ФИО: | Раскова (Малинина) Марина Михайловна |
Дата рождения: | 15 (28) марта 1912 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Овен |
Чем известна: | Летчица-штурман, майор, Герой Советского Союза |
Дата смерти: | 4 января 1943 г. (30 лет) |
Заметив в воздухе самолеты По-2, фашисты в панике кричали: «Ночные ведьмы!» – так они называли женский полк ночных бомбардировщиков. Это авиасоединение было создано легендарной летчицей Мариной Михайловной Расковой. Она погибла в возрасте 30 лет, но за столь короткую жизнь успела сделать много великих и героических дел.
Музыкальное детство
Марина Михайловна Раскова, урожденная Малинина – коренная москвичка. Она появилась на свет в семье Михаила Дмитриевича и Анны Спиридоновны Малининых 28 марта 1912 г.
Отец девочки был певцом и преподавателем вокала, мама работала в школе учительницей французского языка. Марина с детства пела, играла на рояле. Ничто не предвещало ее авиационного будущего.
В 1919 году глава семейства трагически погиб под колесами мотоцикла. Семья оказалась в бедственном положении, часто в доме не было даже хлеба. Марину отдали в музыкальную школу при консерватории, где она получала паек и стипендию. Однако девочке больше нравились, не музыкальные занятия, а биология и химия.
Поиск призвания
- В 1928 г. девушка окончила школу и пошла работать. Началась ее трудовая деятельность на Бутырском анилинокрасочном заводе в должности лаборантки, затем – химика-аналитика. Здесь произошло ее знакомство с инженером Сергеем Расковым, за которого в 1929 г. она вышла замуж и сменила фамилию. В 1930-м родила дочку.
- В 1932 г. Раскова устроилась в Военно-воздушную академию им. Жуковского на должность чертежницы: деятельная натура не позволила ей сидеть дома и заниматься хозяйством. Девушка хотела строить коммунизм и трудиться на благо страны, как призывали газетные лозунги. Здесь, в академии, началось ее увлечение небом. Она посещала лекции и практические занятия, изучала навигационные приборы, читала спецлитературу.
- В 1934 году Раскова с отличием сдала квалификационные экзамены по специальности «штурман» в Ленинградском институте инженеров воздушного флота. Годом позже окончила летную школу Центрального авиаклуба и стала пилотом. В тот же период молодая женщина начала преподавать штурманское дело в академии им. Жуковского, чем поначалу раздражала своих учеников – офицеров-летчиков.
Летная карьера
- В середине 1930-х Марине Михайловне поручили подготовку первомайских военно-воздушных парадов. Она рассчитывала маршруты для каждого летательного аппарата, выстраивала ровную колонну, а затем сама вела за собой строй на флагманском самолете.
- 1930-е годы ознаменовались борьбой разных стран за установление рекордов дальности авиационных перелетов. В 1937-38 гг. Раскова в составе нескольких женских экипажей летала по маршрутам Москва – Актюбинск и Севастополь – Архангельск в качестве штурмана.
- 24 сентября 1938 г. экипаж советского самолета «Родина» в составе Валентины Гризодубовой, Марины Расковой, Полины Осипенко стартовал с подмосковного аэродрома в Жуковском и взял курс на Хабаровск. Три советских летчицы обязались поставить мировой рекорд по беспосадочному перелету – 6450 км. В экстремальных погодных условиях штурману Расковой пришлось находить маршрут вслепую, отогревать замерзающие приборы и рацию своим телом. Топливо кончалось, и командир экипажа Гризодубова приказала Расковой прыгать с парашютом.
- 10 дней, проведенных в тайге, стали школой выживания для молодой летчицы. В кармане у нее был револьвер, коробок спичек и полторы плитки шоколада. Она босиком шла в направлении предполагаемой экстренной посадки самолета, питалась ягодами, спала на ветках деревьев, спасаясь от хищников. Однажды встретилась с медведем и отогнала его выстрелом из пистолета. Позднее Раскова описала все эти события в книге «Записки штурмана».
- После благополучного возвращения экипажа «Родины» Марина Михайловна стала любимицей всего советского народа, символом современного типа женщины. Люди со всей страны писали ей письма, присылали подарки, выдвигали в депутаты. Тысячи девушек отправились в аэроклубы, горя желанием стать «как Раскова».
- 2 ноября 1938 г. всей команде экипажа «Родина» были присвоены почетные звания Героев Советского Союза. Это был первый случай в истории СССР, когда женщины удостаивались таких почестей.
Военная карьера
С 1937 г. началась военная карьера Расковой как сотрудника НКВД и как офицера ВВС. Она работала в секретных отделах Управления госбезопасности, руководила международными авиалиниями СССР. Была лично знакома с И.В. Сталиным.
В 1941 г. в начале Великой Отечественной войны отважная летчица занялась созданием женских боевых авиационных подразделений. Женщины-пилоты были все еще экзотическим явлением, и мужчины-военные относились к ним скептически. Раскова пришла в кабинет Сталина и в эмоциональной форме изложила свой взгляд на проблему. В результате глава государства поручил Марине Михайловне сформировать целых три женских полка в рамках одного авиационного соединения:
- Полк истребителей на машинах Як-1 – из высококлассных и опытных пилотов.
- Полк тяжелых бомбардировщиков на новейших самолетах Пе-2 – из профессиональных летчиц гражданской авиации со значительным стажем.
- Полк легких ночных бомбардировщиков – из начинающих пилотов и штурманов с небольшим налетом часов.
Раскова возглавила огромное хозяйство: три полка необходимо было обеспечить техникой, топливом, обмундированием и питанием. Кроме материально-технического обеспечения и решения бытовых проблем, Марина Михайловна занималась организацией обучения девушек ведению воздушного боя, пилотированию в военных условиях. Времени для повышения собственной летной квалификации у нее совершенно не было, боевых полетов она не совершала.
Трагическая гибель
Подготовив три женских авиационных полка, 4 января 1943 г. Раскова сама вылетела во главе эскадрильи на военный аэродром вблизи г. Энгельс. Недостаток опыта управления бомбардировщиком Пе-2 и сложные погодные условия привели к потере управления и гибели самолета и его экипажа. Комиссия по расследованию причин аварии установила, что майором Расковой были нарушены требования предполетной подготовки и самого полета. Однако заслуги Марины Михайловны были столь велики, что эта трагическая ошибка не повлияла на отношение к ней руководства страны и всего народа.
Семья
С 1929 по 1935 гг. Марина Михайловна состояла в официальном браке с инженером Сергеем Ивановичем Расковым. Супруги не сошлись во взглядах: муж не одобрял профессию супруги.
Их дочь Татьяна, 1931 года рождения, училась в той же школе, что и ее мама. Занималась музыкой и танцами в балетной студии при Большом театре. Окончила искусствоведческое отделение филфака МГУ.
Воспитанием Тани занималась бабушка Анна Спиридоновна Малинина, мать Расковой. В 1950 г. она написала биографическую книгу о своей дочери «Жизненный путь Марины».
Заслуги Расковой
Марина Михайловна во многом была первопроходцем: первая женщина-штурман, одна из первых женщин-героев Советского Союза, создательница единственного женского боевого авиасоединения. Несмотря на некоторые допущенные ошибки, родина высоко оценила ее заслуги:
- Марина Михайловна – кавалер двух орденов Ленина и медали «Золотая звезда».
- В 1943 г., вскоре после трагической гибели летчицы, созданный ею полк пикировщиков бомбардировщиков переименовали: он стал 125-м Гвардейским полком авиации им. М. Расковой.
- В 1944 г. ее наградили орденом Отечественной войны I степени (посмертно).
- Урна с прахом летчицы захоронена на Красной площади, в колумбарии Кремлевской стены.
- В честь легендарной летчицы получили названия улицы, переулки и площади в разных городах Советского Союза, в т.ч. в Москве, поселки в Саратовской и Магаданской областях.
- Имя Марины Расковой с гордостью носят общеобразовательные школы, авиационное училище в Тамбове, воздушные и водные суда. в 2020 г. в городе Энгельс ей был установлен памятник.