София Яковлевна Парнок — краткая биография


Парнок София Яковлевна

ФИО: Парнок София Яковлевна
Дата рождения: 11 августа 1885 г.
Место рождения: Таганрог
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Поэтесса, переводчица
Дата смерти: 26 августа 1933 г. (48 лет)

Детство и юность

11 августа 1885 в городе Таганроге в семье обрусевших евреев родилась будущая писательница София Парнох. Её отец, Яков Соломонович Парнох владел аптекой и был членом городской Думы, а мать, Александра Абрамовна, в девичестве Идельсон, работала врачом.

София Парнок в детстве

София Парнок в детстве

Семья жила в достатке, и София ни в чём не нуждалась. Когда девочке было шесть лет, на свет появились её брат Валентин и сестра Елизавета. Однако вскоре после родов мать умирает. Отец Софии женится на гувернантке, с которой отношения у девочки не заладились. В отцовском доме она чувствовала лишь одиночество и отчуждённость. Тогда в подростковом возрасте у будущей поэтессы началась депрессия.

С 1894 по 1903 год Парнох обучалась в Мариинской гимназии в родном городе, которую окончила с золотой медалью. После девушка уезжает в Швейцарию, там она поступает в Женевскую консерваторию, где успешно обучается игре на фортепиано. Помимо этого она посещает лекции на филологическом факультете.

София Парнок в юности и молодости

София Парнок в юности и молодости

Краткая биография

  1. Недолго проучившись в Женеве, летом 1904 г. Парнох возвращается в Россию и вновь поступает в консерваторию, теперь уже в Петербурге.
  2. Спустя год девушка бросает обучение и уезжает в Европу на несколько месяцев. В том же 1905, она возвращается на родину. Софию всё больше увлекает литература и переводческая деятельность.
  3. В 1906 году состоялся её дебют в качестве писательницы, и в это же время она изменила фамилию на более благозвучную: Парнок. В начале года она пишет пьесу «Сон», а её критические статьи выходят в журналах «Русское богатство» и «Северные записки». Осенью того же года публикуется её стихотворение «Осенний сад».
  4. В новом году она пробует себя в новом жанре: Парнок пишет детские сказки. 1907 год стал временем больших знакомств: поэтесса встречается с Ивановым, Блоком, Солоубом, Ахматовой, Кузминым.
  5. Парнок начинает посещать Бестужевские курсы и слушать лекции на юридическом факультете в 1908 году. Публикуются два её стихотворения, а сама она погружается в творчество Бодлера и начинает заниматься переводом его стихотворений.
  6. Летом 1909 г. поэтесса совершила путешествие по России. Она посетила Кавказ, Крым, проделав длинный путь по Волге. Парнок переходит в православие и в конце года уезжает в Петербург.
  7. В начале 1910 писательница живёт в северной столице, работая в газете «Русская молва» в качестве постоянного сотрудника. Она отвечает за музыкально-театральный раздел. Её стихи печатаются в «Вестнике Европы». В феврале поэтесса переезжает в Москву, где проживёт этот и практически весь следующий год. Этот период отмечен упадническими настроениями и депрессией.
  8. 1911 год оказался богатым на публикации. В журнале «Новая жизнь» её стихотворения выходят под псевдонимом Андрей Полянин. Работы поэтессы печатаются в «Русской мысли», «Всеобщем ежемесячнике», «Вестнике Европы». В декабре она уезжает в Петербург.
  9. Однако уже в 1912 году Парнок вернётся в Москву. Тогда же умирает её отец.
  10. Через год София принимает крещение и окончательно уходит в православие. С 1913 г. она начинает сотрудничество с «Северными записками». В этом журнале выходят не только её стихи, но также критические статьи и переводы. Все публикации подписываются псевдонимом «Андрей Полянин». Работы Парнок тепло принимают и читатели, и коллеги-критики.
  11. Осенью 1913 поэтесса совместно с композитором Штейнбергом начинает работать над либретто оперы «Гюльнара».
  12. Всю весну и лето 1914 года Парнок проведёт в Европе, где посетит Германию, Италию и Англию. Вернувшись в Россию, переводчица продолжит жить в Москве. Её стихотворения продолжают активно публиковать, выходит критическая статья, посвящённая роману Андрея Белого. В этом же году состоится знаменательная встреча с Мариной Цветаевой.
  13. Следующий год также был богатым на публикации. В «Северных записках» и «Русской мысли» одно за другим будут печататься стихотворения Парнок. Почти всё лето поэтесса проведёт в Коктебеле, а затем посетит Святые горы.
  14. В феврале 1916 г. вышел поэтический сборник «Стихотворения» из 60 произведений, своеобразный итог её раннего творчества. Критики высоко оценили работы поэтессы. Парнок продолжает писать, и в конце года около 6 стихотворений были опубликованы в «Северных записках».
  15. В начале 1917 журнал «Северные записки» выпускает последний номер, где печатается статья Парнок о Брюсове. После Октябрьской революции Парнок уезжает в Судак, там она проживёт несколько лет. Поэтесса знакомится с композитором Спендиаровым и начинает работать над созданием либретто для оперы «Алмаст».
  16. В период с 1918 по 1919 год Парнок зарабатывает на жизнь переводами. В 1919 в альманахе «Камена» в Харькове наконец публикуется несколько её стихотворений.
  17. Следующий год стал тяжёлым для писательницы. До Крыма добралась гражданская война, начался голод. Парнок приходилось помимо литературной деятельности работать на огороде. И всё же 2 её стихотворения выходят снова в альманахе «Камена».
  18. Зимой 1921 года Софию Парнок арестовывают вместе с поэтессой Аделаидой Герцык. Весной они выходят на свободу. Мучаясь от туберкулеза, Парнок уезжает в Феодосию, где проживёт до конца года.
  19. В январе следующего года Парнок возвращается в Москву. Её стихи вновь начинают печатать в столичных журналах и альманахах. В сентябре тиражом в 3000 экземпляров выходит сборник «Розы Пиерии», в него вошли стихотворные произведения, созданные в период с 1916 по 1922 год.
  20. В 1923 г. публикуется поэтический сборник «Лоза». В то же время Парнок отдаляется от светской литературной жизни.
  21. «Русский современник» весной 1924 публикует стихотворения поэтессы и статью «Б. Пастернак и другие», в которой писательница называет четырёх главных поэтов-постсимволистов.
  22. В следующем году у Парнок сложится тяжёлая финансовая ситуация, она будет судиться, требуя, чтобы ей выплатили гонорар за неопубликованные переводы.
  23. Сборник «Музыка» (1926 г.) выходит малым тиражом в издательстве «Узел», соучредителем которого являлась сама Парнок. Психическое здоровье её было нестабильно, ухудшается и физическое здоровье, в то же время писательница продолжает работать над переводом Пруста.
  24. 1927 г. отмечен пессимистическим настроением, однако Парнок продолжает публиковаться.
  25. Спустя год выходит её новый сборник, «Вполголоса», включивший в себя 38 стихотворений.
  26. В 1929-1930 годах шёл процесс подготовки и постановки оперы «Алмаст» по либретто Парнок. Оперу, премьера которой состоялась 24 июня, ждал большой успех.
  27. На этой волне писательница в новом году начинает работу над либретто оперы «Гюльнара» Юлии Вейсберг.
  28. В 1932 Парнок создаёт свои последние циклы стихотворений: «Ненужное добро» и «Большая Медведица».
  29. Всё начало года до весны Парнок болела и была очень слаба. Последние дни жизни она находилась в подмосковном селе Каринское. 26 августа писательница умерла от разрыва сердца. Через три дня, 29 августа, её похоронили на Введенском кладбище в Москве.
София Яковлевна Парнок

София Яковлевна Парнок

Личная жизнь

Шестнадцатилетняя София Яковлевна во время поездки в Крым познакомилась с Надеждой Поляковой. Отношения девушек продлятся пять лет. Но они будут редко видеться из-за отъезда Парнок в Европу. Своей первой значительной любви молодая поэтесса посвятит немало стихотворений. Отношения с Поляковой закончились, когда София находилась в Женеве.

Вернувшись домой в подавленном состоянии, она нашла опору в лице драматурга Владимира Волькенштейна. И хотя сама писательница позже скажет, что никогда не чувствовала влюблённость к мужчине, в 1907 году она обручилась с Волькенштейном. Брак был заключён по иудейскому обряду. Парнок забеременела, но всё обернулось выкидышем и подорванным здоровьем. Оба тяжело переживали это событие, и в 1909 году состоялся развод. Официальной причиной стало бесплодие Парнок, однако драматург считал, что жена бросила его ради возвращения к Поляковой.

В 1913 году София полюбила Ираиду Альбрехт, светскую даму, дочь богатых родителей. Их отношения продлились всего год.

С Мариной Цветаевой Парнок познакомилась в 1914 г. Роман захватил обеих, хотя Цветаева была замужем и уже родила первого ребёнка. Женщины проводили много времени вместе, но роман был обречён на неудачу. Обе сильно ревновали друг друга, и в итоге их отношения закончились в 1916 году. Поэтессы посвятят друг другу нежные стихотворения, ставшие точкой в их недолгом, но страстном романе.

София Парнок и Марина Цветаева

София Парнок и Марина Цветаева

Вскоре София начинает новые отношения с актрисой Людмилой Эрарской. Больше 10 лет будут длиться эти отношения. За это время у Людмилы развилась психическая болезнь, которая постепенно тянула на дно и её, и Парнок.

София Парнок и Людмила Эрарская

София Парнок и Людмила Эрарская

Ольга Цубербиллер, преподаватель математики, смогла вытащить поэтессу из тяжёлых отношений. Цубербиллер будет с возлюбленной до конца, хотя Парнок за два года до смерти завяжет отношения с другой женщиной: физиком Ниной Веденеевой, которой будут посвящены последние произведения.

София Парнок и Ольга Цубербиллер

София Парнок и Ольга Цубербиллер

Значимость

Софию Яковлевну Парнок называли «русской Сафо» по имени великой древнегреческой писательницы. В стихотворениях поэтессы отразились мотивы конца Серебряного века и настроения революции. Большое место в её творчестве занимает любовная лирика.

Музыкальное образование помогло Парнок найти для своих стихотворений неповторимое и особенное звучание. Её произведения высоко оценивали современники. Однако она была не только выдающейся поэтессой, но также замечательным критиком и переводчиком.

Имя Парнок зазвучало с новой силой после 1979 года, когда в США благодаря Софье Поляковой были опубликованы все неизданные поздние стихотворения Парнок.

Имя поэтессы увековечено на памятной доске, установленной в городе Таганроге на доме, где родилась будущая русская Сафо.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *