София Губайдулина — краткая биография


Губайдулина София Асгатовна

ФИО: Губайдулина София Асгатовна
Дата рождения: 24.10.1931 (89 лет)
Место рождения: Чистополь
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Композитор

Детство и юность

София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 г. в Чистополе. Отец Асгат Масгудович был горным инженером, а мать Федосия Фёдоровна – учительницей; также у Софии было две старших сестры – Вера и Ида. Через семь месяцев после рождения младшей дочери вся семья переехала в Казань.

Сестры Губайдулины в детстве

Сестры Губайдулины в детстве

Вспоминая эти годы, София говорит, что, хоть родители и принадлежали к разным национальностям, семья была по-настоящему дружной. В детях воспитывали честность и порядочность. Кроме того, им прививали чувство прекрасного: в доме всегда звучала классическая музыка, при любой возможности всей семьёй ходили в театр.

София Губайдулина в молодости

София Губайдулина в молодости

Краткая биография

  1. В 1935 г. в семье Губайдулиных появился рояль, а пятилетняя София поступила в музыкальную школу. Уже в этом возрасте она начала сочинять несложные мелодии.
  2. В 1946-1949 гг. училась в музыкальной гимназии у М. А. Пятницкой.
  3. В 1949-1953 гг. девушка обучалась в Казанской консерватории у композитора Альберта Лемана. Преподаватель посоветовал ей продолжить обучение в Москве.
  4. В 1953 г. София переехала в Москву и поступила в консерваторию. Этот год был омрачён смертями И. В. Сталина и С. С. Прокофьева. Смерть вождя сделала жизнь в столице беспорядочной и опасной, а уход из жизни великого композитора стал настоящей трагедией в музыкальной среде. Поддержкой и опорой для многих начинающих композиторов тогда был Д. Д. Шостакович. Именно он защитил работу Софии на выпускном экзамене, дал ей много полезных наставлений. На всю жизнь ей запомнился совет великого композитора: «Я вам желаю идти вашим неправильным путём».
  5. В 1963 г. София Асгатовна закончила аспирантуру в консерватории и стала свободным композитором; до 1969 г. она развивала свой уникальный стиль. В 1965 г. были созданы Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных. Этот год С. А. Губайдулина называет датой своего рождения как композитора.
  6. В 1969 г. София Асгатовна начала работать в Московской студии электронной музыки. С этого момента она активно писала композиции для фильмов, в том числе мультипликационных.
  7. В 1975 г. она стала участницей импровизационного музыкального коллектива «Астрея», куда также входили композиторы Вячеслав Артёмов и Виктор Суслин.
  8. В ноябре 1979 г. состоялся VI съезд Союза композиторов СССР, ставший роковым для Софии Губайдулиной и ещё шести композиторов. Они попали в так называемую семёрку Хренникова – «чёрный список», составленный музыкально-общественным деятелем Тихоном Хренниковым. Причиной критики стало то, что их произведения не имели никакого смысла и были написаны лишь ради необычных музыкальных эффектов и «тембровых комбинаций». Другими поводами для занесения в чёрный список, вероятно, были и посещение С. А. Губайдулиной зарубежных музыкальных фестивалей, не одобряемых советским правительством, и тема религии в её творчестве.
    После съезда ещё несколько лет неугодные композиторы не могли попасть на радио и телевидение, их сочинения не играли на концертах.
  9. Уже в 1983 году, по словам Губайдулиной, «дышалось легче». С приходом к власти М. С. Горбачёва и началом перестройки люди искусства получили больше свободы для творчества и самовыражения.
    Кроме того, композитор наконец получила возможность выезжать за границу и давать концерты в других странах. К концу 1980-х она стала всемирно известной.
  10. В 1990 г. София Губайдулина стала членом Комитета по присуждению Государственных и Ленинских премий в СССР. Однако жить в Советском Союзе всё ещё было невыносимо. На помощь пришёл старый друг Виктор Суслин, эмигрировавший в Германию ещё в 80-х и имевший там влиятельных знакомых. Известная баянистка Эльсбет Мозер обратилась в министерство культуры Нижней Саксонии, и вскоре София Асгатовна получила немецкую стипендию.
  11. В 1991 г. С. А. Губайдулина переехала в небольшую коммуну в Германии – Ворпсведе. Через полгода она поселилась в Аппене – коммуне под Гамбургом, где живёт и сейчас.
  12. В 2001 г. София Асгатовна получила степень почётного доктора музыки в Казанской консерватории.
  13. В 2005 г. композитор провела мировой концертный тур, посвящённый Тысячелетию Казани.
  14. В 2009 г. С. А. Губайдулина стала почётным доктором музыки в Йельском университете.
  15. В 2011 г. София Губайдулина стала почётным гражданином Казани.
  16. В 2013 г. композитор участвовала в Лондонском фестивале «The rest is noise».
  17. В 2016 г. София Губайдулина приехала в Казань на встречу с мэрией города.
  18. В 2017 г. она получила степень почётного доктора музыки в Консерватории Новой Англии.
  19. В 2018 г. София Асгатовна стала членом Академии кинематографических искусств и наук в США.
  20. В августе 2020 г. София Губайдулина дала интервью передаче «Энигма» телеканала «Культура», где рассказала об источниках вдохновения и своём взгляде на современные проблемы.

София Губайдулина в наши дни

Личная жизнь

В 1954 г. София Асгатовна познакомилась с первым мужем, поэтом Марком Ляндо. В этом браке родилась дочь Надежда. Через некоторое время супруги развелись, а дочь умерла от рака в 2004 г.

София Губайдулина, Марк Ляндо (справа), Ильгиз Биянов (1954)

София Губайдулина, Марк Ляндо (справа), Ильгиз Биянов (1954)

Известна дата замужества С. А. Губайдулиной с пианистом и музыкальным теоретиком Петром Мещаниновым – 1991 г. В 2006 г. Пётр Николаевич скончался; с тех пор композитор живёт одна.

София Губайдулина и Петр Мещанинов

София Губайдулина и Петр Мещанинов

Творчество. Итоги

Творчество Софии Асгатовны Губайдулиной принято считать авангардным, хотя стиль её свободен и не может быть однозначно отнесён к тому или иному направлению. Главная особенность её сочинений – гармоничное объединение западных и восточных традиций и мотивов. Она также противопоставляет и впоследствии соединяет такие полярно противоположные понятия, как разум и подсознание, мужчина и женщина.

Композитор София Губайдулина

Первым произведением, где индивидуальный стиль автора проявился особенно ярко, стали Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных. Столь необычный союз инструментов позволил сделать ритм и мелодичность одинаково важными. Это и следующие сочинения отличаются особой экспрессией, напряжением.

Большое значение в музыке С. А. Губайдулиной играет религия; без веры настоящее творчество для неё бессмысленно и невозможно. Многие важные её сочинения были вдохновлены библейскими сюжетами: «Семь слов Христа», «Страсти по Иоанну» и другие.

Музыка Софии Асгатовны по большей части камерная: симфонии, сонаты, этюды. Один из излюбленных жанров С. А. Губайдулиной – кантата: «Ночь в Мемфисе», «Рубайят» и другие.

Писала композитор и для фильмов (игровых и документальных), и для мультфильмов. Наибольшую известность получили её работы для таких картин, как «Маугли», «Чучело», «Крейцерова соната».

Уже при жизни Софию Губайдулину называют одним из величайших композиторов XX века, ставя её в один ряд с такими музыкальными реформаторами, как Альфред Шнитке и Эдуард Денисов.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *