ФИО: | Плисецкая Майя Михайловна |
Дата рождения: | 20 ноября 1925 г. |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Балерина, хореограф, актриса |
Дата смерти: | 2 мая 2015 г. (89 лет) |
Детство и юность
Майе Плисецкой было предназначено стать знаменитой и всенародно обожаемой артисткой. Она родилась 20 ноября 1925 года в московской семье. И хотя ее отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, не был связан с искусством, занимая ответственные государственные посты, мама, Рахиля Мессерер была актрисой немого кино. Творческие гены по материнской линии от тети Суламифь и дяди Асафа, звезд балета, тети Елизаветы, актрисы театра, прочили Майе грандиозное будущее в искусстве.
В Шпицбергене, куда семейство перебралось в 1932, будущая звезда балета впервые дебютировала на сцене, станцевав в опере «Русалочка». По возвращению в Москву, Майю, загоревшуюся мечтой о танцевальной карьере, определили в школу хореографии. Но грянул страшный 1937: отец семейства был объявлен врагом Родины и ликвидирован без суда и следствия. Мать вместе с маленьким братишкой прямо из концертного зала сослали в Казахстан. 12-летней Майе грозил детский дом, но тетя Суламифь взяла на себя ответственность за девочку.
Майя всю жизнь с благодарностью вспоминала усилия тети в выходе из депрессии и профессиональном становлении балерины. С помощью заботливой женщины Майя нашла в себе силы, научилась жить дальше и учиться. Мастера хореографической школы ценили трудолюбивую ученицу за выразительность, гибкость, артистичность, эстетику. Прямо накануне начала войны состоялся выпускной концерт будущей звезды балета.
Краткая биография
Вся биография Майи Плисецкой заложена внутри искусства: и в творческом, и в личном плане. Фамилия Плисецкой и балет – два неразрывно связанных понятия, друг без друга не существующих.
- 1941 год. Сразу по возвращению из ссылки, мать Майи увезла детей в Свердловск. Продолжать практиковаться в балете в эвакуации было проблематично, но именно здесь юная танцовщица впервые исполнила прославившую ее на весь мир партию умирающего лебедя в постановке тети Суламифь.
- 1942 год. Майя вместе со всеми родственниками приезжает назад в Москву.
- 1943 год. Перспективная балерина получает красный диплом об окончании хореографического училища. В числе многих однокурсников, Майя принимает приглашение в кордебалет Большого театра, получив возможность раскрыться и продемонстрировать талант в сольных номерах. Ее умирающий лебедь покорил столицу. Начинающей балерине доверяют основные партии в серьезных спектаклях: Маша в «Щелкунчике», Мирта в «Жизели», фея осени в «Золушке», Китри в «Дон Кихоте» и, наконец, вожделенные партии Авроры в «Спящей красавице», Одетты и Одилии в «Лебедином озере».
- 1956 год. Майе Плисецкой, готовившейся к международным гастролям в Великобританию вместе с труппой Большого театра, было отказано в выезде. Чиновники отыскали компрометирующие факты из жизни балерины.
- 1959 год. Состоялся первый заграничный гастрольный тур с участием Майи Михайловны. СССР в то время был впереди планеты всей, пал «железный занавес», и Россия предъявляла миру лучшее, доказывая собственное превосходство. А лучшее в балете, несомненно, Плисецкая. Зарубежные политики и звезды мечтали о знакомстве с ней.
- 1960 год. Став преемницей Галины Улановой, Плисецкая назначается официальной прима-балериной Большого театра. По возвращению из международного тура, вдохновленная новыми впечатлениями, Плисецкая инициирует создание новых театральных и балетных постановок, выступая в роли режиссера-постановщика. Музыку к ее произведениям неизменно сочинял ее супруг, Родион Щедрин.
- 1966 год. Карьера Плисецкой попала под удар после подписания письма против реабилитации И.В.Сталина.
- 1980–е годы. Плисецкая очень востребована в мировом искусстве. Звезда успела поработать в Испании директором римского театра оперы и балета и главным балетмейстером национального балета.
- 1987 год. Плисецкая участвует в международном гала-концерте в честь Марты Грэм в Нью- Йорке вместе с мировыми звездами балета.
- 1990 год. Наступил переломный момент в конфликте с руководством Большого театра, в результате которого руководитель театра Ю.Григорович уволил нескольких именитых танцовщиков, в т.ч. и Майю Плисецкую. Общественный резонанс не смог повлиять на ситуацию.
- 1991 год. Чета Плисецкая – Щедрин уезжают в Германию. Балерина продолжает выступать, совмещая танцы с работой репетитора и постановщика спектаклей.
- 1994 год. Плисецкой был организован ежегодный международный конкурс балетного мастерства «Майя», где она сама стала председателем.
- 1999 год. В газете «Московский комсомолец» появляется скандальная статья, в которой утверждается, что у Майи Михайловны есть внебрачная дочь Юлия, рожденная в порочных отношениях с агентом КГБ.
- 2002 год. После долгих судебных разбирательств и тяжб, многочисленных проверок и анализов, было установлено, что детей у Плисецкой нет. Газета дала опровержение за подписью главного редактора.
- 2015 год, 2 мая. Не стало блистательной балерины. Причиной смерти стал инфаркт миокарда. После себя звезда оставила богатейшее наследие в виде образов, ею сыгранных, спектаклей, ею созданных, и книг, ею прожитых.
Личная жизнь
Впервые Майя Михайловна вышла замуж за танцовщика Мариса Лиепу, однако, брак двух сильных, противоречивых артистов продлился лишь 3 месяца.
Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, она встретила в салоне у легендарной музы В.Маяковского, Лилии Брик. Больше они не расставались. В 1958 году пара официально оформила отношения, прожив вместе почти полвека. Щедрин был не только палочкой – выручалочкой в душевных терзаниях Плисецкой, но и верным соратником и союзником в творческой деятельности. Когда встал выбор между ребенком и карьерой, чаша весов перевесилась в сторону балета, и семья осталась бездетной.
След и память
Майя Плисецкая – всемирно известная балерина. По собственному признанию, она не любила изнуряющие репетиции, однако, на сцене выкладывалась в грациознейшей пластике, гармонии движений, проживании судеб воплощенных ею образов. Она долго оставалась в форме, в 65 еще танцевала и в 70 не покидала сцену. Специально под нее были режиссированы «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Айседора», «Леда».
Помимо карьеры балерины, она прославилась как гениальный постановщик и балетмейстер. На ее счету великолепные постановки «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Она работала со звездами мирового балета Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети, Михаилом Барышниковым, Морисом Бежаром. Ее заслуги бесценны и отмечены почетными званиями Народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, почетного доктора университета Сорбонны, почетного профессора МГУ, кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством».
В Москве в честь великой балерины установлен памятник, а в парке у дома – мемориальная доска с граффити, запечатлевшем балерину в бессмертном образе лебедя. Ее прах развеян вместе с прахом ее мужа.