ФИО: | Сухомлинский Василий Александрович |
Дата рождения: | 28 сентября 1918 г. |
Место рождения: | с. Васильевка, Кировоградская область |
Знак зодиака: | Весы |
Деятельность: | Педагог, писатель |
Дата смерти: | 2 сентября 1970 г. (51 год) |
Выдающийся педагог. Его новаторские идеи уникальны и сделали переворот в системе образования.
Детство и юность
Он родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Васильевка Кировоградской области. Его детство проходило в трудные времена, среди голода, нищеты и разрухи. Родители были малоимущими, но богатыми душевно. В семье царила дружелюбная атмосфера, родители не наказывали детей и не ссорились между собой в их присутствии.
Отец — Александр Емельянович работал деревенским плотником и столяром. Также проводил уроки труда, руководил избой-читальней, проявил себе как корреспондент.
Мама — Оксана Иудовна была домохозяйкой. Занималась детьми, увлекалась шитьем.
Василий был не единственным ребенком. Кроме него в семье росли Иван, Сергей и Мелания.
В 1933 году, окончив семилетку, он поступает в Кременчугский педагогический институт. Начавшиеся проблемы со здоровьем вынуждают его вернуться домой.
И в 1935 году он начинает преподавать украинский язык и литературу. В 1936 году переводится на заочное отделение Полтавского института.
В 1939 году с отличием заканчивает учебу.
Война
- В июле 1941 года уходит добровольцем на фронт. Но уже в начале 1942 получает тяжелое ранение. Врачи так и не смогли извлечь осколок, попавший в сердце, и не давали никаких надежд на выздоровление. Однако, вопреки прогнозам, он пошел на поправку. Его лечение проходило на Урале. Медицинская комиссия признала его непригодным для службы, и не дала разрешения идти на фронт. Он вынужденно остается в Удмуртии, в поселке Ува.
- С 1942 по 1944 директор местной школы.
- Узнав об освобождении Украины от фашистов, в 1944 году возвращается на родину. Едет в сопровождении жены, с которой познакомился во время плановых проверок школы. Ему предлагают должность начальника районного отдела народного образования. Однако административная работа пришлась ему не по душе, и он возвращается к любимому делу.
Педагогическая деятельность
В 1948 году становится директором школы в поселке Павлыш и находится на этом посту 23 года, до конца своих дней.
Вся жизнь педагога тесно переплелась с его трудовой деятельностью. Среди своих воспитанников он проводил большую часть своего времени, отдавал им все силы и любовь. Его идеи в профессии тесно переплелись с жизненными ценностями. Параллельно с директорской работой, работал в следующих направлениях:
- Проводил семинары по педагогике и психологии.
- Разрабатывал факультативные занятия по семейной жизни.
- Обучал старшеклассников основам этикета.
- Организовывал работу родительского клуба.
- Работал над проектами «Школа радости» и «Школа под открытым небом».
Его родное учреждение становится экспериментальной и исследовательской площадкой. Много внимания уделял изучению соотношения труда и отдыха, наблюдал за уровнем утомляемости. Предложил учителям заранее знакомиться с родителями будущих учащихся и помогать подготавливать ребенка к обучению.
В 1955 году успешно завершает написание научной работы «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».
По его настоянию на территории был посажен сад из фруктовых, лиственных и хвойных деревьев. За каждым школьником закреплялось до 10 деревьев. А уроки для младших классов проводились в саду, в беседках. Для девочек были обустроены комнаты, где находились книги о женской физиологии, гигиене и материнстве.
Был против единой школьной формы. Считал, что ребенок имеет право носить свободную одежду, но иметь эстетически опрятный внешний вид.
- С 1957 член-корреспондент Академии наук. Вместе с тем пишет сказки и рассказы для детей, которые учат добру, справедливости и ответственности. Работает над написанием книг и статей. Всего им написано более 30 книг и 500 статей. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям». Пишет программу «Воспитание красотой». Его работы печатались огромными тиражами и переводились на разные языки.
- В 1958 году за достижения в работе ему присуждается звание лучшего учителя УРСР. Широкое признание идеи и методы получили в разных странах мира, особенно в Китае и Японии.
- В начале 1960-х годов ездил на Кубу, был на приеме у Фиделя Кастро. Также посетил Германию, Венгрию, Болгарию.
- В 1968 получает звание Героя Социалистического труда.
- Умер 2 сентября 1970 года в достаточно молодом возрасте. Ему был 51 год. Причиной смерти стал все тот же осколок, находившийся в сердце со времен войны.
- В 1974 году посмертно присуждается Государственная премия УРСР за книгу «Сердце отдаю детям».
Личная жизнь
У него было два брака. Первый раз женился в 1939 году. Семья трагически распалась. Уходя на фронт, он оставил беременную жену в оккупированной Полтаве. Вера с малолетним сыном были убиты немцами за помощь партизанам. Василий мужественно перенес смерть близких людей, не утратив доброго отношения к людям.
В 1943 году вновь решил создать семью. Его второй женой стала Анна Девятова, учитель русского языка. Вместе они преподавали. Жена обеспечивала мужу комфорт и уют, занималась обустройством дома. В семье родился сын Сергей и дочь Ольга. Она пошла по стопам отца. Ольга Васильевна профессор, доктор психологических наук. Вспоминает, что отец не повышал на них с братом голос и не наказывал. Воспитывал личным примером. Был простым человеком, не привередливым в еде и одежде.
Организовывал для семьи поездки в разные города с целью посещения театров, выставок, ознакомления с памятниками культуры и архитектуры.
Принципы воспитания
- Необходимо полностью верить в ребенка и дать ему право свободно делать выбор. Не стоит заставлять исследовать и не наказывать за ошибки и провинности. Важно сохранять разумный баланс.
- Между дошкольным и школьным образованием должна быть тесная взаимосвязь.
- Оценки необходимо ставить только в подростковом возрасте. Младшие классы не оцениваются.
- Необходимо создавать доверительные отношения с учениками, побуждая их делиться своими проблемами.
- Нельзя увеличивать скорость усвоения и подачи новых знаний. Необходимо делать акцент на развитии способностей детей.
- Особое внимание детям-подросткам. Считал, что успешная подготовка ребенка к жизни, обучение владению эмоциями решает проблему трудных подростков.
Заключение
Методы Сухомлинского уникальны тем, что формируют в детях чувство собственного достоинства. Он первый смог в условиях авторитарного режима превратить обучение в радость от полученных знаний и наслаждение творчеством. Способствовал объединению школы и семьи. В центр поставил продвижение ребенка от успеха к успеху, что стало основным ориентиром для многих педагогов последующих поколений.