ФИО: | Перов Василий Григорьевич |
Дата рождения: | 21 декабря 1833 (2 января 1834) 1834 г. |
Место рождения: | Тобольск |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Художник, живописец |
Дата смерти: | 29 мая (10 июня) 1882 г. (48 лет) |
Детство и юность
Василий Григорьевич Перов родился 21 декабря 1833 г. (02 января 1834 г. по новому стилю) в сибирском городе Тобольске.
Отцом будущего художника стал губернский прокурор барон Григорий Карлович Криденер. Мать, Акулина Ивановна Иванова, была местной мещанкой.
Вскоре после рождения сына его родители обвенчались, но, как незаконнорожденный, мальчик не имел право на фамилию отца, поэтому в документах была указана фамилия крёстного – Васильев. Перовым мальчик стал позже. Эта фамилия произошла из прозвища, данного Василию его учителем грамоты за успехи в чистописании.
Семья часто переезжала: сначала в Архангельск, затем в родовое имение Суслеп, потом в Самарскую губернию к родственникам.
В 1843 г. мальчик поступил в арзамасское училище. Окончив его в 1846 г., начал учиться в арзамасской художественной школе имени А. В. Ступина. Преподаватель сразу разглядел в юноше талант, и одному из первых разрешил ему писать масляными красками. Проучился там Василий 3 года, не окончив учебное заведение из-за конфликта с другим учеником. После чего приехал к родителям и продолжил самостоятельные занятия живописью.
Краткая биография
- В 1852 г. молодой человек отправился в Москву поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1853 г. он был принят, но из-за финансовых трудностей чуть было не бросил учёбу. Помог преподаватель Егор Яковлевич Васильев, приютивший талантливого ученика у себя дома.
- В 1856 г. за портрет двоюродного брата Василий был награждён малой серебряной медалью Академии художеств.
- Через год картина «Приезд станового на следствие» была отмечена большой серебряной медалью.
- В 1860 г. молодой художник получил малую золотую медаль за работу «Первый чин», после чего переехал в Петербург, чтобы принять участие в конкурсе на большую золотую медаль.
- Год спустя Перов закончил работу над 2-мя картинами. Первая, «Проповедь в селе» принесла автору большую золотую медаль и возможность продолжить обучение за границей. Вторая, «Сельский крестный ход на Пасхе», была встречена неоднозначно. Картина вызвала большие споры в обществе и была запрещена к показу в России. Её приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков.
- В 1862 г. Перов окончил училище. В этом же году он написал своё знаменитое полотно «Чаепитие в Мытищах».
- В декабре того же года художник отправился поездку за границу в качестве пансионера Императорской Академии художеств. Сначала он посетил несколько немецких городов, познакомился с коллекциями их музеев, потом прибыл в Париж, где прожил до 1864 г. Там он написал ряд интересных картин со сценами европейской уличной жизни. Но художник очень тосковал по родине, поэтому досрочно вернулся в Москву.
- На родине Перов много и плодотворно работает, создавая картины на социальные темы. В работах середины 60-х гг. художник с глубоким сочувствием показывает несчастную жизнь бедняков. В 1865 г. появляется полотно «Проводы покойника», завоевавшее первую премию на московском конкурсе Общества любителей художеств.
- За картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом», написанные в 1866 г. Василий Григорьевич был удостоен звания академика.
- В 1867 г. несколько полотен Перова было представлено на Всемирной выставке в Париже. Они получили высокие оценки критиков и публики.
- В 1868-1869 гг. живописец много работал в портретном жанре, стараясь передать особенности характера и духовного мира своих героев.
- В 1869 г. вместе с Григорием Мясоедовым Перов основал Товарищество художественных передвижных выставок и стал членом его правления. Эту должность он занимал 7 лет.
- В 1870 г. картины «Странник» и «Птицелов» принесли своему создателю звание профессора.
- В 1871 г. была написана и представлена на 1-й выставке передвижников картина «Охотники на привале». Вообще в 70-е гг. Перова больше занимают бытовые сцены, он показывает людей, увлечённых любимым делом.
- В том же году художник становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
- По заказу Павла Третьякова мастер в 1871-1872 гг. создаёт ряд портретов русских литераторов и научных деятелей. Среди них выделяется портрет Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, В. И. Даля и др.
- В 1873 г. живописец участвует в венской Всемирной выставке. В том же году он начинает писать этюды к работе «Суд Пугачёва». Он создаст 3 варианта этой картины, но ни один автора не удовлетворит.
- В 1874 г. по мотивам романа Тургенева «Отцы и дети» художник написал картину «Старики-родители на могиле сына».
- В 1875 г. Василий Григорьевич пробует себя в роли писателя. Некоторые его статьи печатаются в журналах.
- В 1877 г. Перов покинул Товарищество передвижников.
- В 1878 г. он снова участвовал во Всемирной парижской выставке, представив на ней 6 работ.
- Последней работой художника стало большое полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Картина осталась незаконченной.
- 29 мая (10 июня по новому стилю) 1882 г. в возрасте 48 лет Василий Григорьевич Перов умер от чахотки. Похоронен на монастырском кладбище Данилового монастыря.
Личная жизнь
Окончив училище в 1862 г., Василий Перов женился. Его избранницей стала Елена Эдмондовна Шейнс, племянница профессора Рязанова. Она сопровождала художника в его заграничной поездке, совершённой сразу после свадьбы. У пары родилось 3 детей.
Но вскоре случилась трагедия. Сначала, в 1869 г., умерла жена, а затем – двое старших детей. Остался лишь младший сын Владимир. Впоследствии он пошёл по стопам отца и тоже стал художником. Василий Григорьевич очень тяжело переживал эту утрату.
Второй женой живописца в 1872 г. стала Елизавета Егоровна Друганова.
Память
Василий Григорьевич Перов был талантливым, самобытным художником. Он одним из первых стал поднимать в своём творчестве острые социальные проблемы, обличая несправедливость и показывая тяжёлую жизнь угнетённых людей. Эти темы характерны для ранних работ живописца.
За свою короткую жизнь Перов привнёс в русское искусство новые принципы и внёс большой вклад в развитие нового жанра – русского реализма.