Жан Батист Симеон Шарден — краткая биография


Жан Батист Симеон Шарден

Полное имя: Жан Батист Симеон Шарден
Дата рождения: 2 ноября 1699 г.
Место рождения: Париж, Франция
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Художник, живописец
Дата смерти: 6 декабря 1779 г. (80 лет)

Жан Батист Симеон Шарден – великий художник XVIII века, начавший творческий путь с обычного подмастерья. Известен благодаря уникальному применению колористики в жанровой живописи, умению находить прекрасное в обыденной жизни. Получил мгновенное признание благодаря изображению людей среднего класса. Кроме этого является создателем серии реалистичных натюрмортов.

Детство и юные годы

Жан Батист родился в конце 17 века – 2 ноября 1699 года. Известно, что отец Шардена – столяр, отметив художественные наклонности сына, отдал его в подмастерья Ноэля Куапеля. Мальчику пришлось переехать в район Сен-Жермен-де-Пре, где он прожил всю дальнейшую жизнь, не покидая стен французской столицы.

Будучи художником и гравером, Ноэль Куапель поручал маленькому Шардену дорабатывать на своих картинах мелкие детали. Кроме того, молодой Жан Батист тренировался писать натюрморты из собранных им повседневных предметов: плодов, цветов, хозяйственных инструментов, охотничьих атрибутов.

Помимо Ноэля Куапеля юный художник учился у реставратора дворцовых фресок в резиденции Фонтебло Ван Лоо и у академического живописца Пьера-Жак Каза. Юные годы Шарден провел среди молодых художников в Гильдии, обучаясь в Академии святого Луки. Здесь молодому таланту удалось приобрести собственный стиль, а лучшие работы отправить на выставки.

Творческий путь

  1. 1728 год – «Выставка дебютантов», после которой пошла молва о талантливом натюрмортисте. Среди выставленных на парижской площади картин особую популярность получил натюрморт «Скат», изображавший в деталях тушку убитой рыбы. Работа поразила многих своей реалистичностью, заставив почувствовать запах выпотрошенного морского обитателя.
  2. В сентябре 1728 года Шарден получил место в Академии живописи и скульптуры. Помог ему в этом Никола де Ларжильера – почетный член Академии, который вдохновился изображениями цветов, плодов и жанровых сцен молодого художника.
  3. В период с 1728 по 1730 год талантливый юноша попытался одухотворить бытовые предметы: кухонный бак для воды, старую посуду, изредка величественные атрибуты науки, искусства. Умение передавать ощущение движения сока под кожицей плода восхитило не только художников. Так, лестно о Шардене отзывался Дидро и даже Людовик XV.
  4. С 1730 года Шарден вдохновился голландскими художниками и начал рисовать сцены из повседневной жизни, героями которых становились люди третьего сословия и среднего класса.
  5. Конец 1730-х – талантливый живописец скопировал несколько собственных работ. На их основе появилось полотно «Карточный домик», «Гувернантка» и другие.
  6. 1743 год – Шардена избрали в качестве советника французской Академии живописи и скульптуры.
  7. 1744 – в попытке увековечить момент из реальной жизни Шарден написал знаменитую «Молитву перед обедом». Несмотря на отсутствие ярких красок картина передает ощущение добра и умиротворенности. На ней художник изобразил сцену из семьи среднего сословия: мать двух маленьких дочерей приучает к чтению молитвы за столом. Белый цвет характеризует чистоту и невинность, а мягкий коричневый тон дает ощущение семейного тепла.
  8. 1750 год – художник становится казначеем Академии.
  9. 1751 год – Шарден увлекается рисованием пастелью из-за постепенного ухудшения зрения. Он создает полотна без точных прорисовок. Вместе с тем именно они получили особую ценность в настоящее время. Часть работ выставлена в Лувре, другие – в английской усадьбе Уоддесдон.
  10. В период с 1750 по 1760 годы вышел ряд знаменитых натюрмортов: «Шарманки и птицы», «Медный бак», «Натюрморт с атрибутами искусств» и другие. Художника отличает сдержанность композиций, небольшое количество предметов, выбор неприметных атрибутов. За основу Шарден использовал серебристо-серый тон.
  11. 1765 год – получил членство в Руанской академии наук, словесности и изящных искусств.
  12. 1766 год – написание картины «Атрибуты искусств», созданной по заказу Екатерины II. Данная работа признана одной из самых спокойных. В центре композиции располагается статуэтка Меркурия, находящаяся среди рабочих инструментов ремесленника, книг и чертежей. Сдержанные серые и коричневые оттенки придают образ уравновешенности и спокойствия, а несколько ярких пятен вдыхают жизнь неодушевленным предметам.
  13. С 1770-х годов Шарден увлекается рисованием портретов, в том числе изображает свою супругу. Живописец передает образ жены в домашнем одеянии без каких-либо прикрас. Несмотря на это, постаревшее и обеспокоенное домашними хлопотами лицо Маргариты передает красоту и благородство женщины.
  14. 1775 год – создание «Автопортрета», на котором мужчина изображает себя в платке и пенсне, спокойно взирая на смотрящего. Портрет создает ощущение мудрости, приобретенной в результате непростого жизненного пути.
  15. 1775-1779 – последние годы жизни Шардена являются завершающим этапом развития французского портрета эпохи Просвещения, картины которого послужили вдохновением для таких будущих мастеров как Кантен де Латур, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид.
Автопортрет (1775)

Автопортрет (1775)

Личная жизнь

В личной жизни Шарден пережил множество невзгод, крупнейшей из которых была смерть жены и родных детей. Первая супруга скончалась от тяжелой болезни, а вслед за ней умерла маленькая дочурка Аньес. Художнику пришлось нелегко: на его плечах остался сын, крещенный в 1731 году.

В 1744 году, в период своего финансового упадка, Шарден завоевал сердце состоятельной особы Франсуазы-Маргариты Пуж. Однако второй брак не обошелся без трагедии: смерть настигла общего ребенка еще в младенческом возрасте.

Портрет жены Франсуазы-Маргариты Пуж

Портрет жены Франсуазы-Маргариты Пуж

Последней каплей в пожилые годы художника стало известие о самоубийстве сына, утопившегося в канале Венеции в 42 года. Трагедия породила длительную болезнь, принесшую кончину. Умер Шарден в декабре 1779 года в возрасте 80 лет.

След в истории

Жан Батист Симеон Шарден, как и многие художники, получил мировое признание после смерти. Его работы стали величайшим наследием реализма, потому получили места в самых известных музеях. Уникальная манера и стиль написания Шардена служат обязательным атрибутом обучения любой художественной академии.

Жан Батист Симеон Шарден (портрет)

Жан Батист Симеон Шарден (портрет)

Является основателем новой концепции в портретном жанре, а также в реализме. В галереях выставлено более 150 картин художника, реалистичность и простота которых вызывают восхищение не только у экспертов искусства, но и у простых обывателей. Натюрморты, портреты и кадры из бытовой жизни обладают невероятной естественностью образов, уникальной передачей света и материальности вещей.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *