ФИО: | Бессмертнова Наталия Игоревна |
Дата рождения: | 19 июля 1941 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Балерина, педагог |
Дата смерти: | 19 февраля 2008 г. (66 лет) |
Детство и юность
Наталия Бессмертнова родилась 19 июля 1941 года в Москве в семье доктора Игоря Борисовича и Антонины Яковлевны Бессмертновых. Антонина Яковлевна училась на фармацевта, но впоследствии посвятила жизнь семье. Великую Отечественную войну она с маленькой дочкой провели в эвакуации.
У Наталии и ее младшей сестры Татьяны, родившейся после войны, в детстве проявились способности и интерес к музыке, танцам и пластическим упражнениям, и они поступили в Московское хореографическое училище. Наталия поступила в 1952 году. Училась у педагогов М. Кожуховой, Л. Черкасовой, С. Головкиной.
На сцену Большого театра Наташа начала выходить еще в третьем классе училища – в балете Минкуса «Дон Кихот» исполняла роль маленького Амура. До окончания учебы, в последнем классе дебютировала в Большом театре исполнением в «Шопениане» седьмого вальса и мазурки как солистка.
Жизненный путь
- 1961 – окончила учебу и принята в Большой театр.
- 1963 – в балете Прокофьева «Золушка» исполнила партию Осени.
- 1963, 20 ноября – первое выступление в главной партии – Жизели в балете А. Адана. Дуэт Бессмертновой и М. Лавровского в роли Альберта был восторженно принят критикой и зрителями. Вместе они танцевали в «Жизели» около 90 раз в течение почти 15 лет, в том числе на сценах всего мира – в США, Великобритании, Франции, Греции. А всего Наталия исполняла эту партию почти 200 раз. После этой роли Бессмертнова была признана продолжательницей традиций русского балета.
- 1964 – впервые снялась в кино: в фильме «Секрет успеха», посвященном русской балетной школе и огромному повседневному труду артистов балета. В последующие двадцать пять лет балерина снялась в девятнадцати фильмах-балетах.
- 1964 – в балете «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна в постановке К. Голейзовского исполнила партию Лейли.
- 1965 – впервые станцевала партию Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» в постановке Ю. Григоровича. В этой роли Бессмертнова была не только совершенной Одеттой, персонажем близким к лирическому дарованию танцовщицы. Она с присущей ей тонкостью воплотила и сложный образ Одиллии. Избежав соблазна внешней броскости, балерина сумела выразить ее страстность и чувственность.
- 1965 – стала первой в Большом театре исполнительницей партии Ширин в новаторском балете Ю. Григоровича «Легенда о любви». В восточной философской сказке с драматическим сюжетом Бессмертнова покоряла зрителя неправдоподобной легкостью прыжка, изяществом и гибкостью.
- 1968 – состоялась премьера балета А. Хачатуряна «Спартак». Бессмертнова исполняла одну из ключевых партий – Фригии. В этой роли впервые раскрылся ее талант трагической актрисы.
- 1968 – в Варне получила первую премию на Международном конкурсе артистов балета. Позднее дважды подтверждала мировой уровень своего искусства: в Париже завоевала премию Парижской академии танца им. Анны Павловой, а в Таормине (Италия) – премию «Давид». Премия им. Анны Павловой была присуждена за исполнение партии Жизели. Балерина получила ее из рук знаменитого танцовщика и хореографа Сержа Лифаря.
- 1975 – первой исполнила партию Анастасии в балете С. Прокофьева «Иван Грозный». Роль стала очередной вершиной творчества балерины. Зрителей потрясала чистота, возвышенность, неземная отрешенность Анастасии, ставшей жертвой боярского сговора.
- 1982 – состоялась премьера балета Д. Шостаковича «Золотой век», в котором Бессмертнова исполнила партию Риты. Балерине удалось создать неожиданный для романтического амплуа яркий образ солистки варьете. Ее исполнение этой партии можно назвать творением мастера, в котором соединились свободное владение техникой, музыкальность, природная грация.
- 1988 – закончила сценическую карьеру и перешла на репетиторскую работу. При этом по контракту танцевала в отдельных спектаклях, участвовала в гастролях. Последний раз выходила на сцену Большого театра в 1992 году.
- 1995 – покинула театр после конфликта, связанного с уходом из театра ее супруга, хореографа Ю. Григоровича. После того, как он был вынужден уволиться по собственному желанию, его сторонники, артисты балета, отказались выходить на сцену. Бессмертнову уволили, обвинив в организации протеста. Наталия Игоревна подала судебный иск, была восстановлена на работе, а затем уволилась по собственному желанию. В дальнейшем Бессмертнова стала ассистировать Ю. Григоровичу в постановках в театре «Кремлевский балет».
- 2000 – после увольнения с поста художественного руководителя Большого театра В. Васильева Бессмертнова вернулась в театр и продолжила работу педагогом-репетитором. В этом качестве также работала с Григоровичем над постановками «Раймонды» в Пражском национальном театре и Национальной опере Белоруссии, «Спящей красавицы» в Варшавском национальном театре, » Ивана Грозного» в Парижской опере, «Щелкунчика» в Молдавской национальной опере.
- 2008, 19 февраля – умерла в Москве после продолжительной болезни. Могила находится на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Наталия была замужем за балетмейстером Юрием Николаевичем Григоровичем. Их союз был не только супружеским, но и творческим. После назначения Григоровича на пост главного балетмейстера Большого театра в 1964 году он отдавал главные партии во всех своих постановках Бессмертновой.
В 1968 Юрий и Наталия заключили брак. Наталия Игоревна танцевала главные партии, созданные хореографом специально для нее, в семи оригинальных балетных постановках Григоровича. Юрий Николаевич отмечал, что ставит эти партии не для супруги, а для выдающейся балерины. Они прожили в счастливом семейном союзе 40 лет, до ухода из жизни Наталии Игоревны. Детей в браке не было.
В жизни Наталия Игоревна была довольно закрытым человеком. Редко давала интервью, публично не праздновала юбилеи, редко показывалась на телеэкранах. Свободное время посвящала семейным делам, любимым людям, проводила наедине с природой.
Заключение
Наталия Бессмертнова – выдающая советская и российская балерина уникального лирического дарования. Для ее исполнительской манеры характерны безупречность техники, исключительная музыкальность, одухотворенность.
Обладая особым даром танцевальной и пластичной выразительности, балерина умела быть органичной в самых разных партиях – от лирико-романтических до трагических и драматических: Фригии в «Спартаке», Анастасии в «Иване Грозном», Джульетты в «Ромео и Джульетте».
Тонкое чувство хореографических стилей позволяло ей быть одинаково убедительной в классических балетах и постановках современных хореографов. Она одна из немногих балерин, уделявших внимание не только технике, но и актерской составляющей образа.
За 27 лет сценической карьеры прима-балерины Большого театра Бессмертнова станцевала все главные партии классического репертуара.
Как приглашенная балерина Бессмертнова выступала в балетных труппах Национальных театров и городов всего мира. Танцевала на сцене Римской оперы, миланского театра «Ла скала», Парижской национальной оперы, Венской государственной оперы и других.
Награды и звания:
- Заслуженная артистка РСФСР.
- Народная артистка РСФСР — 7 декабря 1973 г.
- Народная артистка СССР — 25 мая 1976 г.
- Премия Ленинского комсомола — 1972 г.
- Государственная премия СССР — 1977 г.
- Ленинская премия — 1986 г.
- Орден Трудового Красного Знамени — 1971 г.
- Орден Дружбы народов — 1981 г.