Полное имя: | Иоганн Генрих Песталоцци |
Дата рождения: | 12 января 1746 г. |
Место рождения: | Цюрих, Швейцария |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Педагог |
Дата смерти: | 17 февраля 1827 г. (81 год) |
Детство и юность
Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 г. в Цюрихе. Семья жила не богато. Отец был хирургом (по другим данным – глазным врачом). Мать, в девичестве Хотце, занималась воспитанием детей, их в семье было трое. Иоганн был средним ребёнком.
Когда мальчику было 5 лет, умер отец. Содержать семью матери помогала горничная Барбара Шмид.
В 1751 г. Иоганн начал посещать немецкую начальную школу. Там он обучался чтению, письму, элементарному счёту, заучивал молитвы, библейские тексты и катехизис. В 1754 г. мальчик перешёл в среднюю латинскую школу.
А в 1763 г. Песталоцци продолжил обучение в высшей Цюрихской школе Коллегиум Каролинум, желая стать священником. Он учился у таких известных педагогов как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер, оказавших большое влияние на формирование взглядов юноши.
Также в студенческие годы Иоганн прочитал произведение французского философа Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании», которое оставило сильный след в душе юноши.
Краткая биография
- В 1765 г. молодой человек понял, что не желает быть священником, и оставил учебное заведение. Он планировал самостоятельно выучиться на юриста.
- В это время Песталоцци состоял в Гельветическом обществе и писал статьи для выпускаемого им журнала «Der Erinnerer». За чрезмерную критику действующих властей журнал вскоре закрыли.
- В 1767 г. по предложению своих друзей Иоганн решил заняться фермерством. Под ссуду знакомого банкира он купил земельный участок недалеко от Цюриха и построил на нём дом, названный «Нойгоф». Однако земля оказалась непригодной для возделывания. Организованное им прядильное предприятие тоже не имело успеха. Песталоцци столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями.
- После неудачи на фермерском поприще Иоганн решил заняться помощью бедным крестьянским детям. В своём доме он организовал трудовую (индустриальную) школу для детей бедняков. Он обучал их грамоте, счёту, ремеслу, работам в поле.
- В 1779 г. из-за тяжёлого материального положения Песталоцци был вынужден закрыть свою школу и заняться литературной деятельностью.
- В 1780 г. вышло его первое произведение – сборник афоризмов «Досуги отшельника». Сборник был встречен читателями прохладно, но именно в нём впервые были представлены основные идеи автора.
- В 1781 г. вышел первый том социально-педагогического романа «Лингард и Гертруда, книга для народа», который быстро завоевал популярность. До 1787 г. вышли следующие 3 тома этого произведения.
- В 1782 г. Песталоцци был редактором еженедельной газеты «Швейцерблатт», которая вскоре закрылась.
- В 1794 г. Иоганн отправился в Лейпциг навестить свою сестру. Там он познакомился с писателями и философами: Гёте, Виландом, Гердером и Фихте. По предложению последнего Песталоцци написал и в 1797 г. опубликовал книгу «Исследование природы в развитии человечества».
- В 1798 г. по приглашению Швейцарского правительства Песталоцци отправился в Штанс для организации детского приюта и школы, под который было выделено полуразрушенное здание бывшего монастыря. Под присмотром педагога оказалось более 50 детей-сирот, с которыми он сумел поладить и найти общий язык. Несмотря на плохие условия и отсутствие помощников, он с большим энтузиазмом занимался педагогической деятельностью.
- В 1799 г. Песталоцци был вынужден закрыть школу, т.к. здание потребовалось французским войскам. Он уехал в Бургдорф, где стал сначала помощником учителя.
- В 1800 г. Иоганн основал в Бургдорфе институт – школу с интернатом. Занимался подготовкой учителей, разделявших его новаторские взгляды, разработал новую методику преподавания.
- В 1801 г. вышла главная книга знаменитого педагога «Как Гертруда учит своих детей». Основная мысль состояла в том, что процесс воспитания должен быть основан на природе человека. А самый действенный метод обучения – метод наглядности и стимулирование умственных способностей.
- В 1804 г. в составе национальной делегации Швейцарии Песталоцци отправился в Париж.
- По возвращении педагог узнал, что здание Бургдорфского института хочет забрать швейцарское правительство. В результате институт переехал в Ивердон. К этому времени имя Песталоцци стало известным по всей Европе, привлекая новых посетителей и учеников. Школа процветала, состоятельные семьи стремились отдать туда своих отпрысков.
- В 1805-1812 гг. педагог написал несколько статей, посвящённых воспитанию детей бедняков. Он также искал средства, чтобы открыть новое учреждение для бедных.
- В 1809 г. в Ивердоне была открыта также школа для девочек.
- В 1818 г. недалеко от города Песталоцци удалось открыть школу для детей из бедных семей. К этому времени состояние здоровья педагога сильно ухудшилось.
- В 1825 г. Ивердонский институт был закрыт из-за внутренних разногласий между учителями и финансовых трудностей. Иоганн вернулся в Нойгоф.
- В 1826 г. вышла последняя книга учёного «Лебединая песня».
- 17 февраля 1827 г. Иоганн Генрих Песталоцци скончался. Ему был 81 год.
Личная жизнь
В 1769 г. Иоганн женился на Анне Шультгес, происходившей из богатой купеческой семьи.
Вскоре у супругов родился единственный сын Жан-Жак Песталоцци. Он был болезненным ребёнком, страдал от эпилептических припадков. Умер Жан-Жак в возрасте 31 года, после себя оставил жену и сына Готлиба.
Вклад и значимость
Иоганн Генрих Песталоцци был выдающимся швейцарским педагогом-гуманистом, он внёс огромный вклад в педагогическую теорию и практику.
Он разработал основы первоначального образования и сформулировал теорию природосообразного обучения, т.е. опирающегося на законы природы. Ребёнок должен не просто накапливать знания, но получать их практическим путём из личного опыта, под руководством учителя. Так, постепенно накапливая и анализируя знания, переходя от простого к сложному, у ребёнка формируется логичная и понятная картина мира. Он учится самостоятельно мыслить.
Главными составляющими элементарного образования педагог считал чтение, счёт и наблюдение.
Песталоцци первым сказал о необходимости всестороннего гармоничного развития человека. Помимо интеллектуальной деятельности важно уделять внимание физическому и нравственному развитию ребёнка. Идеи великого педагога и сегодня не утратили своей актуальности.