Николай Александрович Добролюбов — краткая биография


Добролюбов Николай Александрович

ФИО: Добролюбов Николай Александрович
Дата рождения: 05.02.1836
Место рождения: Нижний Новгород
Знак зодиака: Водолей
Деятельность: Литературный критик, поэт, публицист
Дата смерти: 29.11.1861 (25 лет)

С критической статьёй Н. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» старшеклассники средней школы знакомятся при изучении драмы А. Островского «Гроза». И в дальнейшем у всех имя Добролюбова накрепко связано с литературной критикой и публицистикой.

Гораздо меньше известно о том, что он был талантливым поэтом, писателем, переводчиком, выдающейся личностью, замечательным мыслителем, педагогом. Но не все грани его таланта смогли до конца раскрыться в связи с ранней смертью: он прожил всего 25 лет.

Детство и учеба в Нижнем Новгороде

Николай Александрович Добролюбов родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Александр Иванович Добролюбов (1812-1854), был священником. Это был очень образованный человек, пользовавшийся уважением в городе. Мать – Зинаида Васильевна Покровская (Добролюбова, 1816-1854) – занималась воспитанием детей, которых в семье было 8. Николай Добролюбов был старшим из них.

Начальное образование получил дома, его учителем был студент семинарии. В доме Добролюбовых была большая библиотека, которая способствовала ранней тяге мальчика к чтению и самообразованию. В результате его приняли сразу в последний класс духовного училища в Нижнем Новгороде, а на следующий год – в Нижегородскую духовную семинарию, где он стал первым учеником.

С ранних лет Добролюбов был собранным, дисциплинированным и ответственным: вёл читательский дневник, записывая свои впечатления о прочитанном. вёл также ежедневные записи и заметки о всех происходивших в его жизни событиях. писал прозу и стихи, пробовал себя в драматургии, а в возрасте 13 лет даже переводил древнеримского поэта Горация. Свои произведения он отсылал в различные газеты и журналы Нижнего Новгорода, некоторые из них публиковались. Кроме этого, юноша заинтересовался фольклором и собрал множество преданий, песен, пословиц, поговорок своего края.

Н. И. Добролюбов с отцом (1954)

Н. И. Добролюбов с отцом (1954)

Краткая биография

  • В 1853 г. Н. Добролюбов отправился в Петербург для продолжения духовного образования – поступления в Петербургскую духовную академию, но неожиданно для всех решил сдавать вступительные экзамены в Педагогический институт. Был принят на историко-филологический факультет.
  • 1854 год стал очень тяжёлым для него: с разницей в несколько месяцев ушли из жизни его родители – сначала мать, а затем и отец. Начался период жизни, который сам Добролюбов назвал «подвигом переделывания».
  • Именно в этот год Добролюбов охладел к вере и стал радикальным атеистом, начал разделять антикрепостнические и антимонархические настроения. Он писал сатирические стихи, обличавшие царский режим и личность царя, что окончилось для него карцером.
  • К личным потерям прибавились и внешние обстоятельства жизни: умер император Николай I, началась Крымская война 1853-1856 гг., в студенческой среде стали образовываться оппозиционные к правительству кружки, один из них возглавил Николай Добролюбов.
  • В 1855 г. Добролюбов организовал нелегальную, с революционным уклоном газету «Слухи», и в ней также обличал царский режим. Писал смелые революционные стихи. начал вести активную революционно-пропагандистскую работу в студенческом кружке.
  • В 1855 г. (в некоторых источниках указывается 1856 г.) произошло знакомство Добролюбова с Чернышевским, которое переросло в дружбу и тесное сотрудничество двух уникальных высокообразованных личностей. Знакомство с Н. Некрасовым.
  • Чернышевский в 1856 г. способствовал началу работы Николая Добролюбова в петербургских газетах и журналах, где тот печатался под различными псевдонимами в основном с материалами против самодержавия.
  • В 1857 г. Добролюбов начал работать в журнале «Современник», возглавив отдел литературной критики.
  • В 1857 г. Н. Добролюбов окончил институт с блестящим результатом, достойным золотой медали. Но этой награды он был лишён за свои политические убеждения и вольнолюбивые взгляды. Поступил домашним учителем к детям князя Куракина.
  • 1858 год – время активной работы в журнале «Современник». В этот год он опубликовал более 70 критических статей, рецензий, а также прозаических произведений и стихов. В его литературно-критических статьях отражалось состояние русской литературы с точки зрения социального положения общества. Занимался репетиторством.
  • К началу 1859 г. Добролюбов стал центральной фигурой в области литературной критики в русле революционно-демократической идеологии и кумиром разночинной интеллигенции.
  • В 1859 г. в журнале «Современник» Добролюбов основал сатирический отдел «Свисток» (он же редактор). Проявляется его новый талант сатирика, публициста и фельетониста.
  • Напряжённая работа сказалась на его здоровье – в 1860 г. начался туберкулез.
  • В 1860 г. по инициативе редакции журнала «Современник» Добролюбов уехал на лечение за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, но болезнь не отступала.
Н. И. Добролюбов в Неаполе (1961)

Н. И. Добролюбов в Неаполе (1961)

  • В 1861 г. вернулся в Россию в безнадёжном состоянии. Посетив родных в Нижнем Новгороде, возвратился в Петербург. Последняя опубликованная им статья «Забитые люди» была посвящена творчеству Ф. Достоевского.
  • В 1861 г. в России началась политическая реакция, которая угнетала Добролюбова и ухудшала его здоровье.
  • Его друзья (Чернышевский, Некрасов и др.) не оставляли его, дежурили у его постели до последнего момента. Добролюбов умер 17 (29 по новому стилю) ноября 1861 г. в Петербурге.
  • Похоронен на Волковом кладбище Петербурга рядом с В. Белинским.
  • Его похороны переросли в общественную демонстрацию.

Семья

Своей семьи и детей у Н.А. Добролюбова не было.

Творчество

Жизнь Добролюбова была короткой, но очень насыщенной умственной деятельностью. Он много писал. В основном это были литературно-критические работы, но в них он умел выразить свои общественно-политические взгляды, созвучные времени. По словам литературоведа Д. Святополка-Мирского, Добролюбов в своих литературно-критических статьях не столько анализировал литературную сторону произведений, сколько пользовался ими как «предлогом для социальной проповеди».

Литературная критика и публицистика

Самые известные критические статьи Н. Добролюбова, не потерявшие актуальности:

  • «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. Тургенева «Накануне»). эта статья привела к окончательному разрыву с Тургеневым.
  • «Что такое обломовщина?» (о романе И. Гончарова «Обломов»).
  • «Луч света в тёмном царстве» (о драме А. Островского «Гроза»).
  • «Темное царство» (о пьесах А. Островского).
  • «Забитые люди» (о романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорблённые»).
  • «О русском историческом романе».
  • «Сочинения Пушкина».
  • «Стихотворения Н.М. Языкова».
  • «Стихотворения А.Н. Плещеева».
  • «Стихотворения Ивана Никитина» и многие другие.

Философия

Философские взгляды Добролюбова выражались во многих его статьях на различные темы. В основе его философской системы был человек в неразрывной связи с природой. Он утверждал равенство людей, ратовал за уничтожение такого устройства общества, когда одни люди угнетают других. Научные знания, считал Добролюбов, должны быть основой любого общества.

Литературный критик Н. И. Добролюбов

Поэзия

Стихи Добролюбова отличались тематическим разнообразием: стихи-размышления («Милый друг, я умираю…»), сатирические стихи, стихотворные пародии, переводы Г. Гейне.

Педагогика

Педагогические идеи Добролюбов разделял с идеями Чернышевского:

  • Существующую систему воспитания они считали неприемлемой, так как она подавляет в детях личность, учит покорности и угодничеству.
  • Образовательную систему в России следует перестроить, но прежде всего – воспитать нового учителя, который будет уважать в ученике человеческое достоинство и сам будет всесторонне развитым человеком.
  • Изгнать из школы религию, позволить женщине получать равное с мужчинами образование.
  • Создать более совершенные школьные учебники, чтобы не загружать учеников ненужной информацией, излагать материал языком, доступным детям.
  • В детских книгах должно быть до минимума сведено морализирование, устранена бедность языка, книга должна развивать в ребенке воображение, будить его любознательность и побуждать к мышлению.
  • Осуждение физических наказаний в школе.
  • Важное значение придавал нравственному облику учителя.

Значение деятельности

Личность и творчество Н.А. Добролюбова были необычайно популярны в эпоху революционного движения в России 1860-х годов и позже. Его считали борцом за народное дело, властителем дум и вождём революционно-демократической части разночинной интеллигенции.

Памятник Н. И. Добролюбову в Нижнем Новгороде

Памятник Н. И. Добролюбову в Нижнем Новгороде

Хотя печататься он начал ещё во время учёбы в Нижнем Новгороде, зрелое творчество его из-за ранней смерти продлилось всего 4 года. И за это время он написал огромное количество критических, публицистических, философских статей, рецензий, стихов и прозы. Его литературно-критические статьи были лучшими в то время, он был честен и прямодушен, никогда не кривил душой и не старался никому угодить, не поклонялся каким бы то ни было авторитетам, боролся против навязываемых обществом стандартов, страдал при виде чужого страдания – всё это выразилось в его творчестве, которое во многом остается актуальным.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *