ФИО: | Ушинский Константин Дмитриевич |
Дата рождения: | 19 февраля (3 марта) 1823 г. |
Место рождения: | Одесса, Украина |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Педагог, писатель |
Дата смерти: | 3 января 1871 г.(47 лет) |
В каждой сфере деятельности человека есть свои основоположники, кумиры. Жизнь известного педагога Ушинского К. Д. заслуживает особого внимания. Интересно и полезно изучать его наследие не только работникам образовательной сферы, но и политикам, журналистам, тем людям, которым небезразлична история России и судьба ее ярких представителей.
Детство и юность
По данным архива Тульской области, 19 февраля (по старому стилю) 1823 года в многодетной семье дворянина Дмитрия Григорьевича Ушинского и Любови Степановны родился сын. Детство маленького Константина прошло под особой материнской опекой.
Из Тулы семейство переехало в имение на живописном берегу реки Десна Черниговской губернии. Когда мальчику было 12 лет, умерла его мать. Отец вновь женился. Ребенка определили в гимназию, благодаря всесторонней домашней подготовке, сразу в 3-й класс. Учебное заведение находилось в 4-х км от дома. Юный гимназист ежедневно проходил большой путь.
Мальчик с интересом наблюдал за изменениями в природе, условиями быта разных людей. Константин много размышлял, полюбил чтение, общался с ребятами из низших сословий. К учебным предметам в гимназии он относился избирательно. Юноше не удалось получить аттестат по окончании обучения.
Основные биографические события
- В 1840-ом году Ушинский поступает в Москве на юридический факультет университета. Будучи студентом, он испытывал крайнюю материальную нужду. Подрабатывал частными уроками. Таким образом, он получил первый опыт преподавания.
- Константин всей душой полюбил театр. Молодой человек чудом выкраивал средства, чтобы сходить на представление. Будущий общественный деятель серьезно увлекался философией, литературой.
- После окончания университета и получения профессорского звания с 1846 года, около 3-х лет, Ушинский К.Д. читал лекции на кафедре законоведения в ярославском Демидовском лицее. Проживал он на улице Стрелецкой, ныне носящей имя великого гражданина.
- Педагог понимал нужды учащихся, отстаивал их права, пользовался большим авторитетом в молодежной среде. Со стороны же руководящих органов и власти, за ним был установлен негласный надзор, в связи с неблагонадежностью, вольнодумием.
- В этот «ярославский период» профессор Ушинский редактировал местные «Губернские новости», точнее, ее неофициальную часть. Занимался переводами иностранных статей, писал рецензии, обзоры в журналах. После увольнения из лицея пытался найти работу, но безуспешно. Он был вынужден переехать в Санкт-Петербург.
- Знакомый Константина Дмитриевича помог устроиться ему в сиротский институт. Образовательное учреждение в Гатчине находилось под патронажем царских особ. Главным событием его жизни в те годы стало обнаружение в архивах института ценнейшего материала. Его собрал инспектор классов Егор Осипович Гугель.
- Обнародовав и значительно дополнив идеи своего предшественника, Константин Дмитриевич написал передовую статью. Его публикации в известных журналах того времени на тему российского образования и воспитания пользовались большим успехом.
- Трудясь уже в Смольном институте благородных девиц, ему удалось применить на практике свои теории по демократизации образования. Так, из числа бывших учениц был создан класс для подготовки воспитательниц. Они получили право проводить каникулы у себя дома.
- В стенах института ликвидировалось унизительное разделение воспитанниц на «благородных» и «мещан».
- Учителя организовывали семинары по обмену опытом. Преподавание большинства дисциплин велось на русском языке. Растущий авторитет Ушинского пришелся не по нраву начальнице института.
- В 1862 году, под благовидной целью укрепления здоровья и изучения организации работы в школах, он был отправлен за границу.
- За рубежом Ушинский К.Д. издает несколько книг, учебников, педагогическое руководство для родителей. Вплоть до октябрьской революции в России, оно много раз переиздавалось.
- В изгнании Константин Дмитриевич встречался с императрицей Марией Александровной. В приватном разговоре она попросила ученого разработать особую систему воспитания для юных наследников престола.
- Главным научным трудом педагога считают 3-х томник под названием «Человек, как предмет воспитания…». Последняя книга оказалась незавершенной.
- Он поделился с миром своими взглядами на формирование осознания прекрасного в человеке. Оно начитается с умения ощущать и чувствовать красоту во всем: природе, искусстве, труде. Принципы педагогической деятельности определились у него в стройную систему правил.
- Как общественный деятель, он принимал участие в организации воскресных школ. В 1870 году педагог прибыл в Крым на съезд учителей. Поднимал вопрос о создании книг для чтения в классах. В этом же году удалось издать первую «азбуку» Ушинского. На практических занятиях с учениками он широко продвигал метод наглядности.
- Простудившись, ученый не смог справиться с болезнью, скончался в Одессе зимой 1871 года. Похоронили светоча педагогической мысли на киевском кладбище.
Семейная жизнь
В 1851 году молодой Константин знакомится с казачкой Надеждой. Через год у них рождается старший сын Павел. В возрасте 18 лет, за несколько месяцев до ухода отца из жизни, юноша трагически погиб на охоте в Черниговской губернии. Всего у семейной четы Ушинских было 6 детей: 3 сына и 3 дочери.
Ученый любил крымские места. Имеются сведения, как пребывая в районе Бахчисарая, он лечился кумысом. После смерти старшего сына глава семейства решается на переезд. Сначала он купил дом в Киеве. Затем Ушинский с младшими детьми Владимиром и Константином снова отправился в Крым. Там и случилась с ним трагическая болезнь.
Сыновья Константин и Владимир по возрасту ненамного пережили своего отца, сразу после революции 1917 года они ушли из жизни. Дочери Ушинского занимались благотворительностью, строительством сельских школ, продолжали внедрять педагогические идеи в народные массы. Ольга Константиновна – известная художница, прожила 93 года.
«Народный Учитель»
Ушинский К.Д., как автор многих публикаций о воспитании детей указывал на огромную роль домашнего влияния родителей. Он называл педагогику искусством, живым, увлекательным процессом. Зарождавшиеся в то время национальные школы, успешно заимствовали его идеи, адаптировали их под местные особенности развития. Так, были составлены учебники по родной речи на Кавказе.
В двух крупнейших мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге стоят памятники и висят мемориальные доски в его честь. Ранее, в СССР существовала премия имени Ушинского. Одним из знаков высшего отличия является учрежденная медаль. Она вручается за особые заслуги лучшим работникам образования.