Михаил Петрович Девятаев — краткая биография


Девятаев Михаил Петрович

ФИО: Девятаев Михаил Петрович
Дата рождения: 8 июля 1917 г.
Место рождения: д. Вязовка, Пензенская губерния
Знак зодиака: Рак
Чем известен: Летчик, Герой Советского Союза
Дата смерти: 24 ноября 2002 г. (85 лет)

Детство и юность

8 июля 1917 года в деревне Вязовка, Спасского уезда, Пензенской губернии, родился один самых знаменитых летчиков Великой Отечественной войны – Михаил Петрович Девятаев.

О родителях точных сведений немного. Отец, Петр Тимофеевич Девятаев, был простым рабочим у помещика, по одним данным он погиб в Гражданскую войну, по другим – умер от тифа в 1919 году. Мать, Акулина Дмитриевна Девятаева (дев. Балашкина), была, как сейчас бы сказали, домохозяйкой, смотрела за детьми. Женились они в 1895 году, родили 13 детей, Михаил был тринадцатым, сразу после его рождения семья переехала в рабочий поселок Торбеево.

В детстве будущий летчик не был послушным ребенком, его даже исключили из школы в первом классе за чрезмерные шалости. Михаил вначале не расстроился, он твердил себе, что без школы можно прожить. Но однажды в Торбеево прилетел самолет, и это событие коренным образом поменяло характер мальчишки.

Мечта стать летчиком стала главной в его жизни, он стал прилежно учиться и заниматься спортом. После окончания 7 класса Михаил с друзьями отправился в Казань поступать в летное училище, но в спешке забыл дома свидетельство об окончании семилетки. Пока документ пришел по почте, набор летчиков закончился, пришлось поступать в речной техникум.

Юноша учился на капитана, но мечта стать летчиком его не покидала, и в 1936 году он вступил в аэроклуб. Занятия в клубе пришлось совмещать с учебой в техникуме, было тяжело, но очень уж хотелось сесть за штурвал самолета. Весной 1937 года мечта сбылась – Михаил впервые поднялся в воздух самостоятельно на У-2.

После окончания обучения в речном техникуме последовала учеба в Чкаловском военном авиационном училище, в 1940 году Девятаев становится летчиком-истребителем и направляется для прохождения службы в Торжок.

К началу Великой Отечественной войны Михаил Петрович был командиром звена 237-го истребительного полка в Могилеве.

К началу войны у Девятаевых осталось семеро детей, все они воевали на фронтах Великой Отечественной. С полей сражений не вернулись четверо братьев, оставшиеся в живых ушли из жизни рано из-за полученных в боях ран.

Михаил Девятаев в молодости

Михаил Девятаев в молодости

Даты и события из жизни

  • Август 1934 года – начало обучения в Казанском речном техникуме.
  • Вторая половина 1939 года – первый боевой вылет на разведку во время Советско-Финской войны.
  • 23 июня-16 сентября 1941 года – командир звена истребительной авиации.
  • 24 июня 1941 года – первый сбитый вражеский самолет.
  • Лето 1941 года – ранение и вынужденная посадка после боя над Тулой. Михаил Петрович попал в госпиталь, откуда, не долечившись, сбежал в свой полк.
  • 23 сентября 1941 года – тяжелое ранение в воздушном бою, после которого медкомиссия определила летчика в тихоходную авиацию. К этому времени на счету М. П. Девятаева было 180 вылетов, 35 воздушных боев, 9 сбитых самолетов противника. Он стал командиром звена связных У-2, этими скромными тружениками было совершено 280 вылетов на передний край. Уточнение. В одном из последних интервью Михаил Петрович говорил, что сбитых самолетов было больше, в начале войны вести полноценный учет было некогда, а иногда и некому.
  • Ноябрь 1942 года – день свадьбы.
  • Сентябрь 1943 года – служба в санитарном полку. 80 вылетов на передовые позиции, 120 спасенных солдат и командиров, среди которых было 5 генералов, перевозка крови для переливания и лекарств – это было повседневной работой санавиации.
  • 20 декабря 1943 года – награждение орденом Красного Знамени.
  • 22 января 1944 года – награждение орденом Великой Отечественной войны I степени.
  • Май 1944 года – возвращение в истребительную авиацию, чему поспособствовала встреча с А. И. Покрышкиным.
  • 07 мая 1944 года – награждение орденом Великой Отечественной войны II степени.
  • 13 июля 1944 года – боевой вылет, из которого Михаил Петрович не вернулся. Его «Аэрокобра» была подбита над Львовом, а сам летчик ранен. Гибнущую машину пришлось покинуть, но прыжок был неудачным – Михаил получил удар о крыло и приземлился уже без сознания. В таком состоянии, обожженный, он был захвачен в плен.
  • 13 августа 1944 года – первая попытка бегства из плена. После множества допросов летчика отправили в Лодзинский лагерь, а затем в Новый Кенигсберг. Там он с товарищами пытался совершить побег – подручными средствами им удалось вырыть подкоп. Но, когда от свободы их отделяло несколько метров, охрана обнаружила тоннель. Узников отправили в лагерь Заксенхаузен как смертников.
  • Осень 1944 года – один из заключенных, парикмахер из санитарного блока, спас жизнь Михаилу Девятаеву. Ему удалось подменить летчику бирку «смертника» на бирку «штрафника» убитого учителя Григория Степановича Никитенко. До плена парикмахер был танкистом, в лагере он спас жизнь многим советским людям, к сожалению, его фамилия осталась неизвестной. Задачей штрафников было испытывать обувь на прочность, их также называли «топтуны» — целый день, с утра до вечера, они маршировали на плацу, не имея ни минуты отдыха.
  • Конец октября 1944 года – 1500 заключенных Заксенхаузена отправлены на остров Узедом, на котором находился полигон Пенемюде, в высшей степени секретный. Здесь проводились испытания разрабатываемого Германией ракетного оружия. В числе узников был и Михаил Петрович Девятаев.
  • Январь 1945 года – фронт приближался к Висле. Группа заключенных из 10 человек, в которой руководил Девятаев, задумала побег. Они решили угнать немецкий самолет с аэродрома, находящегося рядом с лагерем. Месяц они изучали устройство летательных аппаратов противника, в этом сильно помогло кладбище разбитых машин, расположенное неподалеку взлетной полосы.
  • 8 февраля 1945 года – на этот день был назначен побег, распределены задания всем участникам группы. По пути на работу узникам удалось убить конвоира, один из них надел немецкую форму и повел группу к самолетам. Видимо, так угодно было судьбе, что они угнали бомбардировщик Хейнкель-111, существующий в единственном экземпляре.
Бомбардировщик Хейнкель-111

Бомбардировщик Хейнкель-111

Это был модернизированный аппарат, предназначенный для испытания ракетного оружия, на нем летал только начальник полигона. Не все шло гладко – в самолете отсутствовали аккумуляторы, пришлось искать тележку с батареями и подключать ее к бортовой сети. Затем не удалось взлететь с первого раза – подвело недостаточное знание конструкции, не хватало сил для удержания штурвала. Чтобы немцы не рассмотрели полосатую одежду, пришлось раздеться по пояс, а был сильный мороз. Но все препятствия остались позади, самолет взлетел, повернул в сторону моря и ушел на высоте всего нескольких метров.

Пролетев какое-то время над водой, летчик направил машину на восток, они благополучно пересекли линию фронта и сели на поле, в расположении советских частей.

Михаила Петровича, как профессионального летчика, тщательно расспросили о полигоне, расположении его ключевых объектов, особенно важной оказалась информация о расположении пусковых ракетных установок ФАУ-2.

  • Февраль 1945 года – сбежавших из плена отправляют для проверки в спецлагерь НКВД, бывший Заксенхаузен.
  • Конец марта 1945 года – после проверок и лечения семеро членов группы отправляются на фронт. Девятаев и два его товарища, все трое офицеры, ожидали решения своей судьбы в отделе контрразведки. До конца войны в боевых действиях они уже не участвовали.
  • Сентябрь 1945 года – встреча с С.П.Королевым, занимавшимся разработкой ракетного оружия. Вскоре после этого Девятаев попадает в лагерь для военнопленных на территории Псковской области, где находился до ноября.
  • Ноябрь 1945 года – увольнение в запас.
  • Декабрь 1945 года – возвращение в Казань. У летчика возникли трудности с поиском работы, закономерные для того времени – его, как бывшего пленного, никуда не брали. С трудом удалось устроиться дежурным речного вокзала.
  • 1949 год – работа помощником капитана баркаса.
  • 1952 год – капитан баркаса.
  • 1955 год – капитан теплохода.
  • Март 1957 года – в «Литературной газете» опубликована статья, описывающая подвиг Девятаева с товарищами, написанная журналистами Яном Винецким и Булатом Гизатуллиным. С этого времени отношение к летчику кардинально поменялось, его пригласил в Москву министр речного флота, в столице состоялась встреча с Константином Симоновым.
  • 15 августа 1957 года – присвоение звания Героя Советского Союза, представление было подписано С.П.Королевым.
  • Конец 50-х годов – Девятаев испытывает первое советское судно на подводных крыльях.
  • 1959 год – вступление в партию.
  • 1972 год – издана книга «Полет к солнцу».
  • 1988 год – издана книга «Побег из ада».
  • 2002 год – во время съемок документального фильма о побеге Михаил Петрович побывал на памятном ему аэродроме в Пенемюнде, там же произошла его встреча с немецким пилотом, имевшим задание догнать и сбить их самолет.
  • 24 ноября 2002 года – Михаил Петрович Девятаев скончался, погребен в Казани.

Михаил Петрович Девятаев в старости

Семья

Всю свою жизнь Михаил Петрович прожил с Фаузией Хайрулловной, у них родилось трое детей. После выхода статьи в «Литературной газете» к герою пришла известность, что, по его словам, стало причиной ревности супруги. Несмотря на это, серьезных разладов у них не было, вместе они прошли долгий жизненный путь.

С женой

С женой

Двое их сыновей стали известными врачами, дочь – преподаватель фортепьяно и теорию музыки в театральном училище.

  • Фаузия Хайрулловна Девятаева (дев. Муратова) – жена, родилась 15 декабря 1920 года в Казани. Всю жизнь работала лаборантом в Казанском институте эпидемиологии и микробиологии. Умерла 30 мая 2011 года.
  • Алексей – сын, родился 20 августа 1946 года. Кандидат медицинских наук, работал хирургом.
  • Александр – сын, родился 24 сентября 1951 года. Профессор, иммунолог, доктор медицинских наук.
  • Наиля – дочь, родилась 23 июля 1957 года.
С семьей

С семьей

След в истории

Михаил Петрович Девятаев стал человеком, оказавшим влияние на историю государств. Побег его группы из Узедома на трофейном самолете нанес последний удар по Германии. Было уничтожено ракетное оружие, на которое делало последнюю ставку руководство рейха, расследовать инцидент прилетал на остров лично Геринг, советский летчик стал личным врагом Гитлера.

Летик Михаил Девятаев

Советский Союз получил данные о ракетном оружии, что дало возможность развивать свое вооружение. К примеру, «катюша» могла уложить снаряды с поражающей точностью, но была проблема с дальностью стрельбы.

Великобритания должна быть благодарна за этот подвиг – уничтоженные ФАУ-2 держали в страхе Лондон, страна была близка к выходу из войны.

После признания своего подвига Михаил Петрович вел активный образ жизни, он очень много выступал перед молодежью, как в СССР, так и за границей, внеся большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения. До самой смерти он активно участвовал в обществе «Герои Татарстана», руководил фондом помощи ветеранам и их вдовам.

Михаил Петрович Девятаев ушел из жизни последним из десяти героев, сбежавших с острова Узедом на немецком сверхсекретном «Хейнкеле-111».


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *