Мифтахетдин Акмулла — краткая биография


Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович

ФИО: Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович
Дата рождения: 14 (27) декабря 1831 г.
Место рождения: д. Туксанбаево, Оренбургская губерния
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Поэт, мыслитель, просветитель
Дата смерти: 8 октября 1895 г. (63 года)

Когда несколько родственных народов живут в мире и согласии рядом друг с другом, делятся достижениями появляются учёные мужи, уважаемые в культуре каждого из них. В 19 веке в Российской империи для башкирского, казахского и татарского народа таким наставником являлся поэт Мифтахетдин Акмулла.

Историки и литературоведы до сих пор спорят о его вкладе и месте в литературе этих трёх тюркских народов. Каждый из них чтит память о нём и считает его своим. Чем же интересно его творчество и почему имело влияние?

Мифтахетдин Акмулла

Мифтахетдин Акмулла

Детство и юность

Мифтахетди́н Камалетдинович Камалетди́нов (на башкирском – Мифтахетдин Камалетдин улы Камалетдинов) получивший почетное прозвище Акмулла (на казахском Ақмолла). Это второе имя было дано ему в казахских степях, оно означает белый, светлый, хороший мулла.

Он появился на свет в 1831 году 14 (по современному летоисчислению 27) декабря в ауле (деревне) Туксанбаево тогда входившем в уезд Белебеевский Оренбуржья, сейчас это Миякинский район в Башкортостане. Отец мальчика был сельским муллой, звали его Камалетдин Ишкузя улы, он башкир из племени Мин. Дед его был мухтасибом, то есть человеком, следящим за выполнением норм шариата. Мать звали Бибиуммугульсум Салимьян кызы, по данным историка и богослова Ризы Фахретдина была из «казанцев». Она рано умерла и мальчик рос в большой семье с нелюбящей его мачехой и 16 детьми.

Начальное обучение Мифтахетдин прошёл в родном ауле, учился также в медресе соседних селений Менеузтамак и Анясево, был шакирдом (студентом) медресе в селе Стерлибашево, где учился у известного поэта Шамсетдина Заки, приверженца суфизма, аскетическо-мистического направления в исламе. Возможно именно он повлиял на юношу и тот захотел самостоятельно писать стихотворения, чтобы передавать с их помощью свои эмоции и делиться с другими своими умозаключениями и взглядами.

События биографии

  • В 25 лет (1856-57 год) обуреваемый жаждой перемены мест молодой человек начал путешествовать. Переходя из одного поселения в другое, он ремесленничал, например, занимался столярным делом, или чаще обучал детей чтению, письму и простым наукам. Инструменты, а также книги и свои рукописи молодой мужчина всегда возил с собой в тайниках своей телеги.
  • В 1859 году по ревизским сказкам (переписи проведенной в этот период) 28-летний Мифтахетдин всё ещё жил в отцовской семье. Однако, именно в эти годы мужчина много странствовал по южному Башкортостану, затем посетил Зауралье – западную часть Восточной Сибири, села и аулы северного Казахстана. Аумулла принимал участие и прославился в айтышах (соревнованиях сэсэнов (по-башкирски — cәсән: певец-импровизатор, народный сказитель у башкир) и акынов (практически тоже самое, но у казахов). Распространял идеи просвещения: поддерживал тягу людей к знаниям, прославлял справедливость и гуманизм.
  • В 1867 году по доносу (не лишенному оснований) казахского бая (состоятельного, зажиточного человека) Батуча Исянгильдина поэта осудили за уклонение от призыва в царскую армию, и он провёл 4 года в тюрьме города Троицка. В заключении Акмулла написал множество произведений, одним из известных является — «Мәҡамым минең — зиндан» («Место мое — в зиндане»).
  • В 1871 году Мифтахетдин обращается с просьбой о помиловании к Н.А. Крыжановскому генерал-губернатору Оренбуржья и его выпускают после уплаты залога, собранного поклонниками и друзьями.
  • В 1872 году поэт обратился с посланием к высокопоставленному российскому военачальнику генералу, казахскому султану сыну Жангир-Кирей-хана Губайдулле Чингисхану. Он в это время приехал в Оренбург. Освобождённый по его ходатайству поэт уехал в Петропавловск (Казахстанский) и преподавал в медресе. Затем вновь начал путешествовать по Северному Казахстану и поселениям башкир за Уралом.
  • В сентябре 1884 года Мифтахетдин приехал Уфу. Здесь в его честь Мухамедьяр Султанов — пятый муфтий (глава российских мусульман) устроил торжественный обед, с участием знатных и просвещённых мусульман. В ходе застолья прошёл поэтический турнир (айтыш) между Акмуллой и Мухаметсалимом Уметбаевым, башкирским поэтом-просветителем.
  • В 1892 году элегия «Памяти Шихабутдина Марджани» выпущена небольшой книгой в Казани. Она стала первой и единственной, появившейся при жизни публикацией сочинений просветителя.
  • Ночью 8 (21) октября 1895 года в пути из Троицкa в Златоуст рядом с Миасским медеплавильным заводом у станции Сыростан Самаро-Златоустовской железной дороги Мифтахетдин Акмулла погиб в результате разбойного нападения. Погребение провели на мусульманском кладбище в Миассе.
  • В 1907 году в Казани опубликована на татарском языке книга произведений Мифтахетдина Акмуллы «Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи».
  • В 1931 году было впервые опубликовано одно из самых известных стихотворений поэта «Мои башкиры!» (Минең башҡорттар!) или другое известное его название «Башкиры, всем нам нужно просвещенье!» (Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк). В нём он призвал своих земляков овладевать знаниями.
  • В 1935 году в Алма-Ате вышел «Сборник стихов» на казахском языке.
  • В 1981 году в Уфе Башкнигоиздат опубликовал книгу «Акмулла. Стихи» на башкирском языке. На родине просветителя в деревне Туксанбаево открыли Музей знаменитого земляка.
  • В 2006 году имя поэта-просветителя присвоено Башкирскому педагогическому госуниверситету (БГПУ имени М. Акмуллы).
  • 8 октября 2008 года в столице Башкортостана, рядом со зданиями БГПУ в сквере, тоже носящем его имя, торжественно открыли памятник Мифтахетдину Акмулле.
Мифтахетдин Акмулла на портрете

Мифтахетдин Акмулла на портрете

Личная жизнь

Данных о семье самого Акмуллы и его отношениях с женщинами нет. Возможно он, как предписывает суфизм, адептом которого был его наставник Шамсетдин Заки, придерживался в личной жизни аскетизма и повышенной духовности.

Некоторые данные утверждают, что сразу после освобождения из заточения он приехал на родину к отцу. Авторы утверждают, что сорокалетний Мифтахетдин был к этому времени дважды женат. Но, возможно, женщины не выдерживали образ жития скитальца-проповедника.

М. Акмулла

М. Акмулла

Поэт, просветитель и мыслитель

Акмулла продвигал идеи просвещения, использовал поэзию как средство прямого живого общения с простыми людьми. Поэтому лексика его произведений очень доступна, содержит меньше заимствований из арабского и фарси, которые часто использовались в литературном языке поэзии того времени.

Памятник Мифтахетдину Акмулле в г. Уфа, напротив БГПУ

Памятник Мифтахетдину Акмулле в г. Уфа, напротив БГПУ

Акмулла излагал свои стихотворения в основном в классическом формате Рубаи, но мастер применял и другие поэтические формы. Произведения Мифтахетдина несут идеи гуманизма, они содержат передовые и прогрессивные тенденции общественной жизни царской России, завоевали любовь и признание простых людей, оказали позитивное влияние на развитие литературы тюркских народов Евразии. Неспроста его назвали Акмуллой (белым: светлым, праведным учителем) за честность и правду.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *