ФИО: | Веневитинов Дмитрий Владимирович |
Дата рождения: | 14 (26) сентября 1805 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Дева |
Деятельность: | Поэт, прозаик, переводчик, философ |
Дата смерти: | 15 (27) марта 1827 г. (21 год) |
Дмитрий Владимирович Веневитинов прожил неполных 22 года, но в истории русской литературы его имя стоит в одном ряду с именами известных русских поэтов XIX в. В его стихах, во многом пророческих, отражены те свободолюбивые настроения, которые владели молодежью 20-х годов этого века.
Кроме поэтического таланта, Веневитинов обладал талантами музыканта, живописца, философа; в обыденной жизни он был добр и отзывчив.
Детство
Д. Веневитинов родился 26 сентября (по новому стилю) 1805 г. в Москве, в дворянской семье.
Отец – Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), – военный. Когда умер отец, Дмитрий был ещё ребёнком 9 лет.
Мать – Анна Николаевна Веневитинова (из княжеского рода Оболенских- Белых, 1782-1841). Она была дальней родственницей А.С. Пушкина.
Мать руководила воспитанием и образованием детей – их в семье было 5. Она сама занималась с ними, а примерно с 8 лет их учителями становились лучшие преподаватели Московского университета, педагоги по музыке, живописи. Дмитрий к 14 годам в совершенстве овладел несколькими языками, в том числе древнегреческим и латинским, начал изучать итальянский, читал в подлинниках иностранную и античную литературу и делал первые попытки поэтических переводов.
Первое стихотворение (из сохранившихся до наших дней) «К друзьям» написал в 1821 г.
В 17 лет поступил в Московский университет вольнослушателем.
Краткая биография
- Поступив в 1822 г. в университет, юноша посещал лекции сразу на 4 факультетах: филологическом, медицинском, физико-математическом и общественно-политическом. В годы учёбы уже регулярно писал стихи, пробовал себя и в прозе.
- В университете заинтересовался философией и литературной критикой, поражая во время открытых диспутов преподавателей университета и студентов оригинальностью мышления.
- Всего за год учёбы сдал экзамен за университетский курс и в 1823 г. был принят Коллегию иностранных дел в Москве (в отдел архива).
- В 1823 г. при его содействии в Москве был создан философский кружок «Общество любомудрия», идеологом которого и учёным секретарём стал Веневитинов. Он изучал немецкую идеалистическую философию (работы Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте и др.). Принципы этого общества отражены в философской лирике Веневитинова.
- В 1824 г. вместе с братом посетил свои родовые имения в Воронежской губернии. Целью посещения было наведение порядка в их управлении, т.к. после смерти отца недобросовестный управляющий запустил дела. Эта поездка помогла поэту увидеть реальную жизнь крестьянской России. В это время он написал философские новеллы и стихи о природе.
- В 1825 г. присоединился к полемике по поводу выхода в печать романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Статья Веневитинова была первой его попыткой в литературной критике, и она оказалась успешной – Пушкин статью одобрил и отметил, что «прочёл её с любовью и вниманием».
- В 1826 г. был инициатором основания журнала «Московский вестник». Он определил его программу и стал во главе отдела литературной критики.
- Основанный им журнал выходил до 1830 г. В нём печатались многие поэты XIX в.: Баратынский, Пушкин, Глинка и др.
- В 1820-х годах в Москве был популярен салон княгини Зинаиды Волконской, в котором собирались поэты, музыканты, читали вслух новые произведения, делились мнениями и т.д. Здесь бывали Мицкевич, Пушкин, Баратынский. Веневитинов также посещал этот салон и был страстно влюблён в его хозяйку, которая была намного старше и имела сына.
- В 1826 г. он по протекции З. Волконской переехал в Петербург и начал службу в Министерстве иностранных дел. Перед его отъездом она подарила ему перстень, найденный в итальянском городе Геркуланум, погибшем, как и Помпеи, во время извержения Везувия. В связи с этим было написано пророческое стихотворение «К моему перстню».
- В 1826 г., после восстания декабристов, З. Волконская организовала проводы в Сибирь жён декабристов: княгини Екатерины Трубецкой и Марии Волконской. В этих проводах участвовал и Веневитинов. Его арестовали, заподозрив в причастности к деятельности декабристов. Три дня он провёл под арестом и был допрошен.
- Подозрения и обвинения в его адрес доказаны не были, но холодный каземат, грубый допрос – всё это сильно подорвало его здоровье. Петербургский климат также был ему вреден.
- В 1826 г. начал писать роман «Владимир Паренский». Завершить его не успел, были опубликованы только отрывки.
- В 1827 г. он впервые опубликовал свои стихи «Любимый цвет» (посвятил сестре Софье) и «Три розы».
- К 1827 г. Веневитинов становится в Петербурге признанным поэтом со своим стилем, оригинальным мышлением и тематикой.
- Умер 27 марта 1827 г. от пневмонии после сильной простуды. А. Герцен так высказался о его смерти: «…Веневитинов, правдивая, поэтическая душа, сломленная в двадцать два года грубыми руками российской действительности».
- Перед смертью по его завещанию ему надели на палец перстень, подаренный З. Волконской.
- Первоначально похоронен в Москве на кладбище Симонова монастыря. На похоронах присутствовали Пушкин и Мицкевич.
- После сноса Симонова монастыря перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Перстень был снят и передан в Литературный музей в Москве.
- Его собрание сочинений было опубликовано в 1829 г. (стихи) и в 1830 г. (проза).
Д.В. Веневитинов не был женат и не имел детей.
Значение творчества
Литературная деятельность Д. Веневитинова была разносторонней: он писал стихи и прозу, литературно-критические статьи, занимался переводами (Гофман, Гёте).
Основная тематика его стихов – лирика, философия, судьба поэта. Отмечают в его поэзии пророчество ранней смерти.
Веневитинов считал философию «наукой познания», а сам процесс познания связывал с историческим развитием общества. Общество проходит три «степени»:
- Первобытное состояние (дофилософское) как время единения человека и природы.
- Появление наук (в том числе философии), и тогда человек «раззнакомился с природой»
- Философия приходит к вершине своего развития, между природой и человеком вновь устанавливается гармония.
Основные философские идеи Д. Веневитинова выражены в его письмах к княжне А.И. Трубецкой (1826). Для него характерны идеи «общего блага», гражданской позиции, критика индивидуализма.