Василий Александрович Сухомлинский — краткая биография


Сухомлинский Василий Александрович

ФИО: Сухомлинский Василий Александрович
Дата рождения: 28 сентября 1918 г.
Место рождения: с. Васильевка, Кировоградская область
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Педагог, писатель
Дата смерти: 2 сентября 1970 г. (51 год)

Выдающийся педагог. Его новаторские идеи уникальны и сделали переворот в системе образования.

Детство и юность

Он родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Васильевка Кировоградской области. Его детство проходило в трудные времена, среди голода, нищеты и разрухи. Родители были малоимущими, но богатыми душевно. В семье царила дружелюбная атмосфера, родители не наказывали детей и не ссорились между собой в их присутствии.

Отец — Александр Емельянович работал деревенским плотником и столяром. Также проводил уроки труда, руководил избой-читальней, проявил себе как корреспондент.

Мама — Оксана Иудовна была домохозяйкой. Занималась детьми, увлекалась шитьем.

Василий был не единственным ребенком. Кроме него в семье росли Иван, Сергей и Мелания.

Василий Сухомлинский (слева) с сестрой Меланией и братом Сергеем (1929 г.)

Василий Сухомлинский (слева) с сестрой Меланией и братом Сергеем (1929 г.)

В 1933 году, окончив семилетку, он поступает в Кременчугский педагогический институт. Начавшиеся проблемы со здоровьем вынуждают его вернуться домой.

Василий Сухомлинский в 1934 г.

Василий Сухомлинский в 1934 г.

И в 1935 году он начинает преподавать украинский язык и литературу. В 1936 году переводится на заочное отделение Полтавского института.

В 1939 году с отличием заканчивает учебу.

Василий Сухомлинский в 1939 г. с друзьями по учебе

Василий Сухомлинский в 1939 г. с друзьями по учебе

Война

  • В июле 1941 года уходит добровольцем на фронт. Но уже в начале 1942 получает тяжелое ранение. Врачи так и не смогли извлечь осколок, попавший в сердце, и не давали никаких надежд на выздоровление. Однако, вопреки прогнозам, он пошел на поправку. Его лечение проходило на Урале. Медицинская комиссия признала его непригодным для службы, и не дала разрешения идти на фронт. Он вынужденно остается в Удмуртии, в поселке Ува.
  • С 1942 по 1944 директор местной школы.
  • Узнав об освобождении Украины от фашистов, в 1944 году возвращается на родину. Едет в сопровождении жены, с которой познакомился во время плановых проверок школы. Ему предлагают должность начальника районного отдела народного образования. Однако административная работа пришлась ему не по душе, и он возвращается к любимому делу.
Василий Сухомлинский в молодости

Василий Сухомлинский в молодости

Педагогическая деятельность

В 1948 году становится директором школы в поселке Павлыш и находится на этом посту 23 года, до конца своих дней.

Вся жизнь педагога тесно переплелась с его трудовой деятельностью. Среди своих воспитанников он проводил большую часть своего времени, отдавал им все силы и любовь. Его идеи в профессии тесно переплелись с жизненными ценностями. Параллельно с директорской работой, работал в следующих направлениях:

  • Проводил семинары по педагогике и психологии.
  • Разрабатывал факультативные занятия по семейной жизни.
  • Обучал старшеклассников основам этикета.
  • Организовывал работу родительского клуба.
  • Работал над проектами «Школа радости» и «Школа под открытым небом».

Его родное учреждение становится экспериментальной и исследовательской площадкой. Много внимания уделял изучению соотношения труда и отдыха, наблюдал за уровнем утомляемости. Предложил учителям заранее знакомиться с родителями будущих учащихся и помогать подготавливать ребенка к обучению.

Его называли «солнечным учителем», а методы – спасительными. Сторонник гуманистической педагогики, где во главу угла ставится личность ребенка. Он разработал уникальную систему, ввел инновации, чем заслужил славу новатора.

В 1955 году успешно завершает написание научной работы «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».

По его настоянию на территории был посажен сад из фруктовых, лиственных и хвойных деревьев. За каждым школьником закреплялось до 10 деревьев. А уроки для младших классов проводились в саду, в беседках. Для девочек были обустроены комнаты, где находились книги о женской физиологии, гигиене и материнстве.

Был против единой школьной формы. Считал, что ребенок имеет право носить свободную одежду, но иметь эстетически опрятный внешний вид.

Василий Сухомлинский с детьми

Василий Сухомлинский с детьми

  • С 1957 член-корреспондент Академии наук. Вместе с тем пишет сказки и рассказы для детей, которые учат добру, справедливости и ответственности. Работает над написанием книг и статей. Всего им написано более 30 книг и 500 статей. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям». Пишет программу «Воспитание красотой». Его работы печатались огромными тиражами и переводились на разные языки.
  • В 1958 году за достижения в работе ему присуждается звание лучшего учителя УРСР. Широкое признание идеи и методы получили в разных странах мира, особенно в Китае и Японии.
  • В начале 1960-х годов ездил на Кубу, был на приеме у Фиделя Кастро. Также посетил Германию, Венгрию, Болгарию.
  • В 1968 получает звание Героя Социалистического труда.
  • Умер 2 сентября 1970 года в достаточно молодом возрасте. Ему был 51 год. Причиной смерти стал все тот же осколок, находившийся в сердце со времен войны.
  • В 1974 году посмертно присуждается Государственная премия УРСР за книгу «Сердце отдаю детям».

Личная жизнь

У него было два брака. Первый раз женился в 1939 году. Семья трагически распалась. Уходя на фронт, он оставил беременную жену в оккупированной Полтаве. Вера с малолетним сыном были убиты немцами за помощь партизанам. Василий мужественно перенес смерть близких людей, не утратив доброго отношения к людям.

В 1943 году вновь решил создать семью. Его второй женой стала Анна Девятова, учитель русского языка. Вместе они преподавали. Жена обеспечивала мужу комфорт и уют, занималась обустройством дома. В семье родился сын Сергей и дочь Ольга. Она пошла по стопам отца. Ольга Васильевна профессор, доктор психологических наук. Вспоминает, что отец не повышал на них с братом голос и не наказывал. Воспитывал личным примером. Был простым человеком, не привередливым в еде и одежде.

С семьей

С семьей

Организовывал для семьи поездки в разные города с целью посещения театров, выставок, ознакомления с памятниками культуры и архитектуры.

Принципы воспитания

  • Необходимо полностью верить в ребенка и дать ему право свободно делать выбор. Не стоит заставлять исследовать и не наказывать за ошибки и провинности. Важно сохранять разумный баланс.
  • Между дошкольным и школьным образованием должна быть тесная взаимосвязь.
  • Оценки необходимо ставить только в подростковом возрасте. Младшие классы не оцениваются.
  • Необходимо создавать доверительные отношения с учениками, побуждая их делиться своими проблемами.
  • Нельзя увеличивать скорость усвоения и подачи новых знаний. Необходимо делать акцент на развитии способностей детей.
  • Особое внимание детям-подросткам. Считал, что успешная подготовка ребенка к жизни, обучение владению эмоциями решает проблему трудных подростков.
Он организовывал учебный процесс так, чтобы он приносил всем участникам радость. Такой подход к делу считался очень смелым. Как известно, в стране правил авторитарный режим. У него было много противников, его методы активно критиковали. Он не отступал и работал над достижением ожидаемого результата. Что требовало от него огромного мужества и выдержки.

Заключение

Методы Сухомлинского уникальны тем, что формируют в детях чувство собственного достоинства. Он первый смог в условиях авторитарного режима превратить обучение в радость от полученных знаний и наслаждение творчеством. Способствовал объединению школы и семьи. В центр поставил продвижение ребенка от успеха к успеху, что стало основным ориентиром для многих педагогов последующих поколений.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *