Дмитрий Владимирович Веневитинов — краткая биография


Веневитинов Дмитрий Владимирович

ФИО: Веневитинов Дмитрий Владимирович
Дата рождения: 14 (26) сентября 1805 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Поэт, прозаик, переводчик, философ
Дата смерти: 15 (27) марта 1827 г. (21 год)

Дмитрий Владимирович Веневитинов прожил неполных 22 года, но в истории русской литературы его имя стоит в одном ряду с именами известных русских поэтов XIX в. В его стихах, во многом пророческих, отражены те свободолюбивые настроения, которые владели молодежью 20-х годов этого века.

Кроме поэтического таланта, Веневитинов обладал талантами музыканта, живописца, философа; в обыденной жизни он был добр и отзывчив.

Детство

Д. Веневитинов родился 26 сентября (по новому стилю) 1805 г. в Москве, в дворянской семье.

Отец – Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), – военный. Когда умер отец, Дмитрий был ещё ребёнком 9 лет.

Мать – Анна Николаевна Веневитинова (из княжеского рода Оболенских- Белых, 1782-1841). Она была дальней родственницей А.С. Пушкина.

Мать руководила воспитанием и образованием детей – их в семье было 5. Она сама занималась с ними, а примерно с 8 лет их учителями становились лучшие преподаватели Московского университета, педагоги по музыке, живописи. Дмитрий к 14 годам в совершенстве овладел несколькими языками, в том числе древнегреческим и латинским, начал изучать итальянский, читал в подлинниках иностранную и античную литературу и делал первые попытки поэтических переводов.

Первое стихотворение (из сохранившихся до наших дней) «К друзьям» написал в 1821 г.

В 17 лет поступил в Московский университет вольнослушателем.

Д.В. Веневитинов (портрет П. Ф. Соколова)

Д.В. Веневитинов (портрет П. Ф. Соколова)

Краткая биография

  1. Поступив в 1822 г. в университет, юноша посещал лекции сразу на 4 факультетах: филологическом, медицинском, физико-математическом и общественно-политическом. В годы учёбы уже регулярно писал стихи, пробовал себя и в прозе.
  2. В университете заинтересовался философией и литературной критикой, поражая во время открытых диспутов преподавателей университета и студентов оригинальностью мышления.
  3. Всего за год учёбы сдал экзамен за университетский курс и в 1823 г. был принят Коллегию иностранных дел в Москве (в отдел архива).
  4. В 1823 г. при его содействии в Москве был создан философский кружок «Общество любомудрия», идеологом которого и учёным секретарём стал Веневитинов. Он изучал немецкую идеалистическую философию (работы Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте и др.). Принципы этого общества отражены в философской лирике Веневитинова.
  5. В 1824 г. вместе с братом посетил свои родовые имения в Воронежской губернии. Целью посещения было наведение порядка в их управлении, т.к. после смерти отца недобросовестный управляющий запустил дела. Эта поездка помогла поэту увидеть реальную жизнь крестьянской России. В это время он написал философские новеллы и стихи о природе.
  6. В 1825 г. присоединился к полемике по поводу выхода в печать романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Статья Веневитинова была первой его попыткой в литературной критике, и она оказалась успешной – Пушкин статью одобрил и отметил, что «прочёл её с любовью и вниманием».
  7. В 1826 г. был инициатором основания журнала «Московский вестник». Он определил его программу и стал во главе отдела литературной критики.
  8. Основанный им журнал выходил до 1830 г. В нём печатались многие поэты XIX в.: Баратынский, Пушкин, Глинка и др.
  9. В 1820-х годах в Москве был популярен салон княгини Зинаиды Волконской, в котором собирались поэты, музыканты, читали вслух новые произведения, делились мнениями и т.д. Здесь бывали Мицкевич, Пушкин, Баратынский. Веневитинов также посещал этот салон и был страстно влюблён в его хозяйку, которая была намного старше и имела сына.
  10. В 1826 г. он по протекции З. Волконской переехал в Петербург и начал службу в Министерстве иностранных дел. Перед его отъездом она подарила ему перстень, найденный в итальянском городе Геркуланум, погибшем, как и Помпеи, во время извержения Везувия. В связи с этим было написано пророческое стихотворение «К моему перстню».
  11. В 1826 г., после восстания декабристов, З. Волконская организовала проводы в Сибирь жён декабристов: княгини Екатерины Трубецкой и Марии Волконской. В этих проводах участвовал и Веневитинов. Его арестовали, заподозрив в причастности к деятельности декабристов. Три дня он провёл под арестом и был допрошен.
  12. Подозрения и обвинения в его адрес доказаны не были, но холодный каземат, грубый допрос – всё это сильно подорвало его здоровье. Петербургский климат также был ему вреден.
  13. В 1826 г. начал писать роман «Владимир Паренский». Завершить его не успел, были опубликованы только отрывки.
  14. В 1827 г. он впервые опубликовал свои стихи «Любимый цвет» (посвятил сестре Софье) и «Три розы».
  15. К 1827 г. Веневитинов становится в Петербурге признанным поэтом со своим стилем, оригинальным мышлением и тематикой.
  16. Умер 27 марта 1827 г. от пневмонии после сильной простуды. А. Герцен так высказался о его смерти: «…Веневитинов, правдивая, поэтическая душа, сломленная в двадцать два года грубыми руками российской действительности».
  17. Перед смертью по его завещанию ему надели на палец перстень, подаренный З. Волконской.
  18. Первоначально похоронен в Москве на кладбище Симонова монастыря. На похоронах присутствовали Пушкин и Мицкевич.
  19. После сноса Симонова монастыря перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Перстень был снят и передан в Литературный музей в Москве.
  20. Его собрание сочинений было опубликовано в 1829 г. (стихи) и в 1830 г. (проза).
Памятник Д.В. Веневитинову в Новоживотинном

Памятник Д.В. Веневитинову в Новоживотинном

Д.В. Веневитинов не был женат и не имел детей.

Значение творчества

Литературная деятельность Д. Веневитинова была разносторонней: он писал стихи и прозу, литературно-критические статьи, занимался переводами (Гофман, Гёте).

Основная тематика его стихов – лирика, философия, судьба поэта. Отмечают в его поэзии пророчество ранней смерти.

Эстетические взгляды Веневитинова основывались на идеях романтизма. Литературная критика, считал он, должна оценивать словесность не абстрактно, а с точки зрения своего времени. Философские взгляды Веневитинова были близки к идеалистической немецкой философии, особенно к идеям Ф. Шеллинга.

Веневитинов считал философию «наукой познания», а сам процесс познания связывал с историческим развитием общества. Общество проходит три «степени»:

  • Первобытное состояние (дофилософское) как время единения человека и природы.
  • Появление наук (в том числе философии), и тогда человек «раззнакомился с природой»
  • Философия приходит к вершине своего развития, между природой и человеком вновь устанавливается гармония.

Основные философские идеи Д. Веневитинова выражены в его письмах к княжне А.И. Трубецкой (1826). Для него характерны идеи «общего блага», гражданской позиции, критика индивидуализма.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *