Патриарх Никон — краткая биография


Никита Минин (Минов)

Полное имя: Никита Минин (Минов)
Дата рождения: 7 (17) мая 1605 г.
Место рождения: д. Вельдеманово, Нижегородская область
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Архиепископ, патриарх
Дата смерти: 17 (27) августа 1681 г. (76 лет)

В середине XVII века в жизни русской православной церкви произошёл крутой перелом. Теперь богослужение проходит по строгому регламенту, тексты церковных книг приводятся в соответствие с византийскими и греческими оригиналами. Двуперстное крестное знамение заменяется на трёхперстное. Цель нововведений – укрепить благочестие христиан и поднять авторитет священнослужителей. Во главе реформ стоял московский патриарх Никон (Минин).

Патриарх Никон

Патриарх Никон

Жизнь до принятия священства

Будущий святейший патриарх родился 7 мая 1605 года в деревне Вельдеманово Княгинского уезда, которая находится в 85 км южнее Нижнего Новгорода. При крещении 24 мая младенца назвали Никитой.

После рождения ребёнка родители – мать Мариама и отец Мина – прожили вместе недолго. Мариама умерла, а Мина женился вторично. Злая мачеха ненавидела Никиту, избивала мальчика, морила голодом и хотела убить.

Читать Никита научился по священным книгам. Жажда знаний заставляет подростка пойти в монастырь Макария Желтоводского.

Вернуться домой юношу заставило известие, как впоследствии выяснилось – ложное, о тяжёлой болезни отца и бабушки. В Вельдеманово Никон нашёл родственников в добром здравии. Правда, вскоре смерть унесла жизни отца и бабки. Перед кончиной Мина настоял, чтобы сын женился.

Церковный реформатор

Отец хотел, чтобы Никон был добропорядочным крестьянином. Но мирская жизнь претила сыну. И после смерти Мины будущий архиерей, часто вспоминавший пребывание в монастыре, становится на путь служения Богу.

Основные даты жизни патриарха:

  • В 1625 году молодой человек принимает священнический сан и начинает служить в церкви подмосковного села Колычёво.
  • В 30-летнем возрасте Никита решает принять монашеский постриг. После смерти своих малолетних детей, воспринятой как небесное указание, Минин уговаривает жену стать монахиней Алексеевского монастыря в Москве, а сам уходит в Анзерский скит на Белом море. Здесь основатель обители преподобный Елеазар постриг послушника в монахи с именем Никон.
  • После конфликта с начальным старцем Свято-Троицкого Анзерского скита Никон уходит в 1641 году в пустынь на островах Кожеозера. Через два года братия избирает монаха игуменом монастыря.
  • В 1646 году, приехав в Москву по делам обители, Никон по обычаю тех лет явился к царю Алексею Михайловичу с поклоном. Аскетичность, глубокая вера и начитанность понравились государю. По царскому приказу монах переводится в Спасо-Новый монастырь и посвящается в сан архимандрита.
  • В январе 1649 года митрополит Новгородский и Великолуцкий Аффоний просит царя освободить от должности и «отпустить в келлию» для молитвенного подвига. Алексей Михайлович удовлетворяет просьбу старца. На место святителя патриарх иерусалимский Паисий рукополагает архимандрита Никона в сан митрополита. Хиротония совершена 11 марта 1649 г.
  • Новгородский митрополит требует совершать богослужения торжественно и с большой точностью, соблюдать единогласное чтение. В литургии вводятся приёмы греческого пения и киевский распев, который для благочестия требует многократного повторения отдельных фраз текста. Нововведения Никона Церковный собор утвердил 19 февраля 1651 года. Узаконенное единогласие положило начало церковному расколу.
  • 3 июня 1652 года Никон приезжает в Соловецкий монастырь, чтобы перевезти мощи святителя Филиппа (Колычёва) в Москву. 9 июля останки доставлены в столицу. Во время отсутствия митрополита 15 апреля умер патриарх Иосиф. 25 июля по просьбам царя и духовного собрания Никон соглашается принять патриаршество.
  • Перед началом Великого поста 1653 года Никон повелевает православным христианам полагать крестное знамение не двумя, а «тремя первыми перстами».
  • В 1654 году патриарх и царь созывают Поместный собор, на котором церковные обряды, совершаемые в России, приводились в соответствие с практикой греческих церквей. Собрание духовенства утвердило исправленный перевод текста Символа веры, исполняемый на литургии и в настоящее время.
Церковный Собор 1654 г. Патриарх Никон показывает новые богослужебные тексты. худ. А. Д. Кившенко, 1880 г.

Церковный Собор 1654 г. Патриарх Никон показывает новые богослужебные тексты. худ. А. Д. Кившенко, 1880 г.

  • В 1656 году патриарх созывает Московский собор, продлившийся с 23 апреля до 2 июня. 40 русских архиереев при участии православных иерархов из Сербии, Никеи и Антиохии предали анафеме крестившихся двуперстно. Реформы Никона вступили в решающую фазу.
  • Часть духовенства и бояре встретили никоновские нововведения в штыки. Противники патриарха настраивали царя против московского владыки. Отношения между Алексеем Михайловичем и Никоном охладели. А летом 1658 года произошёл открытый конфликт – самодержец не пришёл 8 июля на богослужение в праздник Казанской иконы Божьей матери. В знак протеста первосвященник, не отказавшись от патриаршего престола, покинул столицу и поселился сначала в Истре в Новоиеоусалимской обители, а через год переехал в Крестный монастырь на Белом море.
  • В конце зимы 1660 года в Москве созывается собор, целью которого было избрание нового патриарха и лишение Никона архиерейского сана. Однако царь побоялся идти на крайние меры. Суд не состоялся.
  • Февраль 1666 года. По призыву царя в Москву на собор приезжают архиереи и авторитетные духовные лица. Собрание священнослужителей решало судьбу Никона и его реформ. Московский патриарх не участвовал в заседаниях первого этапа собора, проходившего с апреля по сентябрь. В итоговом обращении к священству, которое назвали «Наставление духовное», отцы русской церкви признавали законность никоновских нововведений.
  • Во второй фазе собора, начавшейся 28 ноября 1666 года и продлившейся до августа 1667 года, решалась судьба Никона. К русским иерархам присоединились иностранные архиереи. Патриарха обвинили в клевете на царя, в оскорблении духовных лиц, в самовольном оставлении паствы и патриаршего престола. Также в вину ставилось строительство монастырей и храмов, которым присваивались имена из Евангелия, что посчитали глумлением над святыми понятиями. На заседании 12 декабря собор постановил лишить Никона епископского сана и патриаршего достоинства и сослать монахом на Белое озеро в Ферапонтов монастырь.
  • В 1676 году царь Фёдор III Алексеевич, преемник умершего Алексея Михайловича, переводит Никона в Кириллов монастырь в 15,5 км от прежнего места заточения. Узник содержится под строгим надзором двух старцев, которые живут с ним в одной келье.
  • В 1681 году царь смилостивился и разрешил Никону переехать в истринскую Новоиерусалимскую обитель. По дороге в монастырь церковный реформатор скончался. Смерть наступила вечером 17 августа на переправе через Волгу около Ярославля.
  • Через девять дней Никона похоронили в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря. На отпевании по приказу царя Фёдора III новопреставленного поминали как патриарха.
Смерть патриарха Никона. Гравюра около 1870-ых г.

Смерть патриарха Никона. Гравюра около 1870-ых г.

Муж и жена – монахи

Никону едва исполнилось 20 лет, когда он женился. Молодой человек согласился на бракосочетание, уступив мольбам умирающего отца.

В браке родилось трое детей. Но в 1635 году все ребятишки умерли один за другим. Потерю детей священник воспринял, как Божье указание отрешиться от мирской жизни. Оба супруга становятся монахами.

Патриарх Никон с клиром. худ. Д. Вухтерс, около 1660—1665 г.

Патриарх Никон с клиром. худ. Д. Вухтерс, около 1660—1665 г.

Значение реформы патриарха Никона

По инициативе патриарха Никона в русском православии начинается литургическая реформа. Исправляются правила совершения церковных обрядов. Содержание богослужебных книг приводится в соответствие с греческими и византийскими текстами. Запрещалось многогласие – одновременное исполнение разных частей литургии. Узаконенное единогласие удлинило церковную службу, зато придало ей благопристойность и осмысленность.

Патриарх Никон (17 век)

Патриарх Никон (17 век)

Обновление церковных порядков сопровождалось возведением монастырей и храмов. По указанию патриарха Никона строились:

  1. Иверская обитель на острове Сельвицкий озера Валдай (1653 год). Здесь же через 2 года заложен фундамент каменного Успенского собора.
  2. Онежский Крестный монастырь в Белом море на острове Кий (1656 год).
  3. В подмосковном городе Истра основан Новоиерусалимский монастырь (1656 год).

Добиваясь независимости от светских судов, Никон требовал от священников и монахов образцовой жизни. Церковнослужители обязаны стать ревнителями благочестия, проповедовать нравственность, насаждать просвещение. Пьянство и лень порицались. Нерадивые клирики подвергались жёсткому, а порой и жестокому, наказанию.

Никон говорил, что церковь – это не каменные стены, а каноны и духовные пастыри. Этому принципу патриарх следовал всю жизнь.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *