Полное имя: | Жан Морис Эжен Клеман Кокто |
Дата рождения: | 5 июля 1889 г. |
Место рождения: | Мезон-Лаффит, Франция |
Знак зодиака: | Рак |
Деятельность: | Писатель, драматург, поэт, кинорежиссер, сценарист, художник |
Дата смерти: | 11 октября 1963 г. (74 года) |
Жан Кокто — известный парижский писатель, драматург, поэт, сценарист, художник и кинорежиссер, принадлежавший к известной и состоятельной семье Франции XIX века. Его самой известной пьесой считается «Адская машина», помимо этого, он преподнес литературному миру одну из лучших новелл «Ужасные дети».
Кроме того, он получил известность как режиссер и сценарист, участвовав в создании таких кинолент, как «Кровь поэта» (1932), «Красавица и чудовище» (1946), «Ужасные родители» (1948), «Орфей» (1950) и «Завещание Орфея» (1960).
В детстве на Жана Кокто сильно повлияли отец и дедушка, именно они способствовали началу его интереса к творчеству. С раннего детства он начал увлекаться рисованием. Но после преждевременной смерти отца он стал достаточно нервным. У него появилось много влиятельных друзей, среди них Марсель Пруст, Виктор Гюго, Пабло Пикассо, Коко Шанель и другие. Они оказали на него значительное влияние.
Ранние годы
Жан Морис Эжен Клеман Кокто (полное имя при рождении) впервые увидел свет 5 июля 1889 года в Мезон-Лаффите, пригороде Парижа. Жорж Кокто (отец) был юристом по профессии и художником на любительском уровне, а мать звали Эжени Леконт. В семье были еще 2 детей, дочь Марта и сын Пол.
Когда Жану было 9 лет, его отец совершил суицид по неизвестной точно причине. После этого воспитанием занимались мать и дедушка. Семейство проживало в доме бабушки и дедушки по линии матери в Париже зимой и в Мезон-Лаффит летом. В детстве Жан был достаточно избалованным и нервным мальчиком, часто хворал. Его дедушка был ценителем искусства и имел большую музыкальную коллекцию.
Творческий путь
В 1909 году Жан стал работать в журнале «Шехерезада» совместно с Морисом Ростаном и участвовал в выпуске 6 номеров до 1911 года. Также им были опубликованы рисунки и статьи в «Comoedia».
В 15-летнем возрасте Жан ушел из дома, а в 19 он выпустил свой первый том стихов «Лампа Аладдина». Примерно это же время им была нарисована карикатура на парижскую актрису Мадлен Карлье, которую через некоторое время он представил всем как свою невесту.
В 1911 году Кокто продолжал писать для «Comoedia», «Comoedia illustre» и «Les Humoristes». Им также было написано либретто к балету «Le Dieu bleu» («Голубой Бог») и он оформил две афиши к «Призраку розы». В этот же период он написал «Русский балет» для программы труппы.
В молодом возрасте Кокто стал известен в богемных художественных кругах как «Легкомысленный принц» — именно так была названа книга, которую он опубликовал в 22-летнем возрасте.
В 1912 году он выпустил свою третью книгу стихов «Танец Софокла», которая не получила большого успеха, из-за чего Кокто начал подвергать сомнению свой талант. В это же время некоторые его стихи и проза появились в таких изданиях как «Comoedia», «Le Figaro», «La Revue de Paris» («Парижское ревю»), «Je sais tout» («Я говорю все») и «Annales».
В 1913 он приступил как работе над романом «Le Potomak», а в 1914 в Париже он закончил это произведение. В это время разразилась Первая мировая война и Кокто хотел присоединиться к ней, но оказался непригоден. В этом году он вместе с Полем Ирибе работал над журналом «Le Mot».
В 1918 году вышли такие значимые произведения Кокто, как пьеса «Орфей» и роман «Ужасные дети». В этом же году он близко подружился с 15-летним писателем Раймоном Радиге, который оказал значительное влияние на творчество и жизнь Жана. Этот юный писатель позже умер от брюшного тифа в 1923 году.
В 1930 году вышел его первый полнометражный фильм «Кровь поэта». В этом же году вышла главная работа его жизни, пьеса «Адская машина». Он также написал такие пьесы, как «La voix humaine» («Человеческий голос», 1930), «Les chevaliers de la table rounde» («Рыцари Круглого стола»), «Les Parents terribles» («Ужасные родители», 1938), «La Machine a ecrire» («Пишущая машинка», 1941).
После 1930 года Кокто сильно пристрастился к опиуму и очень мало работал. Жан Маре побудил его вернуться к работе в 1945 году, когда он поставил экранизацию своей пьесы «Красавица и чудовище». В ленте снялся сам Маре, и этот фильм вернул Кокто в глобальный кинематограф.
1950 год ознаменовался выходом его новой работы, он снял драматический фильм «Орфей» с Маре в роли главного персонажа. В этом же году Жан занимался украшением виллы Санто-Соспир в Сен-Жан-Кап-Ферра и начал серию графических работ.
В 1951 году Жан записал серию радиоинтервью о кино с Андре Фрейно. В этом году его также избрали президентом Союза авторов и композиторов. Им был основан новый журнал под названием «Le Passe define» («Прошедшее время»).
В 1953 году выставка картин и рисунков Кокто состоялась в галерее Ponchettes в Ницце. Также он вошел в состав членов жюри Каннского кинофестиваля. В этом же году он стал работать над сборником стихов «Clairobscur» («Сумерки»).
В 1956 году он приехал в Брюссель (Бельгия) для показа постановки «La Machine a ecrire» («Пишущая машинка»). Позже его показали в театре «Комеди Франсез». В это же время вышла его новая антология «Стихи 1916-1955».
В 1961 вышла историческая мелодрама «Принцесса Клевская» с Мариной Влади в главной роли, главным сценаристом которой был Кокто. В этом же году он начал создавать «Innamorati» —серию набросков цветным карандашом. Также вышел в свет поэтический труд Le Ceremonial espagnol du phenix — La Party d’echecs («Испанский церемониал Феникса — Шахматная игра»).
В 1962 вышел последний прижизненный сборник стихов «Le Requiem». Сборник «Faire-Part» вышел уже посмертно, в 1968 году.
Личная жизнь
Кокто открыто говорил о своей бисексуальности. На протяжении длительного периода времени он состоял в отношениях со своей музой, актером, писателем и художником Жаном Маре, с которым они прожили четверть века вплоть до самой смерти Кокто.
Также он достаточно близко дружил и имел романтические связи со многими известными людьми того периода, среди них: Наталья Палей, Коко Шанель, Пабло Пикассо, Жан Гюго, Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, Эрик Сати, Игорь Стравинский, Анри Бернштейн, Кеннет Ангер, Юл Бриннер и др.
Смерть и награды
Здоровье Кокто ухудшалось, и он ушел из жизни 11 октября 1963 года на 75-ом году по причине сердечного приступа в своем замке в Мийи-ла-Форе. Его близкая подруга, певица Эдит Пиаф, умерла накануне, но объявили об этом только утром в день смерти Жана. По некоторой информации ему стало плохо, и он умер после того, как узнал о смерти Пиаф.
Как он и желал, его похоронили под полом часовни Сен-Блез-де-Симпл в Мийи-ла-Форе. Эпитафия на его надгробии содержит запись: «Je reste avec vous» («Я остаюсь с тобой»).
В 1955 году Кокто стал членом Французской академии и Королевской академии Бельгии. Также он являлся кавалером Ордена Почетного легиона, у него было членство в Академии Малларме, Немецкой Берлинской академии, Американской академии, Академии Марка Твена (США). Он также был избран почетным президентом Каннского кинофестиваля и президентом Академии Джаза и Академии Диска.