Полное имя: | Никола Пуссен |
Дата рождения: | 15 июня 1594 г. |
Место рождения: | Лез-Андели, Франция |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Художник, живописец |
Дата смерти: | 19 ноября 1665 г. (71 год) |
Детство и юность
Точная дата рождения Николы Пуссена неизвестна. Исследователи считают, что он появился на свет в 1594 г., в некоторых источниках встречается дата 15 июня. Родиной будущего великого художника стал нормандский городок Лез-Андели.
Отец мальчика, Жан Пуссен, происходил из семьи нотариуса и был ветераном королевской армии. Матерью Николы стала вдова прокурора города Вернон Мари де Лезман, происходившая из разбогатевшей семьи крестьян. Женщина была неграмотной. От первого мужа у Мари осталась дочь Маргарита.
О ранних годах Пуссена сохранилось очень мало сведений. Предполагается, что он учился в руанской школе иезуитов. Затем в 1610 г. юноша стал учеником художника Квентина Варена, который приехал в Андели расписывать церковь.
В 18 лет Никола отправился в Париж, чтобы лучше освоить мастерство живописца. Около 3 месяцев молодой человек занимался у фламандского мастера портретной живописи Фердинанда ван Элле. Затем талантливый провинциал учился у художника-историка Жоржа Лаллемана.
Краткая биография
- Примерно в 1615 г. после знакомства с камердинером Марии Медичи Александром Куртуа Пуссен получил разрешение посещать Лувр и копировать картины итальянских мастеров. Тогда у него появилось желание посетить Италию.
- В 1618-1619 гг. художник работал над полотном «Святой Дени Ареопаг» для парижской католической церкви Сен-Жермен-л’Оксеруа.
- В 1622 г. живописец работал в Лионе над заказом для иезуитского колледжа.
- В 1623 г. архиепископ Парижа заказал художнику картину для собора Нотр-Дам. «Смерть Девы Марии» стала одной из самых значительных работ раннего периода творчества мастера.
- Никола несколько раз предпринимал попытку уехать в Рим, и в 1624 г. это у него получилось. В Риме Никола писал картины на мифологические и религиозные сюжеты, обмерял античные статуи, изучал скульптуры, живопись и графику Тициана, Каррачи, Доменикино, Рафаэля, Микеланджело, труды Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера.
- Около 1625 г. художник написал 2 батальных полотна: «Битва израильтян с аморреями» (находится в собрании Пушкинского музея в Москве) и «Битва израильтян с амаликитянами» (в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге).
- Благодаря связям, художник познакомился с папским племянником кардиналом Барберини и получил в 1626 г. от него заказ на картину «Разрушение Иерусалима». Эта работа не сохранилась до наших дней, но была повторена мастером в 1638 г. и сегодня находится в Вене.
- В 1627-1628 гг. живописец написал картину «Смерть Германика», которую называют знаковым произведением раннего классицизма. В этой картине проявились черты, ставшие основными для данного направления: строгость формы, чётко выдержанная композиция, ясность действия, насыщенно-сдержанная цветовая гамма.
- В 1627 г. была написана картина на «Эхо и Нарцисс». Она хранится в парижском Лувре.
- В 1628-1629 гг. Пуссен создаёт картину «Мученичество святого Эразма» для алтаря собора Святого Петра.
- В 1629 г. художник тяжело заболел, выхаживала его семья Шарля Дюге.
- В 1630 г. Никола закончил работу над полотном «Снятие с креста». Сегодня эту картину можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
- Также в 1630 г. по заказу сицилийского купца Пуссен написал картину «Чума в Азоте» на ветхозаветный сюжет. Художник работал над полотном во время вспышки бубонной чумы в Италии (1629-1631 гг.), поэтому сумел точно изобразить эпидемию.
- В 1631 г. была написана одна из самых известных работ художника – «Царство Флоры».
- В 1632 г. Пуссена приняли в Академию Святого Луки.
- В начале 1630-х гг. была написана ранняя версия картины «Аркадские пастухи». К этому же сюжету художник вернулся в 50-е гг.
- В середине 30-х гг. Пуссен начал работу над циклом «Семь таинств» по заказу итальянского учёного и мецената Кассиано Даль Поццо. Шесть картин серии художник написал в Риме, а седьмую закончил уже в Париже. В 1647 г. он повторил серию работ на эту тему.
- Между 1635 и 1638 гг. была написана картина «Вдохновение поэта», которая сегодня находится в Лувре.
- В декабре 1640 г. Пуссен по приглашению короля приехал в Париж. Этому предшествовала долгая переписка с уточнением условий контракта, художник сомневался, но всё же дал своё согласие.
- В Париже Пуссена приняли очень торжественно, он получил хорошее жалование и должность первого живописца короля. Придворные художники не были рады появлению конкурента и затаили обиду.
- Первым крупным парижским заказом стало «Чудо святого Франциска Ксаверия» для здания иезуитского новициата. В работе над этим гигантским полотном художник использовал новаторские приёмы, которые сразу не были оценены по достоинству и критиковались противниками Пуссена.
- В 1640 г. Никола написал картину «Великодушие Сципиона» на сюжет из древнеримской истории.
- В 1641 г. по заказу кардинала Ришельё Пуссен написал аллегорию «Время защищает Истину от Зависти и Раздора». Работа предназначалась для потолка в кабинете кардинала, что значительно усложняло создание картины, т.к. необходимо было верно рассчитать искажение перспективы и пропорций, но художник справился с задачей.
- В 1642 г. из-за придворных интриг живописец решил вернуться в Рим. По контракту его отпустили на время, но после смерти короля в 1643 г. исполнение условий договора стало необязательным.
- В Риме художник стал работать в привычной манере, не брался за слишком большие полотна. 40-50 гг. стали самыми плодотворными в его творчестве. Среди работ, написанных в этот период, можно выделить «Элиазар и Ревекка», «Экстаз святого Павла», «Вознесение Богородицы».
- В 1648-1651 гг. живописец обратился к жанру пейзажа. Наиболее известные: «Пейзаж со вдовой Фокиона», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с человеком, убитым змеёй», «Пейзаж с Полифемом» и др.
- В 1649 и 1650 гг. художник написал два автопортрета. Первый по заказу Пуантеля, второй – Шантелу. На обеих картинах помещены пространные латинские надписи и загадочные символы.
- В 50-е гг. здоровье живописца пошатнулось, он боролся с многочисленными болезнями, но продолжал работать. Значительной картиной зрелого периода мастера стала «Рождение Вакха и смерть Нарцисса», написанная в 1657 г.
- С 1650 г. Пуссен начал работать над заметками о живописи, он хотел написать книгу, но так и не осуществил это желание.
- В 1655 г. по заказу Во-ле-Виконта Пуссен выполнил эскизы декоративных ваз и лепнины, а также модели этих ваз в натуральную величину.
- В 1660-1664 гг. художник создал живописный цикл «Четыре времени года».
- Последней картиной живописца стала неоконченное полотно «Аполлон и Дафна» 1664 г.
- Последний год своей жизни мастер не работал и тяжело болел. 19 октября 1665 г. в возрасте 71 года Никола Пуссен скончался.
Личная жизнь
В 1630 г. Пуссен женился на старшей дочери французского кондитера Шарля Дюге – Анн-Мари. По немногочисленным свидетельствам можно сделать вывод, что этот брак был счастливым, хотя детей у супругов не было.
Вместе с семейной парой вскоре поселился брат Анн-Мари – Гаспар. Пуссен увидел у юноши талант и стал давать ему первые уроки живописи. Впоследствии Гаспар стал известным пейзажистом. Анн-Мари скончалась в 1664 г., и это стало большим ударом для Пуссена.
След в искусстве
Никола Пуссен был выдающимся французским художником, одним из основоположников классицизма. В основном он писал полотна на исторические, мифологические и библейские темы, тщательно изучая литературные источники.
Над всеми этапами создания картины Пуссен трудился самостоятельно, не прибегая к услугам учеников и коллег. Он сам делал многочисленные эскизы, добиваясь наилучшего варианта, создавал трёхмерную восковую композицию, искал натурщиков. Над одной картиной художник мог трудиться более полугода.
В работе мастер придерживался принципа рационализма. Его картинам свойственны сложные аллегорические сюжеты, гармоничность, идеально точный рисунок, стройное и ясное композиционное построение, чёткое разделение планов с помощью формы и цвета, использование локальных цветов. Художественные приёмы, применявшиеся живописцем, легли в основу академизма.