эзопа, есть две версии: по одной его сбросили со скалы, по другой – побили камнями. Даже перед самой смертью он рассказывал басни своим палачам. После его гибели в Дельфах начался мор. Провели расследование, доказавшее невиновность Эзопа. Было решено выплатить денежную компенсацию его наследникам за судебную ошибку. Деньги получили родственники его первого хозяина, Иадмона. Прямых наследников у Эзопа не нашлось.
Личная жизнь
Будучи рабом, Эзоп не мог без разрешения своего хозяина связать себя узами брака. Да и природное уродство не делало его привлекательным для противоположного пола. Но в сохранившихся записях, практически на уровне легенды, упоминается о рабыне Родопис, фракийской гетере, находившейся в услужении у Иадмона. Геродот предположил, что у Эзопа и Родопис были любовные отношения. Сведений об их браке и наличии у них детей не сохранилось. Скорее всего, это еще одна легенда из того множества легенд, которыми обросла жизнь древнего баснописца.
Сама легендарная Родопис стала впоследствии женой египетского царя, предвосхитив историю Золушки. По словам Страбона, сандалию Родопис унес орел и, пролетая над площадью на которой некий царь вершил суд, уронил ее на царские колени. Считая это знаком, посланным богами, царь приказал найти владелицу сандалии, а затем женился на ней.
Будучи свободным человеком и служа царю Ликургу, Эзоп усыновил юношу Гелия. Наставлял его, называл наследником своей мудрости. Но Гелий оказался неблагодарным сыном, влюбившись в царскую наложницу, он оклеветал Эзопа перед царем. Пришлось мудрецу скрываться. Через некоторое время царь простил Эзопа, а Эзоп простил Гелия, но юноша уморил себя голодом до смерти, раскаиваясь в своем поступке.
След в истории
Историчность Эзопа не волновала древних, но в XVI веке Мартин Лютер поставил ее под сомнение, более поздние ученые-филологи развили это сомнение до крайних пределов.
Возможно, среди рабов устно передавались истории с сюжетом о хитром рабе Эзопе и глупом хозяине, которые скрашивали им годы неволи. Эзоп не оставил собственноручно написанных сочинений, по которым можно четко определить его авторство. Все, что мы о нем знаем, написано в более позднее время. Он не настолько легендарен как Гомер, но создав множество малых литературных форм, может быть и собирательным историческим персонажем, объединив в себе многих древних греческих острословов, возможно как Козьма Прутков в XIX веке.
Сюжеты басен Эзопа были подхвачены поэтами Федром, Бабрием, Авианом, Жаном де Лафонтеном, И.А. Крыловым. Описательная часть басни могла приводиться в соответствие новой исторической эпохе, выражаться новым поэтическим стилем, но мораль обычно оставалась прежней.