Платон Алексеевич Ойунский — биография писателя


Слепцов Платон Алексеевич

ФИО: Слепцов Платон Алексеевич
Дата рождения: 11 ноября 1893 г.
Место рождения: 3-й Жохсогонский наслег, Якутская область
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Ученый-филолог, писатель, общественный деятель
Дата смерти: 31 октября 1939 г. (45 лет)

Детство и юность

Платон Слепцов, известный как Ойунский, родился в 3-м Жохсогонском наслеге Таттинского улуса (района). Это село в Якутской области. Дата рождения – 11 ноября 1893 года. Имя новорожденному крепышу дали в честь его дяди и согласно церковному календарю. К сожалению, он повторил мученическую судьбу святого, именем которого был назван. Ведь святой Платон не поддался на уговоры властителя Агриппина отречься от веры и поэтому был обезглавлен.

Отец, Алексей Слепцов, и его жена много работали, чтобы вырастить десятерых детей, но шестеро из них умерло. Но они были крестьянами, и их доход сильно зависел от погоды. Во время 2-летней засухи им пришлось продать скот, и семья обеднела. Часто они питались одной рыбой, не имея даже хлеба. Рядом не было образовательных учреждений, что закрывало детям путь к образованию и другим занятиям, кроме земледелия. Поэтому только в 1906 году, когда рядом с домом Платона открылась школа, он начал учиться и быстро стал лучшим учеником.

В свободное от уроков и домашней работы время мальчик увлекся национальным эпосом, считая, что Олонхо лежало в основе мировоззрения древних якутов. В дальнейшем он научился импровизировать на нескольких направлениях этого народного сказания.

Платон Ойунский в молодости

Платон Ойунский в молодости

События биографии

  1. 1910 – Благодаря помощи многочисленных родственников и неравнодушных к его участи односельчан, смог отправиться в Якутск, где поступил в Городское 4-классное училище. В период учебы использовал псевдоним Ойунский, толкуемый исследователями как «из рода шаманов», наверное, потому, что по материнской линии у парня было много известных шаманов.
  2. 1911 – Вместе с друзьями организовал в училище кружок, в котором школяры, критически воспринимавшие дифференциацию слоев общества и бесправие простых тружеников, могли спорить на литературные и политические темы.
  3. 1914-1917 – Учился в Якутской учительской семинарии, где познакомился с будущим соратником Максимом Аммосовым и ссыльными революционерами, оказавшими на юношу большое влияние.
  4. 1916 – Перевел гоголевского «Ревизора» на якутский язык. В дальнейшем он перевел на родной язык произведения Пушкина, Жуковского, Петефи, Гете, Горького, приобщив свой народ к классикам мировой литературы. В этом же году Слепцов и Амосов познакомились со ссыльным большевиком Емельяном Ярославским, создавшим 2 года назад Якутский комитет РСДРП. Привлеченные стройностью концепций марксизма, они стали ходить в марксистский кружок и решили посвятить свои жизни активной борьбе за свободу и равенство людей.
  5. 1917 – Поступил на исторический факультет Томского учительского института и опубликовал первое стихотворение «Песня труженика». В этом же году был избран замом председателя Совета солдатских и рабочих депутатов и проявил себя талантливым оратором.
  6. 1918 – Вступил в Коммунистическую партию и отправился на родину. Пытался склонить жителей к признанию советской власти, поскольку Якутский областной совет игнорировал ее. Но осенью победили сторонники контрреволюционных сил, а Слепцова арестовали и выдворили из Якутии.
  7. 1919-1920 – Преподавал в начальной школе г. Томска.
  8. 1920 – После свержения колчаковцев вернулся в Якутию и получил пост заведующего отделением губревкома. Превратил псевдоним Ойунский в фамилию. Возможно, официальное изменение было выражением протеста против объявленной губревкомом беспощадной борьбы с шаманством. Милиции и сельским ревкомам предписывалось отбирать у шаманов костюмы и другие предметы, свидетельствовавшие о принадлежности к этой форме религии, штрафовать «колдунов» за камлание и полученное вознаграждение.
  9. 1921 – Став председателем губревкома, инициировал создание государственности. Написал правовые акты о землеустройстве, ревкомах (местных органах власти) и ряд документов, необходимых для создания на родине автономной республики.
  10. 1922 – После образования в апреле Якутской АССР и первого правительства – Совета народных комиссаров – возглавил его.
  11. 1923 – На Учредительном съезде Советов сформирован Центральный исполнительный комитет (Высший орган власти Якутии). Ойунского избрали председателем ЦИК.
  12. 1924 – Написал стихотворение «Благословение отца», в котором призывал расти сильным и смелым, чтобы быть способным развеять тучи зла. В этом же году стал руководителем совета якутской письменности, преобразованного затем в Комитет. Это позволило внести весомый вклад в создание норм национальной пунктуации, орфографии, терминологии, усовершенствование письма.
  13. 1925 – Завершил работу над поэмой «Красный шаман». Ее герой видит свое предназначение в том, чтобы пробудить словом дремлющих людей и вдохновить на избавление от лжи, трусости и лицемерия. Пророчествуя об опасности вползающей в мир людей бездуховности, шаман убежден в том, что ее можно победить только разумом.
  14. 1927-1931 – Опубликовал пьесу «Большевик». 2 сборника стихотворений. статьи «О якутском стихосложении», «Якутская сказка, ее сюжет и содержание», «Материалы о происхождении якутов», «О шаманизме и религии». поэтическую драму «Туйарыма-Куо», повесть-легенду «Великий Кудангса», сказку-олонхо «Нюргун-Ботур».
  15. 1928-1931 – Был наркомом просвещения и здравоохранения ЯАССР.
  16. 1931 – Поступил в аспирантуру НИИ национальностей.
  17. 1934 – Вошел в состав Союза писателей СССР и избран председателем в якутском Союзе правления писателей.
  18. 1935 – Стал кандидатом лингвистических наук. В этом же году избран директором созданного им НИИ языка и культуры. Под его руководством проделана большая работа по сбору устного народного творчества земляков (в том числе олонхо), изучению национальных языка и культуры.
  19. Декабрь 1937 – Избран депутатом в Совет национальностей.
  20. Январь 1938 – Был на сессии Верховного Совета, после которой неделю потратил на хлопоты по изданию своего сборника сочинений.
  21. 3 февраля 1938 – По пути домой, в Иркутске, Платона Алексеевича арестовали и привезли в Бутырку, где обвинили в шпионаже в пользу агрессивно настроенной Японии. Сталин решил карать каждого пытавшегося нарушить единство СССР, а Якутия была крупнейшей автономией в отдаленной части страны, да к тому же считалась «вольнодумной».
  22. 31 октября 1939 – Умер от туберкулеза в Якутской тюрьме.
  23. 1955 – Реабилитирован.
Платон Ойунский после ареста

Платон Ойунский после ареста

Личная жизнь

Первый раз Ойунский женился на актрисе Якутского театра Фекле Алексеевне Сокольниковой. Они росли по соседству и были взаимно влюблены, но их родители противились этому браку. Сокольниковы считали Платона слишком бедным, а семью жениха настораживала болезнь девушки. Но в 1922 году парень «взлетел» до главы правительства автономной республики, и молодые поженились. Планируя одолеть туберкулез и зажить счастливо, они лишь полгода были вместе, а потом смерть забрала женщину.

Первая жена — Фекла Алексеевна

Первая жена — Фекла Алексеевна

Работая в ЦИК, он познакомился с сотрудницей женского отдела Татьяной Дмитриевной Александровой. В браке с нею родилась дочь, которая вскоре умерла. Супруга болела и в 1930 году ее не стало.

Вторая жена — Татьяна Дмитриевна

Вторая жена — Татьяна Дмитриевна

Третьей супругой филолога стала Акулина Николаевна Борисова. Она родила мужу 4-х дочерей, но 2 из них умерли младенцами.

С третьей женой Акулиной Николаевной и общей дочерью Саргыланой (1932)

С третьей женой Акулиной Николаевной и общей дочерью Саргыланой (1932)

След в истории

Платон Ойунский вошел в историю Якутии как первый глава советского правительства и первый остепененный ученый-филолог. Его кипучая деятельность по изучению особенностей национального языка и культуры, развитию образования на языке своего народа шла вразрез доктрине создания единой большевистской культуры внедрением усиленной русификации. Поэтому не избежал литератор меча репрессий и преждевременной смерти.

Филолог и писатель Платон Ойунский

Сегодня он воспринимается прогрессивными исследователями его творчества как проповедник и проводник ценностей Высшего разума пораженному пороками человечеству. Считается сторонником гармоничного развития общества мирным путем, без унижения и уничтожения отдельных людей и целых народов.

Земляки установили памятник Ойунскому и присвоили его имя:

  • Премии республики.
  • Аэропорту.
  • Театру.
  • Литературному музею.
  • Улицам.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *