Жан де Лафонтен — краткая биография


Жан де Лафонтен

Полное имя: Жан де Лафонтен
Дата рождения: 8 июля 1621 г.
Место рождения: Шато-Тьерри, Франция
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Писатель, поэт-баснописец, литератор
Дата смерти: 13 апреля 1695 г. (73 года)

Жан де Лафонтен — поэт, один из самых читаемых французских авторов 17 столетия, ставший известным, главным образом, из-за книги «Басни». В сборник вошло около 240 поэтических произведений, среди которых есть обретшие бессмертие шедевры.

Детство и юность

Жан де Лафонтен появился на свет 8 июля 1621 года. Местом рождения будущего баснописца стало местечко Шато-Тьерри, расположенное менее чем в 100 км к востоку от Парижа. Его отец, Шарль де Лафонтен, был чиновником лесного департамента. Мать семейства звали Франсуаза Пиду. У Жана была сводная сестра, Анн де Жуи, дочь Франсуазы от первого брака, и младший брат Клод.

Фамилия Лафонтен не принадлежала к дворянскому роду. Тем не менее, должность главного смотрителя вод и лесов графства Шато-Тьерри, которую занимал отец, была весьма доходной, и семья представляла верхушку провинциального среднего класса.

Жан получил классическое образование в местной гимназии, что подразумевало хорошее владение латинским языком. Преподаванию древнегреческого языка уделялось гораздо меньше времени и внимания, о чем Лафонтен всегда впоследствии сожалел.

В 1635 г. юноша поступил в Парижский колледж.

Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен

Значимые события биографии

  1. Май 1641 г. Готовясь к карьере священника, Жан начинает посещать Ораторий для изучения церковной философии и музыки. В октябре того же года Лафонтен поступает в католическую семинарию Святого Маглуара в Париже.
  2. 1642 г. Молодой человек понимает, что не создан для церковного служения. Он оставляет учебу в семинарии и возвращается домой.
  3. 1645 г. Жан снова в Париже, изучает юриспруденцию. Но главное, что его интересует — это поэзия. Он регулярно посещает собрания общества «Рыцарей круглого стола» — кружок парижских молодых поэтов.
  4. 1647 г. Шарль де Лафонтен передал свою должность Жану как старшему сыну. Молодой Лафонтен возвращается в Шато-Тьерри, женится и, вдохновленный сочинениями Малерба, пишет стихи. В качестве приданого жених получил 20 тысяч ливров от семьи невесты. Но жена и лесное хозяйство не в состоянии удержать Жана — он постоянно отлучается в Париж, и его поездки становятся все более долгими. К счастью, должностные обязанности не требовали его постоянного присутствия.
  5. 1649 г. Жан получает диплом адвоката, а также должность при Парижском Высшем суде. Лафонтен постоянно пробует себя в поэзии, но пока плодами его творчества становятся эпиграммы, рондо и баллады, написанные соответственно манере того времени и ничем не примечательные.
  6. 1654 г. Опубликовано первое значительное произведение — «Евнух», которое представляло собой переложение комедии древнеримского автора Теренция. Содержание весьма пикантно: герой переодевается евнухом, чтобы присутствовать при купании своей возлюбленной.
  7. 1658 г. Умирает Шарль, отец, оставив многочисленные долги и некоторое имущество. Жан и его супруга отказываются от наследства, поскольку оно оказалось столь незначительным, что даже не оправдывало затраты на оформление. Лафонтен всерьез столкнулся с проблемами материального характера.
  8. 1659 г. К счастью для нуждающегося поэта находится покровительство в лице Николя Фуке — могущественного, влиятельного и богатого суперинтенданта финансов Франции. Жан Лафонтен посвящает этому человеку поэму «Адонис». Фуке назначает ему пенсион в размере 1000 ливров.
  9. 1659-60 гг. Лафонтен и его супруга живут то в Париже, то в Шато-Тьерри. В родном городке состоялась постановка его первой пьесы — «Весельчаки с Бо-Ришар».
  10. 1661 г. Фуке был арестован по приказу короля Людовика XIV и посажен в тюрьму. Лафонтен лишился покровительства и, кроме того, окончательно впал в немилость короля, который и прежде неприязненно относился к поэту. Причиной такого отношения было чрезвычайное, как считал Людовик, легкомыслие и вопиющее пренебрежение должностными обязанностями.
  11. 1662 г. К чести Лафонтена, он вступился за Фуке в паре своих произведений, адресованных Людовику XIV, чем еще больше усложнил свое положение.
  12. 1664 г. Тем временем Лафонтен продолжает приобретать влиятельных друзей. Его следующей покровительницей становится вдовствующая герцогиня Орлеанская, к которой он поступает на службу. В Париже поэт посещает литературные салоны, где становится популярным. Там он знакомится с Мольером, Шарлем Перро, Ларошфуко и Мадам де Лафайет. В этот год написана новелла «Джокондо» — пересказ рыцарской поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», ставшая предметом оживленной литературной полемики.
  13. 1668 г. В издательстве Барбена выходит первый сборник «Басен». В него вошло 124 произведения, разделенных на 6 книг. Книга вышла под названием «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном». Большинством персонажей поучительных историй стали животные, которых, как писал сам поэт, он использовал, «чтобы учить людей». Лафонтен посвятил эту книгу восьмилетнему сыну короля, наследнику престола.
  14. 1669 г. Опубликован роман «Любовь Психеи и Купидона», полный рассуждений о литературе. Сюжеты взяты у Апулея. Произведение примечательно своей яркой, элегантной прозой.
  15. 1670 г. Лафонтен активно участвует в подготовке «Сборника христианской и прочей поэзии», который в конце года выходит в свет.
  16. 1672 г. Умерла герцогиня Орлеанская, и Лафонтен теряет доход, что получал за службу при ее дворе. Чтобы как-то справиться с долгами, он продает должность лесничего графства Шато-Тьерри.
  17. 1673 г. Лафонтен переезжает в дом госпожи де Сабльер, с которой был знаком еще со времен «Рыцарей круглого стола». Он проживет под покровительством этой дамы до конца своей жизни. В ее доме часто собираются известные литераторы и ученые, ведутся литературные и научные споры.
  18. 1674 г. Публикуется сборник «Новые рассказы господина де Лафонтена». Сюжеты полны пикантных сцен, и, хуже того, в них присутствуют монахи и монашки. Через год книгу запретили к продаже, а сам Лафонтен едва избежал наказания за насмешки над церковью.
  19. 1678-79 гг. Выходят в свет с 7-го по 11-ый тома «Басен». На этот раз все 87 произведений, вошедшие в книги, посвящаются любовнице короля. Наконец автор получает расположение самого Людовика XIV. «Басни» становятся популярными.
  20. 1680 г. Госпожа де Сабльер оставляет светскую жизнь и посвящает себя богоугодным делам — молитвам и уходу за больными. Такая перемена влияет и на Лафонтена.
  21. 1682 г. Поэт пишет естественнонаучную книгу, используя для изложения мыслей поэзию. «Поэма о хинном дереве» посвящена новому для того времени лечебному средству, которое совсем недавно стали завозить в Европу.
  22. 1684 г. Лафонтен становится членом Французской академии.
  23. 1687 г. В Академии идет так называемый «спор древних и новых». Шарль Перро в поэме «Век Людовика Великого» восхваляет новое время, заявляя о его литературном и всяческом превосходстве над временем древних авторов (греков и римлян). Лафонтен занимает противоположную позицию.
  24. 1692 г. Тяжело заболев, Лафонтен обращается к Евангелию, перечитывая его раз за разом. К радостям жизни он становится равнодушным. Его больше беспокоит возможность попасть в ад за те многочисленные фривольные и антиклерикальные рассказы, что были написаны им, когда он был молод и здоров.
  25. 1693 г., 12 февраля. Лафонтен отрекается от своих «нечестивых» рассказов и перед лицом прибывших к нему представителей Академии обещает отныне писать только религиозные произведения. Болезнь отступает.
  26. 1693 г., сентябрь. Выходит в свет последняя, 12-ая книга «Басен». Кроме того, Лафонтен переводит с латинского языка на французский поэму «Судный день» и зачитывает ее перед Академией. Автор получает одобрение за изящный стиль и благочестивое содержание.
  27. 1694 г. Авторитет Лафонтена неуклонно растет, и он принимает активное участие в подготовке к изданию Словаря французской академии.
  28. 1695 г. В феврале болезнь вернулась, и 13 апреля Жан де Лафонтен скончался. Его последним пристанищем стало Кладбище Невинных, расположенное в самом центре Парижа.
Портрет Лафонтена, худ. Франсуа де Трой

Портрет Лафонтена, худ. Франсуа де Трой

Личная жизнь

Жан де Лафонтен женился на Мари Эрикар, 14-летней девушке из Шато-Тьерри. Ему было тогда 26 лет. Брак состоялся по настоянию его отца, Шарля. К роли семьянина Жан отнесся совершенно легкомысленно и очень скоро уехал в Париж один. Большую часть жизни супруги жили отдельно, тем не менее, у них были неплохие отношения. В некотором смысле они были даже доверительными: сохранилась переписка, в которой Жан описывал жене свои многочисленные романтические похождения в Париже.

Мари Эрикар

Мари Эрикар

Именно дядюшка Мари, Жак Жаннар, познакомил поэта с господином Фуке. Кстати, в парижском доме Жаннара Мари и Жан провели вместе несколько лет.

У четы Лафонтен был только один ребенок — Шарль, который родился в 1653 г. Его воспитанием отец интересовался мало. О сыне всегда заботилась Мари, а его образованием занялся близкий друг поэта Франсуа де Мокруа.

В некоторых биографиях утверждается, что Лафонтену настолько была неинтересна судьба собственного ребенка, что встретив уже подросшего Шарля в свете, отец сына не узнал.

У поэта было множество романов. Он был воистину «Парнасским мотыльком», как написал он о себе однажды. Среди его возлюбленных была Мария Анна Манчини, племянница Мазарини и жена герцога Бульонского. Герцогиня и ее муж оказывали Лафонтену протекцию и неоднократно выручали в сложных ситуациях.

Вывод

«Басни» Лафонтена причислены к числу поэтических шедевров, а сам поэт, наряду с Расином и Мольером, стал классиком французской литературы.

Портрет кисти Гиацинта Риго (Музей Карнавале)

Портрет кисти Гиацинта Риго (Музей Карнавале)

Герои басен — простые деревенские жители, персонажи греческих мифов и животные. Главной темой поучительных произведений стало исследование человеческой морали. Басни написаны вольным стихом, что было внове для назидательной поэзии того времени. Благодаря легкому, изящному стилю изложения и образному языку древнеримские сюжеты понятны и близки не только современникам Лафонтена. Басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», переложенные И. А. Крыловым, знакомы каждому сегодняшнему школьнику в России.

Сам же Лафонтен, несмотря на морализаторский характер его басен, более соответствует образу легкомысленной и прекрасной стрекозы. «Лентяй беспечный, мудрец простосердечный», как сказал о французском поэте А. С. Пушкин. Исходя из контекста жизни Лафонтена, можно предположить и дальнейшую судьбу стрекозы из его басни — после того, как она, выслушав нотации муравья, отправилась навстречу холодной осени. Возможно, судьба повернулась к ней счастливой стороной — той, которой она всегда была обращена к самому баснописцу.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *