ФИО: | Станкевич Николай Владимирович |
Дата рождения: | 9 октября 1813 г. |
Место рождения: | Острогожск, Воронежская губерния |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Философ, писатель, публицист, поэт |
Дата смерти: | 7 июля 1840 г. (26 лет) |
Детство, семья, образование
Николай Владимирович Станкевич – уроженец Острогожска Воронежской губернии. Дата его рождения – 27 сентября (9 октября) 1813 года. Его отец Владимир Иванович Станкевич, отставной поручик, был богатым помещиком и избирался предводителем уездного дворянства. Мать, Екатерина Иосифовна Крамер, происходила из семьи врача. Выйдя замуж, она полностью посвятила себя семье, родив девятерых детей (5 сыновей и 4 дочери).
Будущий писатель рос в большой дружной патриархальной семье. Он был старшим из мальчиков. Позже литератором стал его брат Александр, который был на 8 лет моложе и прожил 90 лет, в то время как его знаменитому брату судьба отмерила неполных 27. Николай учился в Острогожском уездном училище и затем 5 лет провёл в стенах частного пансиона в Воронеже.
В 1830 году юноша поступил на словесное отделение Московского университета, где сформировался как личность. На мировоззрение и будущую деятельность Станкевича решающее влияние оказал профессор Павлов, у которого студент жил. Его преподаватель пробудил в нём интерес к немецким философам, особенно к трудам Вильгельма Шеллинга.
Короткая жизнь в поиске истины
- 1830 – Ещё до того, как стать студентом, Николай издал своё сочинение – трагедию в 5-и действиях «Василий Шуйский», написанную в стихах. Вскоре он осознал её литературную посредственность и самолично скупил почти весь тираж.
- 1831 – Сознание несовершенства своих стихотворных опытов не помешало Николаю разглядеть самобытный талант своего земляка Алексея Кольцова. Он открыл русскому читателю этого поэта, поместив в «Литературной газете» его стихотворение «Я затеплю свечу…». Через 4 года благодаря Станкевичу и Белинскому был издан первый поэтический сборник Кольцова, что открыло ему путь в большую литературу.
- 1831–1835 – в эти годы время от времени Станкевич помещал свои стихи в журналах «Атеней», «Телескоп», «Бабочка», а также в «Литературной газете» и «Молве» («Ночные духи», «Филин», «Не сожалей» и др.). Они не стали образцами высокой поэзии, что автор и сам признавал, не считая себя ни поэтом, ни прозаиком. Своё призвание он видел в философском поиске скрытого смысла во всех сферах бытия: в природе, истории, человеческой жизни, искусстве, религии.
- 1831 – В университетской среде вокруг Н. Станкевича формируется кружок молодых людей, увлечённых вопросами религии, философии, литературы. Это были Я. Неверов, И. Оболенский, С. Строев, И. Клюшников, Я. Почека, В. Красов. Эти студенты задавали тон человеческим отношениям в своём кругу и обозначили высокую планку моральных качеств интеллигенции. Собрания проводились на квартире профессора Павлова и в других домах.
- 1833 – В «кружок Станкевича» (так его стали называть в обществе) влилось пополнение. Среди новых членов были не только дворяне, но и разночинцы: В. Белинский, К. Аксаков, О. Бодянский, А. Ефремов и др. Данный кружок был не единственным. Он привлекал любителей истории, философии и искусства. Вообще, это было время, когда молодёжь группировалась вокруг ярких лидеров. Например, кружок Герцена и Огарёва, возникший в то же самое время, объединил тех, кто интересовался вопросами политики и социального переустройства. Эти два кружка в определённой степени противостояли друг другу и конкурировали.
- К концу 1833 года были написаны литературные произведения: незавершённое научное сочинение «Моя религия» («Моя метафизика»), прозаические миниатюры «Три художника» и «Фантазия». Сам автор относил их к опыту самопознания и поиску своего кредо, а не к художественным произведениям, заслуживающим внимания.
- 1833 – 1837 – время наибольшей активности кружка. На его заседаниях обсуждались вопросы истории, роли в ней отдельной личности, права людей на свободу. Не совершая никаких практических действий и поступков, самим своим существованием это неофициальное объединение задавало высокий градус интеллектуальным и нравственным исканиям молодёжи. Бывшие ранее в порядке вещей студенческие пьяные пирушки и драки сошли на нет, что руководство университета не могло не одобрить.
- С 1833 года, несмотря на то, что кружок не ставил политических задач, а его члены обсуждали лишь вопросы общей истории, философии, эстетики, литературы, за Николаем Станкевичем был учреждён полицейский надзор.
- 1834 – Николай окончил университет, возвратился в Воронежскую губернию и поступил на должность почётного смотрителя Острогожского уездного училища. Он стал проводить прогрессивные нововведения, но, не мысля себя без своего кружка и живого общения с единомышленниками, решил вернуться в Москву.
- Конец 1834 года – в 21-ом номере журнала «Телескоп» была опубликована повесть «Несколько мгновений из жизни графа Т***». Она была подписана вымышленным именем Ф. Зарич. Станкевич посвятил её Я. Неверову, который одним из первых вошёл в его университетский кружок. В дальнейшем он успешно служил и стал попечителем Кавказского округа.
- После 1834 года автору стало ясно, что ни в художественной прозе, ни в лирике ему не суждено добиться значительных успехов. Но он оставил за собой право сочинять эпиграммы, шуточные послания и открыл у себя талант видеть комические стороны жизни, ситуации фарса и делать мастерские, точные зарисовки живым, ярким языком.
- 1835 – Поселившись вновь в Москве, Станкевич вместе с новыми членами кружка Грановским и Белинским начинают серию публикаций в журнале «Телескоп», пропагандируя свои философские и эстетические взгляды. Многие члены кружка в дальнейшем стали выдающимися учёными, писателями (историки Строев, Грановский; критик Белинский; поэты Клюшников, Красов и др.).
- 1836 – Развивающаяся чахотка (так в 19 веке называли туберкулёз), которая давала себя знать с юных лет, заставила Николая выехать на Кавказ. Но перемена климата не принесла облегчения.
- 1837 – Станкевич уезжает на лечение в Карловы Вары. Курорт находился в прямой досягаемости от Берлинского университета. Там в то время учились друзья Николая, его кружковцы Грановский и Неверов. Через три недели больной оставил курорт и поселился у своей сестры в Берлине. Он осуществил своё давнее желание побывать на родине немецких философов, и самого почитаемого из них – Вильгельма Шеллинга. В Берлине удалось сблизиться с профессором философии Вердером, последователем Гегеля. Он горячо полюбил молодого русского знатока науки и искусства.
- 1837–1839 – Последний период деятельности «кружка Станкевича», за рубежом. Общество состояло из старых друзей, учившихся в Берлине, а также новых членов. Например, в кружок вошёл будущий знаменитый писатель И.С. Тургенев. Кружковцы обсуждали те же темы, что и на московских собраниях: о роли просвещения в государственном строительстве, о гуманизме как основной идеологии.
- Летом 1839 года больной переехал в Италию. В Риме он сблизился с писателем И.С. Тургеневым. Позже в своём романе «Рудин», опубликованном в 1856 году, писатель придал черты Николая Станкевича герою Покорскому, лидеру философского кружка.
- Летом 1840 года, 25 июня (7 июля), находясь в итальянском городе Нови-Лигуре, Николай Владимирович Станкевич скончался во сне на 27-ом году жизни.
О личных отношениях
В личной жизни молодой философ-идеалист стремился к возвышенным отношениям. У него были увлечения, но сугубо земных связей он чуждался. Он был влюблён в Любовь Александровну Бакунину (1811 г. р.), старшую сестру его товарища по кружку, Михаила Бакунина. Девушка тоже во время приезда к брату посещала собрания и очень понравилась Николаю.
Когда Михаил пригласил Станкевича погостить к ним в тверское имение Прямухино, молодые люди объяснились. Уехав в Москву, Николай писал девушке нежные письма. Хотя перед отъездом за границу он охладел к Любе, но не стал говорить об этом. Девушка, как и он, была серьёзно больна и умерла от чахотки в 1838 году в Прямухино.
След в истории культуры
Николай Владимирович Станкевич и его роль в отечественной культуре дают право говорить об исключительном парадоксе. Он не стал известным литератором, не создал стройного философского учения, не написал труда по вопросам эстетики, хотя живо интересовался всем этим. Но все, кто посещал его кружок и прославился на поприще науки и искусства, испытали колоссальное влияние этого молодого философа и признавались в этом в воспоминаниях, дневниках, письмах.
На собраниях «кружка Станкевича» в острых спорах рождалась русская национальная идеология и эстетика. Участие в нём сформировало мировоззрение выдающихся представителей русской интеллигенции: В. Белинского, А. Кольцова, И. Тургенева, К. Аксакова, Т. Грановского, М. Бакунина и др. Феномен этой кружковой работы смог осуществиться благодаря несомненному лидерству её организатора и его человеческим качествам.
По воспоминаниям, Н. Станкевич обладал не только незаурядным умом, но и огромным обаянием. Его отношение к товарищам было лишено намёка на авторитарность. Он запомнился как мягкий, добрый молодой человек с умными карими глазами, взгляд которых был ласков и весел. В. Белинский писал: «Станкевич … всегда и для всех был авторитетом, потому что все добровольно и невольно сознавали превосходство его натуры над своею».
Самое ценное, что осталось от Николая Владимировича Станкевича, – это его переписка. В письмах к единомышленникам проявился блеск его ума и таланта. Убеждения автора сложились в юности. Их суть: главная сила исторического прогресса – в просвещении, а основная задача русской интеллигенции – пропаганда идей гуманизма, любви к человеку. Первым опубликовал переписку Н.В. Станкевича его племянник А.И. Станкевич в 1914 году.