ФИО: | Кустодиев Борис Михайлович |
Дата рождения: | 23 февраля (7 марта) 1878 г. |
Место рождения: | Астрахань |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Художник |
Дата смерти: | 26 мая 1927 г. (49 лет) |
Борис Михайлович Кустодиев – человек огромного художественного таланта и необыкновенной силы воли. Он был портретистом, мастером жанровых сцен, пейзажей, иллюстраций, работал театральным художником и декоратором.
Его личные качества – порядочность, умение при любых обстоятельствах оставаться самим собой, честность, преданность избранному делу – заслуживают уважения не менее, чем талант живописца.
Астрахань: начало жизненного и творческого пути
Борис Михайлович Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 г. в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии Михаила Лукича Кустодиева. Но вскоре отец умер, и матери, Екатерине Прохоровне, пришлось одной воспитывать четверых детей. Она зарабатывала игрой на рояле в богатых семьях во время праздников, а также вышиванием.
Начальное образование получил в церковно-приходской школе, затем учился в гимназии. В возрасте 9 лет впервые попал на выставку картин передвижников, которые так поразили мальчика, что он решил стать художником.
Мать поддержала увлечение сына и, несмотря на сложности жизни, смогла оплатить его уроки живописи у астраханского художника Павла Власова. Так начался путь Бориса Кустодиева в большое искусство.
Краткая биография
- В 1896 г. Кустодиев стал студентом Высшего художественного училища при Академии художеств.
- Он увлеченно и много работал, внимательно изучал натуру. Портретная живопись более всего увлекала начинающего художника.
- Это заметил Илья Репин, учеником которого со второго курса стал Кустодиев, и доверил ему быть соавтором огромной заказанной картины «Торжественное заседание Государственного совета». Молодой художник создал 27 портретов на этом полотне, которое сейчас экспонируется в Русском музее Петербурга.
- Слава портретиста не вскружила ему голову, и для конкурса он не стал снова обращаться к этому жанру, а решил попробовать себя в других направлениях живописи, отправившись в 1900 г. в Костромскую губернию. Здесь он встретил и свою любовь – Юлию Прошинскую, которая через 3 года стала его женой.
- Картина «На базаре» стала итоговой. Курс учёбы был закончен 31 октября 1903 г. с золотой медалью. Кустодиев получил звание художника и был награждён годовой творческой поездкой за границу и по России.
- Полгода он с семьёй (женой и 3-месячным сыном) провёл в Европе, изучая и копируя работы известных художников в Италии, Германии, Испании и Франции.
- Возвратившись в Россию в 1904 г., снова отправился в Костромскую губернию, чтобы завершить серии картин «Деревенские праздники» и «Ярмарки».
- В 1905 г. приобрел под Кинешмой Костромской губернии землю и начал строительство дома, который стал его мастерской. Художник называл этот дом «Терем».
- Начало собственного пути в искусстве. Реализм в живописи был для него уже пройденным этапом. Кустодиев мечтал писать не с натуры, а из собственного видения и понимания русской красоты. Он мог часами бродить по ярмаркам, наблюдать за народными гуляниями, его привлекало народное искусство, лубок. Желание запечатлеть всю эту красоту овладевало им все больше.
- Талант художника быстро развивался, появились новые художественные увлечения: в 1905 г. он занялся графикой и начал работать карикатуристом в журналах «Адская почта», «Жупел», а затем увлекся иллюстрацией. Первым опытом в этом жанре стала повесть Н. Гоголя «Шинель», иллюстрации к которой он создал в 1909 г. И ещё один вид живописи освоил художник в это время: театральные декорации. Он получил место помощника декоратора в Мариинском театре Петербурга.
- В 1909 г. группа художников (А. Куинджи, И. Репин, В. Матэ) выдвинула кандидатуру Кустодиева на получение звания Академика живописи. Это предложение было утверждено.
- В 1909 г. у Кустодиева приступы боли в руке начались – это было начало тяжелой болезни: опухоли спинного мозга. Далее боли всё усиливались и стали невыносимыми. Он лечился в Швейцарии, оперировался в Германии. Но полного излечения не наступило, а боли не прекращались.
- Возвратившись в Россию, художник продолжал работать лёжа или сидя в инвалидном кресле. Его работы этого периода удивляют своей жизнерадостностью, ярким колоритом и разнообразием жанров: портреты, бытовые зарисовки, сцены из деревенской жизни, русская природа, которую художнику приходилось наблюдать только из окна.
- В 1916 г. снова усилились боли в руке. Врачи в Петербурге приняли решение оперировать больного, но поставили его перед выбором: сохранить подвижность или только рук, или только ног. Жена понимала, что для художника важнее руки, и взяла на себя ответственность за решение.
- Часто случается, что новое в искусстве принимается не сразу. Работы Кустодиева подвергались критике, обвинениям в безвкусии, особенно доставалось мастеру за его «дебелых красавиц».
- А вот в театре творчество художника очень ценили. Кроме декораций, в 1914 г. он начал создавать эскизы костюмов для постановок пьес А. Островского. Продолжал работать и в портретном жанре. Так шли годы, наполненные творчеством, радостью семейной жизни, но одновременно и страшными болями, неподвижностью, которая сковывала его творческие возможности.
- В таком тяжёлом состоянии в 1918-1925 гг. Борис Кустодиев продолжал расширять тематику живописи и её жанры: оформлял книги, иллюстрировал их («Сказки Пушкина»), рисовал плакаты, создал картину «Большевик» (1920), оформил обложку журнала «Коммунистический интернационал», создавал эскизы для революционных плакатов и демонстраций, рисовал декорации к операм Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Царская невеста» и к другим спектаклям.
- В годы мучительной болезни художник создал лучшие свои работы: «Красавица» (1915), «Масленица» (1916), «Купчиха за чаем» (1918), «Ф.И. Шаляпин на ярмарке» (1921) и другие.
- В 1926 г. художник окончил работу над одной из самых выдающихся своих картин – «Русская Венера», работая всего по несколько часов в день. Прообразом русской красавицы на полотне «Русская Венера» была его дочь Ирина. Художник писал об этом так: «Это будешь и ты и не ты, тип русской женщины».
- Последний год жизни Кустодиева был особенно мучительным из-за резко прогрессировавшей болезни. Он просил дать ему разрешение выехать на лечение в Германию. Его просьбу удовлетворили, но было уже поздно: он умер 26 мая 1927 г., не успев получить загранпаспорт.
- Б.М. Кустодиев похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Ленинграде (Петербурге).
Семья
Жена Юлия Евстафьевна Кустодиева (Прошинская, 1880-1942). Из семьи польского придворного советника, рано умершего.
Воспитывалась в чужой семье (у опекунов). Училась в училище при Смольном институте. Работала машинисткой в учреждении и одновременно училась живописи.
Художник создал несколько портретов своей любимой женщины.
Дети:
- Сын Кирилл Кустодиев (1903-1971) – художник, театральный художник, художник-декоратор. Окончил факультет живописи ВХУТЕИН в 1926 г. Работал в различных ленинградских театрах художником-декоратором. Написал книгу воспоминаний об отце. Б.М. Кустодиев создал много портретов сына.
- Дочь Ирина Кустодиева (1905-1981). Любимая и постоянная модель художника – он написал множество портретов девочки с первых дней её жизни, а над последним портретом Ирины он работал за день до смерти. Информации о жизни Ирины Кустодиевой очень мало. Она окончила техникум сценических искусств в Ленинграде. Работала в БДТ и театрах Ленинградской области. В годы Великой Отечественной войны жила в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара). С 1943 г. занималась концертной деятельностью. Жизнь окончила в Доме ветеранов сцены.
- Сын Игорь Кустодиев скончался в младенчестве от менингита.
Жизнь – подвиг
Б.М. Кустодиев 18 последних лет жизни провёл в преодолении боли, иногда невыносимой. Удивительно, что именно в этот период им написаны самые жизнерадостные полотна, отличающиеся настоящим буйством красок. Трудно поверить, что при создании этих картин человек от сильной боли иногда вообще не мог держать в руках кисть.
Современник художника, знаменитый Шаляпин, так сказал о нём: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…»
Значение творчества. Память
- Борис Кустодиев – художник многогранный. В живописи он начинал с жанра портрета.
- Им было создано множество портретов членов семьи – жены, детей, а также студентов и преподавателей Академии художеств и известных людей, его современников. Он мог точно уловить самую яркую черту внешности, сделать акцент на главной детали характера, выразить индивидуальность (портрет Ф.И. Шаляпина на ярмарке, групповой портрет физиков П. Капицы и Н. Семёнова и др.). Он умел создать портрет-картину, в которой характер портретируемого раскрывался через окружающий мир.
- Но более всего талант художника проявился в жанровых картинах, в изображении праздничного крестьянского, мещанского и купеческого быта. Основой этих картин были его личные наблюдения, но реализм жизни перевоплощался на его полотнах в сказку. Этому способствовал найденный художником собственный приём стилизации народной жизни.
- Большой вклад Кустодиев внес и в театральную жизнь: он оформлял спектакли, создавал эскизы декораций, костюмы. Его яркие декорации украшали спектакли и помогали донести идеи авторов и режиссеров до зрителей.
- Художник много работал в жанре иллюстрации и книжной графики. Широко известны его иллюстрации к повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) и др. Он также освоил технику гравюры и линогравюры.
- После Октябрьской революции участвовал в оформлении к праздникам города Петрограда, создавал плакаты революционной тематики.
- Память Б.М. Кустодиева увековечена в названиях улиц его имени (в Петербурге, Астрахани, Кинешме, Геленджике).
- Самолет Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот» носит его имя.
- Аэропорт Астрахани назван именем Бориса Кустодиева.
- В Астрахани находится Дом-музей Б.М. Кустодиева.