Суламифь Михайловна Мессерер: биография и личная жизнь


Мессерер Суламифь Михайловна

ФИО: Мессерер Суламифь Михайловна
Дата рождения: 27 августа 1908 г.
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Балерина, балетный педагог
Дата смерти: 3 июня 2004 г. (95 лет)

В нашей стране, да и во многих других хорошо знают знаменитую советскую приму балета ГАБТ Майю Михайловну Плисецкую. Но, немногим известно, что своей карьерой балерины, да и просто не сломанной обстоятельствами жизнью Майя Михайловна обязана своей родной тёте – Суламифь Мессерер. Она воспитала её после того, как сестру Рахиль репрессировали. Она заменила девочке мать и воспитала её как первый педагог по балету. Эта женщина сама была выдающейся советской балериной.

Суламифь Мессерер и Майя Плисецкая

Суламифь Мессерер и Майя Плисецкая

Детство и юность

Суламифь Михайловна Мессерер появилась на свет 27 августа 1908 года в большой дружной еврейской семье стоматолога Михаила Борисовича Мессерера (урождённый Мендель Беркович Месерер) и его супруги Симы Моисеевны (урождённой Шимы Мовшевны Шабад). В переводе с иврита её имя Суламифь означает «мирная» или «миролюбивая». В большой семье росли ещё 9 детей: Моисей, Азарий, Маттаний, Асаф, Аммидав, Пнина (Пенина), Рахиль, Элишева и Эммануил. Сказалось увлечение отца библейскими рассказами. Михаил Борисович любил искусство, был заядлым театралом и привил это чувство детям.

Зимой 1920 года старшая сестра Рахиль отвела Суламифь, которой тогда исполнилось 11 лет, в Балетную школу Большого театра.

Впервые девочка начала выходить на сцену в 1921-22 годах в небольших эпизодах с участием детей. В 14 лет она исполняла партию Амура в постановке «Дон-Кихота».

В 1926 году девушка завершила обучение в столичном хореографическом училище (в те годы балетная школа ГАБТ) и стала работать в кордебалете труппы. Часто молодая артистка заменяла других партнерш, причём без репетиций. Эйдетическая память, техническая подготовка и природная смелость позволили начинающей артистке вскоре стать солисткой основного состава. Её уже первый выход на сцену без репетиций и подготовки прошел настолько успешно, что Суламифь в 1929 году дали главную роль Лизы в балете А. Горского «Тщетная предосторожность».

Суламифь Мессерер в начале карьеры

Суламифь Мессерер в начале карьеры

Карьера балерины и педагога

  1. В 1926-50 годах Мессерер являлась солисткой балетной труппы ГАБТ, исполнявшей разнообразные роли. Балерина обладала виртуозным мастерством и экспрессией. За этим стояли не только природные способности, развитые до невероятной степени, великолепная хореографическая память, в которой отпечатывался весь рисунок партии и хранился десятилетиями, но и большой труд у станка и постоянная учёба.
  2. Став примой, Суламифь Мессерер быстро получала всё новые и новые роли. Кукла Суок в балете В.А. Оранского «Три толстяка» и кукла в комической постановке «Коппелия» отличались у неё по характеру и темпераменту. Потом были главные роли в балетах «Красный мак», «Щелкунчик», «Светлый ручей». Везде она выступала в паре со своим родным братом Асафом.
  3. В августе 1928 года на Всесоюзной спартакиаде Суламифь стала двукратной чемпионкой страны по плаванию (результаты Спартакиады вошли в статистику как 6-й чемпионат СССР) на дистанции 50 метров и в эстафете 4 по 100. Она установила рекорд Советского Союза, который продержался 4 года. И долгие годы плавание было одним из её увлечений.
  4. 30 декабря 1932 года Суламифь вместе с братом и партнёром по профессии Асафом отправилась в своё первое заграничное турне в Ригу и Стокгольм.
  5. Следующий год артисты начали с выступлений в Датском королевстве и в Германии, а 15 марта дали представление в столице Франции. Здесь молодой балерине дала несколько уроков Алиса Вронская. Но, уже 18 марта брат с сестрой выступали в Берлине в Театре на бульваре Курфюрстендам (Kurfürstendamm) — мировом богемном центре «золотых двадцатых», затем опять Париж и Амстердам. В целом гастроли продлились четыре месяца.
  6. В июне 1933 года Большой Театр поставил балет композитора Бориса Астафьева «Пламя Парижа» о Великой французской революции. За воплощение образа главной героини Жанны солистка Мессерер получила в 1947 году Сталинскую премию.
  7. В 1935 году она первой исполнила главную женскую роль в балете «Три толстяка».
  8. В «Щелкунчике» Суламифь станцевала партию Маши, в «Лебедином озере» и Одетту и Одиллию, в «Спящей красавице» — принцессу Аврору.
  9. После ареста в 1938 году сестры Рахиль и ранее её мужа Михаила Плесецкого, Суламифь приютила в своем доме и затем официально удочерила их дочь Майю (11 лет), а её брата Алика (5 лет) взял Асаф. Она заменила девочке мать и стала первым педагогом в балете.
  10. Суламифь Михайловна поставила для девушки получившего впоследствии признание во всем мире «Умирающего лебедя». Получился шедевр, который Майя Плисецкая пронесла через годы.
  11. Благодаря её усилиям сестру Рахиль сначала перевели на поселение, а в 1941 году помиловали.
  12. С 1960 года Суламифь Михайловна работала преподавателем в академическом хореографическом училище (МАХУ), затем в Токийской балетной школе, труппе «Токио-балле».
  13. Во время гастролей Большого театра в Японии 7 февраля 1980 года вместе с сыном Михаилом (из-за неприятия обоими ввода советских войск в Афганистан) обратилась с просьбой о политическом убежище в британское посольство.
  14. С 1980 года Суламифь Михайловна жила в эмиграции в Лондоне, работала педагогом-репетитором Королевского театра Ковент-Гарден (Theatre Royal, Covent Garden).
  15. Написала мемуары «Фрагменты воспоминаний», завершённые в последние месяцы жизни и изданные сыном в следующем году.
  16. Умерла великая балерина 3 июня 2004 года в столице Великобритании. Была похоронена на лондонском кладбище Ганнерсбери.
Суламифь Михайловна Мессерер

Суламифь Михайловна Мессерер

Личная жизнь

В 1930 году девушка вышла замуж за Бориса Кузнецова.

Вторым супругом стал инженер и артист цирка Григорий Эммануилович Левитин (1900—1963). Для обоих партнёров это был второй брак. Супруг был основателем (вместе с А. Смирновым и З. Борисовой) советской школы фигурно-акробатической езды по вертикальной стене.

У пары 12 декабря 1948 года родился сын — Михаил Григорьевич Мессерер, артист и педагог-балетмейстер Большого театра, главный балетмейстер Михайловского театра. Дочь мужа от первого брака Ирина Ливитина благодаря мачехе тоже стала балериной Большого.

Сын — Михаил Григорьевич Мессерер

Сын — Михаил Григорьевич Мессерер

Вклад

Суламифь Михайловна Мессерер удостоена в 1962 году звания «Народная артистка РСФСР». Отмечена тремя советскими орденами: «Дружбы народов» (1976) и дважды «Знаком почёта» (1937,1951) и Орденом Британской Империи (2000).

Она исполнила за 24 года работы в Большом театре практически все главные женские партии в балетных постановках.

Балерина Суламифь Мессерер

Балерина Суламифь Мессерер

Она выдающийся балетный педагог международного уровня. С каждой своей ученицей она стремилась поделиться всем своим опытом, знанием профессии и традиций русского и мирового балетного искусства. Её ученицы танцевали на лучших сценах мира. В её классе занимался знаменитый Рудольф Нуриев, а также Наталья Макарова, Сильви Гиллем, Антуанетт Сибли, Дарси Бассел. И именно она заложила основу таланта несравненной Майи Плисецкой. Да и её замечательный сын Михаил буквально выращен как незаурядный преподаватель и балетмейстер.

На склоне лет великая балерина сказала, обращаясь к сыну: «Все случилось в моей жизни… Все было правильно».


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *