Матильда Кшесинская — биография балерины


Кшесинская Матильда Феликсовна

ФИО: Кшесинская Матильда Феликсовна
Дата рождения: 19 (31) августа 1872 г.
Место рождения: Лигово, Санкт-Петербургская губерния
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Балерина, педагог
Дата смерти: 6 декабря 1971 г. (99 лет)

Детство и юность

Семья Кшесинских, по преданию, ведет начало от польского рода графов Красинских, правда, практически все документы, подтверждающие знатное происхождение, были утеряны. В мемуарах Матильда рассказывает о своей родословной: её дед – Ян Кшесинский – был выдающимся человеком со многими талантами: играл на скрипке с Никколо Паганини, польский король называл его «мой словик» (соловей) за выдающиеся способности к оперному пению, служил актером с широким диапазоном ролей, от трагических до комических. Ян Кшесинский дожил до 106 лет.

Отец Матильды – Феликс Янович – балетный танцовщик, выступал на сценах Варшавы как ведущий исполнитель. В 1853 году он переехал в Россию и продолжил карьеру в Мариинском театре Санкт-Петербурга.

Мать Матильды – Юлия Доминская – тоже была танцовщицей, но покинула сцену, посвятив себя заботе о детях.

Родители Матильды Кшесинской

Родители Матильды Кшесинской

У Юлии Доминской было 13 детей: 9 – рожденных от рано почившего танцовщика французского происхождения Леде, 4 – от Феликса Кшесинского. Матильда была младшим ребенком в этой большой семье. Ее родные брат и сестра – Иосиф и Юлия – пошли по стопам родителей и стали балетными артистами. Можно утверждать, что творческий путь Матильды Кшесинской был предопределен, но так ли это?

Матильда родилась в местечке Лигово, недалеко от Санкт-Петербурга, 31 августа 1872 года. Она с детства любила танцевать и обожала ходить с отцом на репетиции и спектакли. Неудивительно, что девочка, последовав примеру домашних, тоже решила стать балериной и поступила в Императорское театральное училище, куда брали детей с 9-11 лет.

Матильда Кшесинская в детстве

Матильда Кшесинская в детстве

Во время обучения Матильда и другие воспитанники иногда танцевали в спектаклях наравне со взрослыми исполнителями. Балеты Мариуса Петипа как нельзя кстати подходили для задействования всех сил Императорского театра, поскольку в них были роли для всех возрастов. Дети, как правило, танцевали партии слуг, маленьких пажей и кукол. Так, маленькая Матильда была выбрана на роль одной из марионеток в постановке балета «Дон Кихот».

Пройдя половину курса обучения, Матильда поняла, что не питает к театру прежнего интереса, она перестала верить в нужность выбранного ремесла и задумывалась оставить училище. Именно в этот трудный момент в столицу приехала известная итальянская балерина Вирджиния Цукки, подарившая девочке веру в балетное искусство. Цукки своим примером показала, как наполнить технически безукоризненное исполнение чувством, драматизмом, глубиной.

Цукки вдохновила юную балерину продолжать работать, в результате Матильда блестяще окончила училище в 1890 году, а на выпускном концерте произвела ошеломляющий эффект на членов царской семьи. Особенно – на будущего императора Николая II. Как писала Матильда, она и сама испытывала влечение к цесаревичу.

Матильда Кшесинская в юности

Матильда Кшесинская в юности

События биографии

  • В 1890 году, по окончании училища, Матильду приняли в Мариинский театр, где она радовала публику на протяжении 27 лет.
  • В 1896 году получила звание прима-балерины. В театральной среде поговаривали, что такое стремительное восхождение по карьерной лестнице – результат связей балерины в высших кругах общества. Есть сведения, что главный хореограф Мариинского театра Мариус Петипа был против присвоения 23-летней балерине столь высокого статуса. Однако Кшесинская полностью соответствовала званию примы благодаря таланту и большой работоспособности.
  • С 1898 посещала классы маэстро Энрико Чеккетти. Его называли танцовщиком-виртуозом и по сей день считают выдающимся педагогом. Целью Кшесинской было овладение филигранной техникой, доступной на этот момент только итальянским танцовщицам. Благодаря упорным тренировкам Матильде стали подвластны 32 фуэте, которые пока не могли сделать другие русские танцовщицы.
  • Матильда Кшесинская была исполнительницей главных партий в таких известных балетах, как:
    • Принцесса Аврора из балета П.И. Чайковского и М. Петипа «Спящая красавица», 1892 год.
    • Первая исполнительница Флоры в постановке Петипа и Л. Иванова «Пробуждении Флоры» на музыку Р. Дриго, 1894.
    • Крестьянка Лиза в «Тщетной предосторожности» Петипа и Иванова на музыку П. Гертеля, 1896.
    • Аспиччия в балете-феерии Петипа «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, 1898.
    • Никия в «Баядерке» Петипа, на музыку Л. Минкуса, 1900.
  • В 1904 году балерина ушла из Мариинского, но продолжала сотрудничество по контракту. Ее появление в спектакле стоило баснословных денег: сначала – 500 рублей, потом – 750.
  • В 1909 году Сергей Дягилев приглашал Кшесинскую в свою антрепризу «Русские сезоны», но балерина отказалась танцевать, поскольку Дягилев предлагал ей второстепенную роль в балете «Павильон Армиды».
  • В 1911 году Дягилев сделал Кшесинской повторное предложение, и во Франции балерина исполняла главную партию в «Лебедином озере». Отношения балерины со знаменитым антрепренёром были непростые, но Дягилев надеялся через приближенную к царской семье особу решить некоторые финансовые проблемы, заручиться покровительством, а также получить доступ к декорациям «Лебединого озера», принадлежавшим балерине. Но попытки через Матильду уладить положение «Русских сезонов» провалились.
  • В 1916 году Матильда Кшесинская последний раз танцевала Жизель на российской сцене.
  • 13 июля 1917 года, в разгар революционных событий, она навсегда покинула Петроград, перебравшись сначала в Кисловодск, потом в Новороссийск.
  • В 1920 году с семьей эмигрировала во Францию.
  • В 1929 году Кшесинская попробовала себя в качестве педагога. Первый урок в парижской балетной студии состоялся 6 апреля. Желающих заниматься с русской балериной, вопреки ожиданиям самой Матильды, нашлось очень много. С ролью педагога Кшесинская справилась блестяще: за станком в студии стояли танцовщицы мирового уровня Марго Фонтейн и Алисия Маркова. По воспоминаниям современников, Матильда Феликсовна стремилась развивать технику и раскрывать индивидуальный потенциал каждой воспитанницы. Даже знаменитая Анна Павлова, однажды зайдя в школу Кшесинской, признала ее «хорошим педагогом».
  • В 1960 году Матильда Кшесинская опубликовала мемуары, в которых подробно описала свои отношения с Императором Николаем II и другими современниками.
  • Матильда Кшесинская умерла 6 декабря 1971 года в возрасте 99 лет. Была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа с мужем и сыном в одной могиле.
Матильда Кшесинская в последние годы жизни

Матильда Кшесинская в последние годы жизни

Личная жизнь

После выпускных экзаменов Кшесинская увлеклась наследником российского престола Николаем Александровичем. Их роман длился до 1894, когда царская семья объявила о скорой свадьбе цесаревича.

Матильда Кшесинская и Николай II

Матильда Кшесинская и Николай II

18 июня 1902 года у Кшесинской родился внебрачный сын от одного из великих князей. Мальчика назвали Владимир, присвоили отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.

С сыном Владимиром

С сыном Владимиром

В 1921 году заключила неравный брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил Владимира, дав ему отчество «Андреевич». В 1935 году Матильде и ее потомству был присвоен княжеский титул и фамилия Романовских-Красинских.

С князем Андреем Владимировичем и сыном Владимиром

С князем Андреем Владимировичем и сыном Владимиром

След и память

Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения (братья Легат, Вацлав Нижинский), бегство из России с Великим князем. Она не только танцевала на сцене Мариинского театра 27 лет, но и решала судьбы балерин-современниц за кулисами. Даже после завершения танцевальной карьеры она оставалась влиятельным человеком в балетном мире.

Матильда Феликсовна Кшесинская

Матильда Феликсовна Кшесинская

Однако нельзя умалять заслуги Матильды Кшесинской как выдающейся танцовщицы, не раз доказавшей статус примы. Не даром тогда, после выпускного экзамена, Император Александр III, очарованный танцем юной балерины, пожелал ей быть «украшением и славой» русского балета. С того дня она считала себя обязанной во что бы то ни стало оправдать возложенные на неё надежды.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *