ФИО: | Чаадаев Петр Яковлевич |
Дата рождения: | 27 мая (7 июня) 1794 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Философ, публицист |
Дата смерти: | 14 (26) апреля 1856 г. (61 год) |
Предки, родители, годы детства и юности
Философ и публицист Пётр Яковлевич Чаадаев был представителем старинного дворянского рода. Предки его выехали из Литвы в Россию в 16 веке. Потомки стали называться «Чаадаевыми» по прозванию одного из них.
Родился мыслитель 27 мая 1794 года в Москве. Его отец – Яков Петрович был военным и вышел в отставку в звании полковника. В дальнейшем служил в должности советника в уголовной палате Нижнего Новгорода. Ему приписывается авторство комедии под названием «Дон Педро Прокодуранте», в которой он описал злоупотребления на службе одного местного чиновника, не имея возможности изобличить его в реальности.
Мать Петра Яковлевича – Наталья Михайловна принадлежала к знаменитой русской фамилии ведущей происхождение от князя Михаила Черниговского. Она была дочерью известного просветителя и историка М. М. Щербатова.
После рождения в Москве двух сыновей – Михаила (год рождения 1792) и Петра, Чаадаевы переехали в своё имение, расположенное в селе Хрипуново Нижегородской губернии. Отец будущего философа ушёл из жизни, когда ему не исполнилось и одного года, а через 2 года умерла и мать. Осиротевших детей взяла на воспитание старшая сестра матери – Анна Михайловна, а опекуном и управителем состояния братьев Чаадаевых, оставленного им родителями, стал брат Натальи Михайловны – князь Д. М. Щербатов.
Пётр и Михаил детство и юность провели в Москве. Братья жили в доме тётки на Арбате, которая была к ним очень добра и во всём старалась заменить им мать. Благодаря своему опекуну они получили отличное домашнее образование.
В 1808 году молодые люди поступили в Московский университет. Среди студентов Чаадаев выделялся необыкновенной начитанностью и глубоким умом. Не удовлетворяясь университетскими занятиями, мыслитель постоянно стремился к самообразованию. С раннего возраста он собирал библиотеку, которая через некоторое время наполнилась редкими экземплярами книг по различным темам науки и искусства.
После окончания университета в 1812 году братья Чаадаевы выехали в Санкт-Петербург и были приняты в звании подпрапорщиков в Семёновский полк.
Период Отечественной войны
- Боевое крещение Пётр и Михаил приняли у села Бородино 26 августа 1812 года, где храбро сражались и за проявленное мужество в бою были произведены в прапорщики.
- Пётр с лихвой хлебнувший военных испытаний и лишений, находясь с войсками на территории Польши, внезапно заболел, однако к началу 1813 года уже был в строю и освобождал Европейские страны от ига Наполеона.
- Он принимал активное участие в сражениях на немецких землях, за что был награждён орденом святой Анны и прусским Железным крестом.
- В 1814 году войска союзных армий вошли на французские территории. Чаадаев участвовал в битве за Париж. Город на него произвёл неизгладимое впечатление. Молодой человек был восхищён культурными достижениями Запада.
Служба после войны и отставка
- В 1816 году Петра Яковлевича в звании корнета перевели на новое место службы – полк гусар, нёсший службу в Царском Селе, где он познакомился с А. С. Пушкиным и поразил поэта глубиной познаний.
- Через некоторое время Чаадаева произвели в поручики, а примерно через год командир полка назначил молодого человека своим адъютантом.
- Отдавая дань веянию времени, Пётр в Кракове стал членом масонской ложи, а в русской столице присоединился к ложе «Соединенных друзей», куда входили многие известные люди того времени, и достиг в ней высокого положения.
- В 1819 году Чаадаев получил чин ротмистра. В 1820 году командир отправил его с докладом к Александру I, находившемуся на тот момент в Чехии, о состоянии дел в первом батальоне Семёновского полка (подразделение взбунтовалось против вновь назначенного графом А. А. Аракчеевым начальства).
- В марте 1820 года Пётр Яковлевич неожиданно для всех подал в отставку, объяснив её причины семейными обстоятельствами и неважным состоянием здоровья.
Поездка в Европу
- В 1823 году урегулировав имущественные вопросы с братом Михаилом, Чаадаев для поправки здоровья уехал в Европу. Сначала он посетил Англию, после чего отправился во Францию, Швейцарию, а также в Италию и Германию.
- В Англии мыслитель несколько дней провёл в Лондоне. Столица не произвела на него большого впечатления, и он уехал в курортный город Брайтон, который понравился ему своей чистотой, близостью моря и красивыми скверами. Через некоторое время он вновь вернулся в Лондон, где посещал музеи и ближе познакомился с устройством жизни англичан. Здесь же он заложил основы своей второй библиотеки.
- Покинув через несколько месяцев наскучивший ему Лондон, Чаадаев отправился в Париж, где на путешественника нахлынули воспоминания военных лет. Впрочем, это продолжалось недолго, и Пётр Яковлевич после осмотра достопримечательностей, основное время уделял посещению музеев, библиотек и театров. Его приводил в изумление прогресс наук Франции. Он продолжал приобретать книги по математике и физике, астрономии и геологии, политической экономии и законодательству, а также философии.
- Посетив после Парижа Швейцарию, Чаадаев весной 1825 года приехал в Италию. Несмотря на посещение самых известных врачей, здоровье путешественника только ухудшалось, и в 1826 году он принял решение вернуться на родину.
Начало писательской деятельности
- В 1827 году Пётр Яковлевич поселился в деревенском имении тётки – Анны Михайловны, где жил уединённо, практически ни с кем не общался и много читал. Уже тогда за мыслителем установили тайный надзор полиции,
- В этот период Чаадаев начал писать свои знаменитые «Философские письма», работу над которыми он заканчивал, уже живя в Москве, на съёмной квартире.
- В начале 1830-х годов списки «Писем» философа появились в среде русских образованных людей.
Первая публикация и репрессии
- В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано первое из «Философских писем», которое стало виновником скандала. Николай I, после его прочтения заявил, что автор явно ненормален и объявил Чаадаева сумасшедшим.
- После этого цензора, допустившего к печати скандальную публикацию, уволили, журнал закрыли, а редактора отправили в ссылку. Петра Яковлевича вызвали к полицейскому начальству, где он узнал, что с этого момента его официально считают умалишённым на основании распоряжения правительства.
- За философом установили полицейский и медицинский надзор, который сняли только через год с условием, что он не будет больше ничего писать. Однако Чаадаев нарушил запрет. В 1837 году из под его пера вышла «Апология сумасшедшего», которая при его жизни опубликована не была.
Последние годы жизни
- Начиная с 1838 года, философ посещал все собрания в столице идеологической направленности и принимал в их организации активное участие.
- С 1843 по 1845 годы Чаадаев ходил в Московский университет на публичные лекции историка Т. Н. Грановского.
- В 1845 году он перевел на французский язык статью богослова А. С. Хомякова «Мнение иностранцев о России».
- В 1847 году Пётр Яковлевич написал послание литературному критику и поэту П. А. Вяземскому о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». С 1850 года Чаадаев вёл активную полемику и обсуждение статей Ф. И. Тютчева.
О личном
Семейная жизнь мыслителя не сложилась, он никогда не был женат, хотя и пользовался вниманием женщин. Сам Чаадаев на вопросы о причине его холостяцкой жизни отвечал, что все узнают её только после его смерти.
В завещании он просил похоронить его рядом с погребением Авдотьи Сергеевны Норовой ушедшей из жизни в 1835 году. Современниками Чаадаева считалось, что их любовь вдохновила Пушкина написать роман «Евгений Онегин».
Конец пути и основные идеи
Выдающийся философ умер от воспаления лёгких в Москве 14 апреля 1856 года, и был похоронен на Донском кладбище.
В своих сочинениях Чаадаев подверг резкой критике русскую действительность за духовный застой, который, по мнению автора, препятствовал России исполнить предначертанную свыше историческую миссию.
Чаадаев считал, что русский народ не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу. Он исключителен в своей миссии – дать возможность всему человечеству учиться на его ошибках. Призвание России, по мнению философа, в решении большинства социальных проблем и ответе миру на все занимающие его важнейшие вопросы.