ФИО: | Назаренко Татьяна Григорьевна |
Дата рождения: | 24 июня 1944 г. (80 лет) |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Художник, живописец, педагог |
Детство и юность
Татьяна Назаренко родилась в столице СССР 24 июня 1944 года. Отец, Григорий Николаевич, был кадровым военным. Мать, Абрамова Нина Николаевна, по образованию была врачом, но делила с мужем его мытарства. После войны отца направили на Дальний Восток, и родители решили, что Таню лучше оставить учиться в Москве с бабушкой по матери Анной Семеновной, поскольку много детей умирало в тех краях. Супруг бабушки, Николай Николаевич, погиб в результате репрессий, и женщина одна вырастила двух дочерей, обе получили высшее образование. На полноценное образование она настроила и внучку.
Поскольку учительница начальных классов не умела рисовать, то рисование преподавал ее зять-художник, который и заметил талант девочки к рисованию. Он посоветовал родителям отдать ее в художественную школу. Повлияли на ее способности красивые здания на Плющихе и интерьер расположенного там дома, где она проживала. Здание начала ХХ века с широкими лестницами, кессонными потолками, шикарными витражами не только восхищало чуткую девочку, но и будило художественное воображение. 11-летней школьница поступила в художественную школу при институте им. В. Сурикова, где подружилась с Натальей Нестеровой и другими девочками, выросшими в интересных художниц. Параллельно занималась в музыкальной школе и мечтала стать певицей, но сказали, что ее красивый голос долго не продержится.
Творческая биография
- 1962 – Поступила в Художественный институт им. В. Сурикова. Училась в мастерских Д.Д. Жилинского и А.М. Грицая.
- 1965-1967 – В поездках на практику в Узбекистан, Казахстан, Киргизию почерпнула сюжеты для своих картин «Мальчики в Бухаре» (1966), «Токтагул с крестьянами» (1974), «Молитва» (1992) и других.
- 1966 – Впервые участвовала в выставке, представив работу «Мать с ребенком».
- 1968 – Окончила институт. Дипломным полотном было «Материнство». С картиной «Молодые художники» дебютировала как портретист. Групповые портреты «Студенты» (1969), «Мои современники» (1973), «После экзамена» и «Туманный день на Шикотане» (1976) выполнены как бытовые сценки и имели налет романтических фантазий. Герои выглядели сосредоточенными и желающими слушать друг друга. В последующем персонажи были охвачены стихией карнавала, но были лишены взаимопонимания, например, «Карнавал» (1979), «Карусель», «Сентябрь в Одессе» (1985).
- 1969 – Стала членом Союза художников СССР, что было необходимо, чтобы иметь возможность заниматься только творчеством и не слыть тунеядцем. Подготовила картины для молодежной выставки на Кузнецком мосту, которые прошли все необходимые для этого инстанции. Но она была закрыта представительницами управления культуры «по идеологическим причинам», в том числе из-за картины «Узбекская свадьба», которую художница писала параллельно с дипломной.
- 1969-1972 – Выпускнице повезло работать в мастерской Академии художеств страны. Ее руководителем был Г.М. Коржев. Создала картину «Казнь народовольцев», за которую получила премию Московского Комсомола. Эта работа была первой в ее цикле на историко-тематическую тему, куда вошли «Партизаны пришли» (1975), «Декабристы. Восстание Черниговского полка» (1979). Параллельно числилась в Комбинате живописного искусства, который давал возможность заработать и месяцами что-то творить по своему вкусу, понимая, что вряд ли это возможно будет выставить в ближайшие годы. Писала натюрморты, картины-сказки для детских садов, портреты. После участия в трех выставках «Казнь народовольцев» отправили в запасники Министерства культуры, возможно, догадавшись, что под революционерами подразумевались протестовавшие против ввода советских танков в Прагу правозащитники.
- 1972 – Наполненная бабушкиной любовью, Татьяна написала картину «Утро. Бабушка и Николка», которой начала цикл посвященных этому человеку картин, в том числе «Воспоминания» (1982) и «Жизнь» (1983).
- 1975 – Участвовала в групповой выставке с О. Вуколовым и другими авторами в Москве. При этом показывали лишь 2 ее работы из представленных пяти.
- 1976 – Получила Первую премию на международном конкурсе молодых живописцев в Софии за полотна «В мастерской» и «Цветы в мастерской».
- 1978 – Написала «Московский вечер», отразив период, когда в стране еще многое было закрытым, люди читали самиздат, собирались в компаниях для обсуждений прочитанного и происходящего, пения бардовских песен.
- 1980 – Написала диптих «Пугачев», но выставлять его чиновники не разрешали не только перед московской олимпиадой, но и еще 12 лет. Не знали, как объяснять учащимся суворовских училищ исторический факт сопровождения к казни героя-бунтовщика героем войн полководцем Суворовым. Все эти годы картина находилась в мастерской автора. Половину тиража сборника «Вопросы искусствознания» выпустили без репродукции этой картины, которая должна была иллюстрировать статью Якимовича.
- 1982 – Ее работы увидели в Гамбурге на экспозиции «Русское искусство сегодня».
- 1987 – Состоялись первые персональные выставки Назаренко в Леверкузене, Одессе, Ольденбурге, Киеве, Бремене, Львове. Она награждена серебряной медалью Академии художеств страны. После этого ее персональные выставки устраивались в Москве (1989, 1993, 2012, 2014-2015, 2019, 2020), Ижевске (2003), Санкт-Петербурге (2019). Проходили они также в Вашингтоне, Мадриде, Кельне, Хельсинки, Таллине, Пекине и других городах.
- 1993 – Удостоена Государственной премии за серию живописных полотен, представленных на выставку «Татьянин день».
- 1995-1996 – Создала инсталляцию «Переход» из 120 созданных в человеческий рост фанерных изображений инвалидов, старух, бродячих музыкантов. Эта «галерея» «ненужных людей» принесла ей сильный всплеск известности. Выставка имела большой успех в США, Германии, Финляндии. После этого проходили выставки инсталляций «Мой Париж» (1997), «Я сам обманываться рад…» (2002).
- 1998 – Назаренко избрали членом-корреспондентом Академии художеств России (РАХ). Возглавила мастерскую станковой живописи альма-матер.
- 1999 – Получила премию московского Правительства.
- 2001 – Избрана академиком и членом президиума РАХ.
- 2002 – Получила звание Заслуженного художника РФ.
- 2014 – Удостоена звания Народного художника.
- Декабрь 2018 – Вместе с мужем представила работы на выставку «Пространство времени», прошедшую в Воронежском художественном музее.
- 2021 – Состоялись выставки Назаренко в Ярославле и Плесе. Аукционный дом «Совком» выставил для продажи картины художницы «Мать с ребенком» (1966, 1-2 миллиона руб.), «Проводы зимы» (2011, 1,5-3 миллиона руб.).
Личная жизнь
В первый раз Татьяна влюбилась в однокурсника, но чувство не было взаимным. Переживая, она даже подумывала о самоубийстве, но остановила привязанность к бабушке.
Впервые девушка вышла замуж сразу после института. В 1971 году родился сын Николай. Но мужу Василию не нравилось, что она уходила писать картину, а не сосредоточилась целиком на воспитании ребенка. Поэтому вскоре брак рухнул, и первенца помогала воспитывать бабушка.
Вторым супругом на 20 лет стал Александр Анатольевич Жигулин, директор картин на студии им. Горького. В 1987 году у них родился сын Александр, но со временем они перестали жить вместе.
С третьим супругом, голландцем Бертом, председателем правления банка, Назаренко посетила Малайзию, Сингапур и другие страны. После потери работы любимый ушел к другой женщине.
В 2012 году поженились и большую часть времени женщина стала проводить с мужем за границей. Игорь взял деловую часть участия в выставках жены на себя, при этом сам продолжает работать и выставляться. С ним впервые она познала счастье что-то делать вместе.
Успешный художник
Татьяне Назаренко повезло состояться как художнице в 70-е годы. Ее картины выставлялись в Отечестве, висели в Третьяковской галерее, Русском музее. Хотя потом они годами хранились в запасниках или мастерской, порой снимались с выставок, но эти сложности только закаляли ее.
Потом она преподавала, успешно выставлялась на Родине и за рубежом, ее работы попали в частные коллекции и коллекции Третьяковской галереи и Русского музея России, Национальных музеев «Женщины в искусстве» Вашингтона, Музея современного искусства Будапешта и музеев других стран.
Среди наиболее известных полотен художницы «Казнь народовольцев», «Автопортрет» (1984-1986), «Домашний концерт» (1986), «Счастливая старость» (1988), «Обломки» (1990), «Время» и «Памятник истории» (обе – 1992), «Заклинание» (1995). Сегодня она в числе самых популярных современных художников, родившихся России.