Полное имя: | Жозеф Морис Равель |
Дата рождения: | 7 марта 1875 г. |
Место рождения: | Сибур, Франция |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Композитор, пианист, дирижер |
Дата смерти: | 28 декабря 1937 г. (62 год) |
Большинство музыковедов называют Мориса Равеля импрессионистом – как и старшего современника Клода Дебюсси, хотя сами композиторы таковыми себя не считали. Равель создал собственный стиль музыкального письма, испытав влияние творчества композиторов Э. Сати, Г. Форе, Н.А. Римского-Корсакова, М. Мусоргского и др.
Детство и юность
Дата рождения Жозефа Мориса Равеля – 7 марта 1875 г. Это событие произошло в городе Сибур на юго-западной границе Франции и Испании.
Глава семейства швейцарец Жозеф Равель, работал инженером железнодорожного транспорта, а также был техником-изобретателем: усовершенствовал двигатели, придумал аттракцион «Вихрь смерти» (прототип «Американских горок»). Ни одну из разработок он не завершил из-за аварий и поломок. Жозеф был также музыкантом-любителем: играл на рояле и флейте. Любовь к музыке он передал сыну.
Мать Мориса Мари Делюар принадлежала к древней народности басков, известных своим особым менталитетом и культурой. Элементы баскского и испанского фольклора проявились в последствии в музыке Равеля.
Когда мальчику было 4 месяца, семья переехала в Париж. У Мориса рано проявились музыкальные способности и обнаружился абсолютный слух. Однажды в гостях он заявил, что черную клавишу рояля «фа-диез» надо перекрасить в белую, т.к. звучит она как «фа». Взрослые проверили и убедились: инструмент был настроен на полтона ниже.
Профессиональное образование
В возрасте 7 лет началось музыкальное образование Равеля: с 1882 года – занятия фортепиано с пианистом Анри Гизом, а с 1887 – по гармонии с Шарлем Рене. 14-летним подростком, в 1889-м, Морис стал студентом Парижской консерватории. Как исполнитель-пианист он быстро достиг успеха под руководством педагога Шарля де Берио. А с композиторским образованием возникли проблемы: юноша увлекся новомодными течениями в искусстве и не желал следовать классическим канонам гармонии и контрапункта.
Из-за конфликтов с преподавателями, Равеля в 1895 г. отчислили из консерватории, но два года спустя восстановили при содействии композитора Габриэля Форе. Его влияние на творчество молодого студента отразилось в «Старинном менуэте», «Паване на смерть инфанты», «Игре воды» и других произведениях того периода.
Скандал из-за Римской премии
Новаторские сочинения Равеля стали набирать популярность. С 1901 по 1905 гг. он подавал конкурсные заявки в номинации «композитор» на получение ежегодной Большой Римской премии, которая присуждалась деятелям искусства с 1663 г. и предоставляла возможность стажировки в Риме. Жюри конкурса состояло из приверженцев академического стиля композиции, и музыку Равеля они считали недостойной и бездарной. Морис каждый раз проигрывал конкурс.
Последняя попытка в 1905 г. привела к скандалу: Равелю было отказано в участии из-за возрастных ограничений, хотя «планки» 30-ти лет он тогда ещё не достиг. Прогрессивная общественность поднялась на защиту композитора, пресса осуждала коррупционные действия жюри конкурса, и в результате одного из его членов – директора Парижской консерватории Теодора Дюбуа – сняли с занимаемой должности.
Военная служба
Морис был патриотом своей страны, и когда начались боевые действия Первой мировой войны, не мог оставаться в стороне. Он добивался мобилизации на фронт, но безуспешно: при росте менее 160 см и малом весе врачи давали медотвод. Мужчина проявил настойчивость, и, наконец, получил направление на военную службу в качестве шофера грузовика в армейских частях и на аэродромах.
Война подорвала здоровье Равеля: за три года он перенес операцию на кишечнике, обморожение ног и контузию. В 1918 г. ему пришлось покинуть армию и вернуться в Париж. В январе 1920 г. Равеля представили к Ордену почетного легиона, но тот шокировал всех, отказавшись от награды, поскольку считал собственные военные заслуги незначительными.
Расцвет и слава
Впечатления от ужасов войны наложили эмоциональный отпечаток на дальнейшее творчество композитора. Он покинул пустой блеск светского общества Парижа и купил загородный дом в Монфор Ламори.
Наиболее известными произведениями Равеля в послевоенный период стали:
- «Гробница Куперена» (1917) – сюита из 6-ти пьес для фортепиано, каждую из которых автор посвятил одному из друзей-воинов, не вернувшихся с фронта. Это произведение – дань памяти павшим и осуждение абсурдности войны.
- «Дитя и волшебство» (1925) – новаторская одноактная опера-балет. Сюжет отражает биографию композитора: привязанности к матери и его становления личности. В постановке спектакля участвовал Русский балет Сергея Дягилева.
- «Болеро» (1928) создано по просьбе Иды Рубинштейн, знаменитой танцовщицы. На слух современников это произведение для симфонического оркестра звучало странно: в течение 15 минут одна и та же мелодия проводится 9 раз в сопровождении 169-ти повторов барабанной ритмической фигуры. изменяются только оркестровка и динамика. «Болеро» стало самым популярным сочинением композитора. До сих пор оно ежегодно приносит доход от прослушивания свыше 2-х млн долларов.
- Фортепианный концерт Ре мажор для левой руки (1930) написан по заказу Пауля Витгинштейна – пианиста, вернувшегося с фронта инвалидом без правой руки. Аналогичные «однорукие» произведения были созданы Б. Бриттеном, Р. Штраусом, П. Хиндемитом, С. Прокофьевым. Витгинштейн поначалу не оценил джазовые интонации и на премьере Концерта даже внес некоторые изменения, из-за чего поспорил с композитором. В дальнейшем это технически сложное сочинение вошло в репертуар многих исполнителей, некоторые из них облегчали себе задачу и играли двумя руками.
Кроме сочинения музыки, Морис Равель вел концертную деятельность как пианист и дирижер, исполнитель собственных произведений, гастролировал в Швейцарии и Испании, в 1928 г. с успехом выступал в Канаде и США, где познакомился с Дж. Гершвином.
Последние годы
В 1932 году Морис Равель отправился в европейское турне вместе с Маргаритой Лонг – бывшей однокурсницей-пианисткой.
В том же году композитор получил травму головы в автомобильной аварии. У него начались провалы в памяти – стал забывать имена, отдельные слова, однажды придя на пляж, он вдруг понял, что разучился плавать. Творческая жизнь музыканта прекратилась.
В 1937 г. врачи диагностировали у Равеля афазию и провели экспериментальную операцию на головном мозге. Композитор очнулся после наркоза, позвал брата, но затем снова потерял сознание, а через 9 дней, 28 декабря 1937 г., умер. Его похоронили в местечке Леваллуа-Перре, недалеко от Парижа.
Личная жизнь
Равель – один из самых «закрытых» композиторов: нет никаких упоминаний о его любовных увлечениях или связях. Он не вступал в брак, не имел детей, никогда ни с кем не обсуждал свою личную жизнь, избегал общения с журналистами. Слухи о нетрадиционной ориентации композитора документально не подтверждаются.
Семья Равеля – это его мама и брат Эдуард. Мать играла в жизни Мориса важнейшую роль, и композитор тяжело пережил ее смерть в 1917 г.
Равель был педантичен не только в творчестве, но и в быту. Маленький рост и худобу он компенсировал элегантным стилем, лоском и качеством одежды.
Творческое наследие и заслуги
В списке сочинений Равеля всего около трех десятков наименований – и это немного в сравнении с другими мастерами. Причина – в стиле работы композитора над каждым сочинением: он четко планировал форму и содержание, оттачивал детали, доделывал и переделывал окончательный результат.
При жизни заслуги Равеля недооценили на родине. Зато в других европейских странах он был удостоен почетных званий:
- Доктора Оксфордского университета.
- Члена Королевского филармонического общества Великобритании.
- Кавалера Бельгийского Ордена Леопольда (высшая государственная награда).