ФИО: | Макаренко Антон Семенович |
Дата рождения: | 1 (13) марта 1888 г. |
Место рождения: | Белополье, Украина |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Педагог, воспитатель, писатель |
Дата смерти: | 1 апреля 1939 г. (51 год) |
Судьба великого советского педагога и автора литературных произведений Антона Семеновича Макаренко необычна и интересна. Он разработал педагогическую концепцию, показывающую передовые способы воспитания «трудных» подростков. Макаренко отличался целеустремленностью, честностью, прямолинейностью и любовью к детям.
Его активная жизненная позиция не раз выступала в противовес мнению окружающих, в том числе – вышестоящих чиновников. Но трудолюбие и упорство Макаренко доказало, что его педагогические воззрения – передовые, и опережают свое время. При жизни он испытал немало профессиональных трудностей и не получил должного общественного признания. Но после смерти Атона Семеновича назвали великим учителем и официально включили в международную четверку педагогов, чьи методы изменили взгляды на воспитание детей в 20 веке.
Детство и юность
Антон Макаренко был первым ребенком в обычной украинской семье. Он родился в первый день весны 1888 года в селе Белополье Харьковского района. Поселение находилось недалеко от железнодорожной станции, где отец Антона трудился маляром. У будущего педагога был младший брат Виталий, впоследствии ставший выдающимся офицером и из-за службы царю вынужденный уехать из страны после революционных событий.
С детства у Антона Макаренко наблюдались проблемы со зрением – близорукость, поэтому он был вынужден носить очки, за что получал насмешки от сверстников. Позже диагноз стал причиной досрочного освобождения от военной службы.
В доме семьи Макаренко всегда были книги, и маленький мальчик вместо активных игр на улице отдавал предпочтение литературе. Родители рано поняли его тягу к знаниям и постарались сделать все, чтобы ребенок смог получить достойное образование. В 1895 году, когда ребенку исполнилось 7 лет, он был зачислен в двухклассное училище, где получил начальное образование.
Затем семья переехала в город Крюков, где была возможность освоить еще 4 класса школьной программы. Макаренко был зачислен в уездное училище Кременчуга, где сначала получил общее образование, а затем, в 16 лет, поступил на годовые педагогические курсы. С этого момента началось становление молодого учителя в профессии.
Основные события жизни
- С 1 сентября 1905 года зачислен на работу в школу города Крюкова учителем. Преподавал русский язык, литературу, черчение.
- С 1 августа 1914 года – студент Полтавского педагогического университета (Учительского института).
- В 1914 году состоялось знаковое знакомство с Максимом Горьким. Макаренко отправил ему на рецензию свое первое литературное произведение «Глупый день». Горький подверг рассказ серьезной критике, но общение с молодым учителем продолжил.
- Период с 1916 по 1917 годы – служба в рядах вооруженных сил. Уволен в запас досрочно в связи с плохим зрением.
- В 1920 году получил разрешение на создание первой для него воспитательной колонии имени М.Горького. Контингент учащихся: беспризорные дети и подростки, малолетние преступники. Был заведующим колонии до 1928 года.
- В 1925 году начал собирать и обрабатывать материал для написания легендарного произведения «Педагогическая поэма» — труде о методах воспитания детей в условиях колонии.
- В 1926 году произошло объединение «колонистов» с детским домом под Харьковом. Число воспитанников превысило 400 человек. Макаренко продолжал заведовать колонией и вводил новаторские методики.
- В 1927 году становится руководителем детской трудовой коммуны в Новом Харькове.
- В 1928 году подвергается резкой критике педагогического сообщества за новаторские методы работы с детьми. Вынужден оставить работу заведующего колонией. Но продолжает трудиться в новом проекте – воспитательной коммуне.
- С 1930 по 1935 активно занимается писательством. Издает ряд серьезных научных и публицистических статей, очерки и зарисовки о работе с «трудными» детьми. В 1935 году полностью заканчивает и издает «Педагогическую поэму».
- В 1935 году переезжает в Киев в связи с назначением в аппарат НКВД в отдел трудовых колоний. Целью его работы было обобщение опыта работы с детьми и внедрение его повсеместно на территории Украины. Но государственная служба и отсутствие реальной практики тяготили учителя. Кроме того, многие его коллеги не соглашались с новаторским подходом.
- В 1937 году переезжает в Москву, тесно сотрудничает с периодическими изданиями для педагогов, родителей и широкой аудитории. Публикует рассказы и статьи о воспитании, участвует во встречах с читателями.
- В 1938 году начинает широкую просветительскую деятельность. Читает тематические лекции в Москве и Ленинграде, активно выступает перед педагогами.
- В связи с указом от 31.01.1939 получает весомую награду – орден Трудового Красного знамени.
- В 1939 году завершает работу над знаковым литературным произведением «Флаги на башнях», работает над сценарием одноименного фильма по роману.
- 1 апреля 1939 года Макаренко умирает на железнодорожной станции Голицыно во время командировки. Официальная причина – остановка сердца. Но современные следователи обращают внимание на ряд существенных несостыковок и деталей в заключение о смерти, в частности, разнящихся показаниях свидетелей кончины педагога. По неофициальной версии, Макаренко мог быть отравлен ядом, вызывающим проблемы с сердцем.
Личная жизнь
Первой – гражданской – женой Макаренко была Елизавета Григорович. Пара познакомилась в 1906 году, когда Антону было 18 лет, а Елизавете – 26 лет. Женщина ушла от мужа к молодому избраннику, работала с ним в воспитательной колонии и во всем поддерживала. Их связь не одобряли родственники, особенно отец Макаренко. Расстались они спустя 20 лет, не оформив отношения и не родив детей.
В 1920 году у брата педагога Виталия Макаренко родилась дочь Олимпиада. Незадолго до появления малышки на свет, ее отцу пришлось в срочном порядке уехать из страны, чтобы спастись от преследования большевиков. Антон Макаренко принял решение взять девочку под опеку. Он полностью занимался воспитанием ребенка.
В 1935 году на очередную проверку в колонию Антона Семеновича пришла молодой специалист Галина Стахиевна Салько.
Женщина, в отличии от других ревизоров, одобрила воспитательные методы Макаренко и расположила педагога к себе. Их чувства оказались взаимны, и вскоре пара оформила официальные отношения. Сына Салько – Льва – Макаренко усыновил после сочетания браком с его матерью. Родных детей у Антона Семеновича не было.
Влияние личности и педагогических взглядов
Выдающийся учитель, просветитель и писатель Антон Семенович Макаренко считается образцом советской педагогики. Он создал и ввел в практику новейшие для своего времени методики воспитания беспризорных подростков и детей с преступным прошлым. Его идеи часто были спорными, вызывали осуждение общественности, но были необходимы для исторического периода 1910-1930-х годов. Литературное и педагогическое наследие Макаренко используется в практике сегодня в России и мире.
По его произведениям сняты популярные фильмы «Педагогическая поэма» (1955 год) и «Флаги на башнях» (1958 год), точно изображающие реалии начала 20 века. В России и Украине именем педагога называют улицы, школы, исследовательские лаборатории, педагогические училища и институты. Творчеству Макаренко посвящены несколько музеев. Все указывает на огромное влияние Антона Семеновича Макаренко на современную педагогическую науку и практику.