Александр Сергеевич Даргомыжский — краткая биография


Александр Сергеевич Даргомыжский

ФИО: Даргомыжский Александр Сергеевич
Дата рождения: 14.02.1813
Место рождения: с. Троицкое
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Композитор
Дата смерти: 17.05.1869 (56 лет)

Семья и образование: детство и юность

Александр Сергеевич родился 14 февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Его отец — Сергей Николаевич трудился в министерстве, а мать — Мария Борисовна из рода князей Козловских была драматургом-любителем, публикующимся в журналах.

Александр в детстве

Александр в детстве

Воспитываясь в просвещенной и обеспеченной семье, мальчик получил прекрасное домашнее образование и с 4 лет начал заниматься музыкой, когда его семья переехала в Петербург.

В юношестве

В юношестве

Краткая биография

  1. Будущий композитор получал образование исключительно у частных педагогов, начав с 1817 года и заканчивая 1835, когда встретился с Михаилом Ивановичем Глинкой и изучил по его тетрадям такие предметы, как гармония, инструментовка и контрапункт (которым Глинка обучался у берлинских профессоров). Этот факт связан с тем, что первая в России консерватория открылась лишь в 1866 году, и Даргомыжский по причине занятости на службе не мог покидать пределы страны, чтобы учиться в зарубежных музыкальных институтах.
  2. В 1827 году Александр в возрасте всего 13 лет стал государственным служащим, руководствуясь примером отца, успешно трудящегося в области казначейства. Мальчик не планировал становиться профессиональным музыкантом.
  3. Начало 1830-х годов: с юности вхожий в круг литераторов, А.С. Даргомыжский был познакомлен с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, В.А. Жуковским и Н.В. Гоголем. Он начинает посещать литературные и музыкальные столичные салоны.
  4. С 1835 года и далее, на протяжение десятилетий, композитор плодотворно общался с М.И. Глинкой, при этом не подпав под его творческое влияние и выработав собственный музыкальный язык, отличный от кантиленного мелоса своего старшего товарища.
  5. В конце 1830-х годов, отдавая много времени казенной службе, Александр Сергеевич находил возможность заниматься сочинением музыки: в основном это были романсы («Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза») и фортепианные миниатюры. Одновременно с этим композитор давал бесплатные уроки вокала, не нуждаясь в средствах благодаря должности в коммерческом учреждении и владению землями.
  6. Вдохновившись успехом оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», премьера которой состоялась в 1836 году, Даргомыжский решил создать собственную оперу. Вначале им был избран сюжет «Лукреция Борджиа», но Глинка и Жуковский отсоветовали, порекомендовав «Собор парижской Богоматери». Работа над оперой «Эсмеральда» продолжалась с 1837 по 1842 год, но произведение увидело свет только в 1847 году. Оно было достаточно холодно принято и не закрепилось в репертуаре. По признанию композитора, эта пауза в 10 лет подкосила его веру в собственные силы, потому как пришлась на самый расцвет творчества.
  7. В 1844 году композитор уходит в отставку, начинает путешествовать, знакомится с русским фольклором, что сказывается на его дальнейшем песенном и симфоническом творчестве.
  8. Песни и романсы середины 40-50 годов — начало становления авторской самобытности. В это время выкристаллизовывается особый мелодический язык вокальной партии, характерной для всех вокальных произведений А.С. Даргомыжского — того, что было им названо «интонационным реализмом». В противовес напевности и плавности Глинки он отдал предпочтение декламации, считая, что человеческая речь должна передаваться средствами музыкальной выразительности более дословно, чем ариозное пение. Нельзя сказать, что всем современникам пришлось по душе его новаторство, поскольку «рубленые» фразы были весьма непривычны после кантиленных мелодий. Но такие ценители, как критик В.В. Стасов и будущие члены кружка «Могучая кучка», по достоинству оценили нововведение Даргомыжского. В эти годы были написаны такие известные произведения, как «И скучно, и грустно», «Душечка девица» и «Мне грустно».
  9. 1849 год — начало работы над оперой «Русалка» на сюжет А.С. Пушкина. Как и в случае с «Эсмеральдой», постановка состоялась лишь через долгое время — в 1856 году, опера потерпела неудачу и вернулась на сцену только через 9 лет. После возвращения оперы в театральный репертуар публика приняла ее благосклонно, в частности, сам М.И. Глинка высоко ценил ее художественные достоинства, а П.И. Чайковским произведение ставилось вторым по значимости после оперного наследия Глинки.
  10. 1859 год — знакомство с группой композиторов «Могучая кучка», оказавшееся обоюдно интересным для авторов, одинаково высоко ценящих народные истоки музыки.
  11. Реформа 1861 года. Как последовательный ценитель русского фольклора, друг М.И. Глинки и В.В. Стасова, Даргомыжский не мог остаться в стороне от крестьянской реформы — он подарил свою землю бывшим крепостным, что поразило современников. После этого композитор приобрел негласное звание самого гуманного помещика.
  12. В 1862-1867 годы автор увлекся написанием симфонических миниатюр и сочинил оркестровые произведения «Баба-Яга», «Украинский казачок» и «Чухонская фантазия». Критиками был отмечен национальный узнаваемый колорит, талантливая инструментовка, переданные с юмором жанровые сцены. Считается, что в этих произведениях отразилось влияние славянофильских настроений, транслируемых В.В. Стасовым и его единомышленниками из «Могучей кучки», с которыми Даргомыжский поддерживал приятельские отношения.
  13. В эти же годы композитор сочинил такие известные вокальные произведения, как «Старый капрал» и «Титулярный советник», ставшие классикой в направлении музыкального реализма и затронувшие важную социальную проблематику.
  14. 1866 год: начало работы над оперой «Каменный гость». Александр Сергеевич с удовольствием писал музыку на слова своего гениального тезки, и сюжет «Каменного гостя» не стал исключением. Композитор поставил перед собой уникальную задачу — не тронуть ни единого слова в пушкинском тексте, а также составить оперу из одних речитативов. Это было связано с желанием избежать таких условностей, как форма арий, дуэтов и хоров, что казалось автору далеким от жизненных реалий. Опера не была окончена, ее дописали после смерти автора Ц.А. Кюи и Н.А. Римский-Корсаков.
  15. 1869 год — внезапная смерть композитора от аневризмы.

Композитор Александр Даргомыжский

Личная жизнь композитора

О личных отношениях Александра Сергеевича ничего доподлинно не известно. Ему приписывают нежные отношения с одной из учениц по вокалу — Любовью Миллер, а также эпистолярную дружбу с некоторыми дамами. Даргомыжский никогда не был женат.

По словам современников, Александр Сергеевич был «болезненно некрасив», его черты и выражение лица сравнивали с мордочкой спящего котенка. Композитор был маленького роста, обладал резким дребезжащим голосом, нехарактерным для взрослого мужчины. Эти обстоятельства вкупе с природной скромностью, видимо, не позволяли Александру Сергеевичу быть более решительным в обустройстве семейной жизни. Композитор прожил всю жизнь в одном доме со своими родителями, будучи всей душой привязан к ним.

Влияние на музыкальную культуру

Творчество А.С. Даргомыжского при его жизни всегда было в тени гениальной музыки Глинки, но оно, не обладая подобным мелодизмом, при этом было новаторским с точки зрения введения тотальной мелодекламации в музыкальный язык. Конечно, речитативная манера была для музыки не в новинку — но до этого момента она всегда чередовалась с ариозностью, а Даргомыжский сделал речитатив основным (а в позднем творчестве — и единственным) средством музыкальной выразительности. В особенности речевая манера звукового письма повлияла на вокальное творчество М.П. Мусоргского.

Опера «Русалка» до сих пор с успехом идет в театрах, а романсы Александра Сергеевича, который был преподавателем пения, являются прекрасным материалом для обучения академическому вокалу.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *