Майя Плисецкая — краткая биография


Плисецкая Майя Михайловна

ФИО: Плисецкая Майя Михайловна
Дата рождения: 20.11.1925
Место рождения: Москва
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Балерина, хореограф, актриса
Дата смерти: 02.05.2015 (89 лет)

Детство и юность

Майе Плисецкой было предназначено стать знаменитой и всенародно обожаемой артисткой. Она родилась 20 ноября 1925 года в московской семье. И хотя ее отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, не был связан с искусством, занимая ответственные государственные посты, мама, Рахиля Мессерер была актрисой немого кино. Творческие гены по материнской линии от тети Суламифь и дяди Асафа, звезд балета, тети Елизаветы, актрисы театра, прочили Майе грандиозное будущее в искусстве.

С папой и мамой в детстве

С папой и мамой в детстве

В Шпицбергене, куда семейство перебралось в 1932, будущая звезда балета впервые дебютировала на сцене, станцевав в опере «Русалочка». По возвращению в Москву, Майю, загоревшуюся мечтой о танцевальной карьере, определили в школу хореографии. Но грянул страшный 1937: отец семейства был объявлен врагом Родины и ликвидирован без суда и следствия. Мать вместе с маленьким братишкой прямо из концертного зала сослали в Казахстан. 12-летней Майе грозил детский дом, но тетя Суламифь взяла на себя ответственность за девочку.

В юности

В юности

Майя всю жизнь с благодарностью вспоминала усилия тети в выходе из депрессии и профессиональном становлении балерины. С помощью заботливой женщины Майя нашла в себе силы, научилась жить дальше и учиться. Мастера хореографической школы ценили трудолюбивую ученицу за выразительность, гибкость, артистичность, эстетику. Прямо накануне начала войны состоялся выпускной концерт будущей звезды балета.

В молодости

В молодости

Краткая биография

Вся биография Майи Плисецкой заложена внутри искусства: и в творческом, и в личном плане. Фамилия Плисецкой и балет – два неразрывно связанных понятия, друг без друга не существующих.

  1. 1941 год. Сразу по возвращению из ссылки, мать Майи увезла детей в Свердловск. Продолжать практиковаться в балете в эвакуации было проблематично, но именно здесь юная танцовщица впервые исполнила прославившую ее на весь мир партию умирающего лебедя в постановке тети Суламифь.
  2. 1942 год. Майя вместе со всеми родственниками приезжает назад в Москву.
  3. 1943 год. Перспективная балерина получает красный диплом об окончании хореографического училища. В числе многих однокурсников, Майя принимает приглашение в кордебалет Большого театра, получив возможность раскрыться и продемонстрировать талант в сольных номерах. Ее умирающий лебедь покорил столицу. Начинающей балерине доверяют основные партии в серьезных спектаклях: Маша в «Щелкунчике», Мирта в «Жизели», фея осени в «Золушке», Китри в «Дон Кихоте» и, наконец, вожделенные партии Авроры в «Спящей красавице», Одетты и Одилии в «Лебедином озере».
  4. 1956 год. Майе Плисецкой, готовившейся к международным гастролям в Великобританию вместе с труппой Большого театра, было отказано в выезде. Чиновники отыскали компрометирующие факты из жизни балерины.
  5. 1959 год. Состоялся первый заграничный гастрольный тур с участием Майи Михайловны. СССР в то время был впереди планеты всей, пал «железный занавес», и Россия предъявляла миру лучшее, доказывая собственное превосходство. А лучшее в балете, несомненно, Плисецкая. Зарубежные политики и звезды мечтали о знакомстве с ней.
  6. 1960 год. Став преемницей Галины Улановой, Плисецкая назначается официальной прима-балериной Большого театра. По возвращению из международного тура, вдохновленная новыми впечатлениями, Плисецкая инициирует создание новых театральных и балетных постановок, выступая в роли режиссера-постановщика. Музыку к ее произведениям неизменно сочинял ее супруг, Родион Щедрин.
  7. 1966 год. Карьера Плисецкой попала под удар после подписания письма против реабилитации И.В.Сталина.
  8. 1980–е годы. Плисецкая очень востребована в мировом искусстве. Звезда успела поработать в Испании директором римского театра оперы и балета и главным балетмейстером национального балета.
  9. 1987 год. Плисецкая участвует в международном гала-концерте в честь Марты Грэм в Нью- Йорке вместе с мировыми звездами балета.
  10. 1990 год. Наступил переломный момент в конфликте с руководством Большого театра, в результате которого руководитель театра Ю.Григорович уволил нескольких именитых танцовщиков, в т.ч. и Майю Плисецкую. Общественный резонанс не смог повлиять на ситуацию.
  11. 1991 год. Чета Плисецкая – Щедрин уезжают в Германию. Балерина продолжает выступать, совмещая танцы с работой репетитора и постановщика спектаклей.
  12. 1994 год. Плисецкой был организован ежегодный международный конкурс балетного мастерства «Майя», где она сама стала председателем.
  13. 1999 год. В газете «Московский комсомолец» появляется скандальная статья, в которой утверждается, что у Майи Михайловны есть внебрачная дочь Юлия, рожденная в порочных отношениях с агентом КГБ.
  14. 2002 год. После долгих судебных разбирательств и тяжб, многочисленных проверок и анализов, было установлено, что детей у Плисецкой нет. Газета дала опровержение за подписью главного редактора.
  15. 2015 год, 2 мая. Не стало блистательной балерины. После себя звезда оставила богатейшее наследие в виде образов, ею сыгранных, спектаклей, ею созданных, и книг, ею прожитых.

Балерина Майя Плисецкая

Личная жизнь

Впервые Майя Михайловна вышла замуж за танцовщика Мариса Лиепу, однако, брак двух сильных, противоречивых артистов продлился лишь 3 месяца.

Майа и Марис

Майа и Марис

Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, она встретила в салоне у легендарной музы В.Маяковского, Лилии Брик. Больше они не расставались. В 1958 году пара официально оформила отношения, прожив вместе почти полвека. Щедрин был не только палочкой – выручалочкой в душевных терзаниях Плисецкой, но и верным соратником и союзником в творческой деятельности. Когда встал выбор между ребенком и карьерой, чаша весов перевесилась в сторону балета, и семья осталась бездетной.

С Родионом Щедриным

С Родионом Щедриным

Вывод

Майя Плисецкая – всемирно известная балерина. По собственному признанию, она не любила изнуряющие репетиции, однако, на сцене выкладывалась в грациознейшей пластике, гармонии движений, проживании судеб воплощенных ею образов. Она долго оставалась в форме, в 65 еще танцевала и в 70 не покидала сцену. Специально под нее были режиссированы «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Айседора», «Леда».

Помимо карьеры балерины, она прославилась как гениальный постановщик и балетмейстер. На ее счету великолепные постановки «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Она работала со звездами мирового балета Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети, Михаилом Барышниковым, Морисом Бежаром. Ее заслуги бесценны и отмечены почетными званиями Народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, почетного доктора университета Сорбонны, почетного профессора МГУ, кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством».

Несомненно, балет был главной частью жизни Майи Михайловны. Но она пробовала свои силы и в кино, снявшись в нескольких кинофильмах, и в роли писательницы, автора собственных мемуаров. А ее высказывания уже давно разобрали на цитаты.

В Москве в честь великой балерины установлен памятник, а в парке у дома – мемориальная доска с граффити, запечатлевшем балерину в бессмертном образе лебедя. Ее прах развеян вместе с прахом ее мужа.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *