Полное имя: | Луис Уильям Уэйн |
Дата рождения: | 5 августа 1860 г. |
Место рождения: | Лондон, Великобритания |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 4 июля 1939 г. (78 лет) |
Луис Уильям Уэйн — английский художник, наиболее известный своими рисунками, на которых неизменно изображались антропоморфные большеглазые кошки и котята. В поздний период жизни он был отправлен в психиатрическую больницу и боролся с психическим заболеванием.
Ранние годы
Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года в историческом районе Лондона Клеркенвелл. Его отец, Уильям Мэтью Уэйн (1825–1880), был торговцем текстилем и вышивальщиком, а мать, Жюли Фелисите Буате (1833–1910), была француженкой и украшала и оформляла церкви и храмы, также делала узоры для турецких ковров. Он был первым из шести детей и единственным ребенком мужского пола. Ни одна из его пяти сестер никогда не была замужем: Кэролайн Э. М. (1862–1917), Жозефина Ф. М. (1864–1939), Мари Л. (1867–1913), Клэр М. (1868–1945) и Фелиси Дж. (1871–1940).
В 34 года его сестра Мари была признана медицинской комиссией сумасшедшей. В 1901 году ее поместили в приют, где она умерла в 1913 году. Остальные сестры жили со своей матерью на протяжении всей ее жизни.
Уэйн родился с пороком неба заячьей губой, врач сказал его родителям, что не следует отправлять его в школу, пока ему не исполнится 10. Во школьный период он часто прогуливал уроки и большую часть детства просто бродил по улицам Лондона.
В дальнейшем он учился в Школе искусств Западного Лондона и некоторое время работал там учителем. Когда ему было 20 лет он остался содержать свою мать и пять сестер после смерти главы семьи в 1880 году.
Он уехал из дома и снял меблированную комнату, когда в 1881 году его первый рисунок «Снегири на лавровых кустах» был опубликован в журнале «Иллюстрированные спортивные и драматические новости».
Карьера художника
Вскоре Уэйн оставил свою преподавательскую должность и стал художником-фрилансером, добившись больших успехов. Он специализировался на рисовании животных и деревенских сцен. Работал в нескольких журналах, таких как Illustrated Sporting and Dramatic News, где проработал четыре года и The Illustrated London News, где он начал работать в 1886 году.
На протяжении 1880-х годов его работа включала подробные иллюстрации английских загородных домов и поместий, а также домашнего скота, который ему было поручено рисовать на сельскохозяйственных выставках. В то время его работа включала в себя самых разных животных, и он сохранял способность рисовать все виды живых существ на протяжении всей жизни. В какой-то момент он даже думал о том, чтобы зарабатывать на жизнь рисованием портретов собак.
В 1886 году первый рисунок художника с антропоморфными кошками «Рождественская вечеринка котят» был опубликован в рождественском выпуске журнала «Иллюстрированные лондонские новости». Редактор издания сэр Уильям Ингрэм поручил Уэйну создать эту работу, которая, вероятно, представляла собой пик его славы.
Рисунок был разделен на 11 секций, на которых было изображено 150 кошек, многие из которых напоминали Питера, они были заняты такими действиями, как отправка приглашений, держание мяча, игра в игры и произнесение речей.
Вскоре после успеха «Рождественской вечеринки котят» Эмили (супруга) умерла 2 января 1887 года. После ее смерти Луис впал в глубокую депрессию, и вскоре кошки стали для него навязчивой идеей. В результате стиль, в котором он их изображал, начал меняться. Смерть Эмили и будущие трагические события в его жизни — смерть любимого кота Питера и одной из его сестер — скорее всего, способствовали его психическому срыву.
В дальнейшем кошки на его рисунках начали ходить прямо, широко улыбаться и использовать другие преувеличенные части лица, а также носить сложную современную одежду. Он изображал кошек, играющих на музыкальных инструментах, раздающих чай, играющих в карты, ловящих рыбу, курящих и наслаждающихся вечерами в опере.
Викторианская Англия была периодом, когда антропоморфные изображения животных пользовались большой популярностью. Они часто встречались на гравюрах, поздравительных открытках и в сатирических иллюстрациях, например, у карикатуриста Джона Тенниела.
В следующие 30 лет Уэйн очень плодотворно работал и создавал несколько сотен рисунков в год, иллюстрировав при этом около 100 детских книг.
Он публиковал свои работы в газетах и журналах, включая ежегодник «Louis Wain Annual», который издавался с 1901 по 1915 годы. Также его работы использовались для создания открыток с иллюстрациями, которые сегодня являются ценными объектами для коллекционеров. Он занимал должность председателя Национального клуба кошек в 1898 и 1911 годах.
Иллюстрации Уэейна часто насмехались над человеческим поведением, высмеивая модные тенденции и причуды того времени. Он писал: «Я беру альбом для рисования в ресторан или другое общественное место и рисую людей в разных позах, как кошек, максимально приближаясь к их человеческим характеристикам и эти этюды думаю мои лучшие юмористические работы».
Уэйн был связан с несколькими благотворительными организациями для животных. Он был активным участником Национального клуба кошек и был его президентом и председателем.
У него было ощущение, что он помог «стереть с лица земли презрение к кошке» в Англии.
Несмотря на широкое признание и популярность творечество, Уэйн на протяжении всей своей жизни испытывал финансовые проблемы. Он по-прежнему отвечал за содержание своей матери и сестер и имел слабую деловую хватку. Он был скромен, наивен, его было легко эксплуатировать, и он был плохо подготовлен к проведению сделок и торгов в издательском мире. Зачастую он продавал свои рисунки сразу, не сохраняя при этом права на их воспроизведение. Ввести в заблуждение и обмануть художника было достаточно легко.
В 1907 г. он прибыл в Нью-Йорк и нарисовал несколько комиксов, таких как «Кошки о городе» и «Грималкин», для газет, которые принадлежали Hearst Corporation. Его творчество вызывало всеобщее восхищение, но его критическое отношение к городу сделало его самого предметом критики в прессе. Он вернулся обратно домой еще более бедным из-за того, что неудачно вложил деньги в масляную лампу нового типа.
Около 1914 года Луис Уэйн создал ряд керамических изделий, которые были произведены компанией Amphora Ceramics. Названные «Кошкой-футуристом», эти фигуры представляли собой кошек и собак угловатой формы и с геометрическими отметинами. Считается, что они относятся к авангардному художественному стилю Кубизм.
Поздняя жизнь и смерть
Предполагаемую шизофрению Луиса Уэйна не следует связывать с токсоплазмозом, болезнью, вызываемой паразитом Toxoplasma gondii, который выделяется кошками с фекалиями. Данная теория широко оспаривается и ей нет научных подтверждений. Также стоит отметить, что некоторые другие члены семьи Уэйна также страдали психическими болезнями, поэтому можно предположить наследственный фактор.
К 1924 году его сестры больше не могли справляться с его неконтролируемым, а порой и агрессивным поведением Уэйна и поместили в палату для бедняков Спрингфилдской психиатрической больницы в Тутинге. Когда художник был обнаружен там год спустя, это получило широкую огласку, что привело к апелляциям таких деятелей, как писатель Герберт Уэллс, и личному вмешательству премьер-министра Великобритании Стэнли Болдуина.
Художник был переведен в Королевскую больницу Бетлема в Саутварке, а в 1930 году его снова перевели в больницу Непсбери неподалеку от Сент-Олбанса в Хартфордшире, к северу от Лондона. Непсбери был относительно приятным местом, где был пышный сад и колония кошек, и он провел там последние годы в спокойной и умиротворенной атмосфере. В то время как он становился все более и более заблуждающимся, его частые перепады настроения резко сократились, и он продолжал рисовать для себя в удовольствие. Творчество этого периода отмечено яркими красками, цветами, замысловатыми и абстрактными узорами, хотя его основная тема кошек осталась прежней.
Луис Уильям Уэйн покинул этот мир 4 июля 1939 года в психиатрической больнице Нэпсбери, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир, Англия. Художник нашел последнее пристанище в могиле своего отца на римско-католическом кладбище Святой Марии в Лондоне.
Личная жизнь
В 23 года Уэйн вступил в брак с гувернанткой своих сестер Эмили Ричардсон, которая была на десять лет старше его, что в те времена сильно порицалось и считалось ненормальным, и переехал с ней в Хэмпстед на севере Лондона.
Вскоре Эмили диагностировали рак груди и через 3 года она скончалась. Во время болезни ее утехой был их домашний черно-белый кот Питер, который ранее был бездомным, они приютили его после того, когда однажды ночью услышали его жалобное мяуканье под дождем. Уэйн нарисовал обширные наброски Питера, которые Эмили призвала опубликовать. Позже он писал о Питере: «Именно ему принадлежит основа моей карьеры, развитие моих первоначальных усилий и становление моей работы». Кота Питера можно увидеть во многих ранних работах художника.
После смерти
В 2001 году его диагноз (шизофрения) был поставлен под сомнение, Майкл Фицджеральд предположил, что у него скорее всего было расстройство аутистического спектра.
Его иллюстрации и картины нередко использовались в качестве примеров в учебниках по психологии, с целью показать изменение его стиля по мере ухудшения психологического состояния. Но стоит учитывать тот факт, что Уэйн не датировал свои работы и нельзя утверждать, что в этих учебниках правильный порядок.
Его творчество и оригинальные работы ценятся среди коллекционеров, но подделки довольно распространены.
Хотя все книги Уэйна считаются общественным достоянием, но на сегодняшний день ни одна из них, кроме «Father Tuck’s Struwwelpeter», не переиздавалась. Однако было выпущено несколько сборников его работ.
Работы последнего периода творчества Уэйна были признаны важным предшественником психоделического искусства 1960-х годов. В 1960-е годы возобновился интерес к психоделической работе Уэйна, и поклонники психоделии того времени «поражались тому, как Уэйн мог создавать эти образы, не принимая никаких веществ».
Жизнь Уэйна стала основой для фильма Amazon Studios «Кошачьи миры Луиса Уэйна» 2021 года с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли.