ФИО: | Кожедуб Иван Никитович |
Дата рождения: | 8 июня 1920 г. |
Место рождения: | с. Ображиевка, Украина |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Военачальник, летчик, маршал |
Дата смерти: | 8 августа 1991 г. (71 год) |
Детство и юность
Прославленный летчик появился на свет 8 июня 1920 года на Украине. Его родители, Никита Ларионович и Стефанида Ивановна, были выходцами из крестьян. Однако отец позже трудился на заводе, а мать занималась воспитанием пятерых детей. Иван с детства был «жаден» до знаний. Закончив «семилетку», он отправляется в вечернюю школу. Днем трудится библиотекарем, а после работы посещает занятия, проделывая путь по 7 км туда и обратно.
В 1936 году в городе Шостка он оказывается в стенах химического техникума, а параллельно в аэроклубе изучает самолеты, с которыми свяжет свою жизнь.
Основные события жизни
- 1940 год. Иван призван на службу. Его определяют в Чугуевское училище для военных лётчиков, так как до этого он увлеченно посещал аэроклуб, имел в арсенале прыжки с парашютом, осваивал полеты на бипланах.
- 1941 год. Кожедубу, как одному из лучших учеников, предлагают после окончания авиационной школы занять место инструктора. После нападения Германии на Советский Союз Иван вынужден вместе с училищем отправиться в Казахстан, где ведет обучение курсантов для пополнения рядов боевых летчиков. Он неустанно просится в действующую армию, но получает отказ. Начальство мотивирует это тем, что Кожедуб обладает глубокими знаниями, которые должен передать своим ученикам.
- 1942 год. 23 февраля Иван Никитович становится старшим сержантом. В ноябре, наконец, приходит разрешение отправиться на фронт. В Иваново он приписан в 240-й истребительный авиационный полк. Здесь проходят последние учения по управлению самолетом Ла-5.
- 1943 год. В марте, во время первого боевого «крещения» на Воронежском фронте, Кожедуба ожидает череда неприятностей. Его самолет обстреливает Мессершмитт, а сам он остается жив благодаря бронированной спинке кресла. Советские зенитные войска по ошибке выпускают в машину несколько залпов, что приводит к невозможности ее восстановить. Кожедуба перестают рассматривать как подающего надежды пилота. Десятки вылетов ему приходится доказывать профессиональную пригодность. В битвах на Курской дуге летчик проявил себя наилучшим образом. Он сбил несколько вражеских самолетов. Участвуя в воздушных боях, Иван не щадит себя, а на аэродром возвращается, когда бензин остается на исходе. В битве за Днепр осенью Кожедуб добавляет в «копилку» уничтоженные немецкие машины. Сам же в один из вылетов чудом дотягивает до своих на поврежденном «боевом коне».Этот год приносит ему орден Красного Знамени, приглашение вступить в компартию, а также возможность стать командиром эскадрильи.
- 1944 год. В начале года летчику присвоено звание Героя Советского Союза. Кожедуб знакомится с истребителем Ла-5ФН, подаренным фронту обычным тружеником Василием Коневым, а названным в честь погибшего Георгия Конева. В одних только боях над Румынией он сбил на этой машине 8 самолетов противника. Ивана Никитовича перебрасывают на 1-ый Белорусский фронт в качестве заместителя командира 176-го истребительного авиационного полка. Под его руководством часто ведется «свободная охота», под которой подразумевается поиск и атака вражеской авиатехники, эшелонов, живой силы. Он становится дважды Герой Советского Союза.
- 1945 год. Кожедуб участвует в Висло-Одерской операции. Его ценят не только как аса, но и как грамотного командира, умевшего настроить команду на выполнение поставленных задач.17 апреля он провел бой над Берлином, которым для него закончилась Великая Отечественная Война. За все время он поднимался в небо 330 раз, более половины из 120 боев закончились для противника потерей самолётов. Кожедуб отличился тем, что даже будучи подбитым, всегда приводил «боевого коня» на аэродром. Также он сбил фашистский Ме-262, первый в мире реактивный истребитель.В августе летчик получает третье звание Героя Советского Союза.Также Иван Никитович становится слушателем Военно-воздушной академии. 31 июля получает орден Александра Невского.
- 1948 год. Кожедубу доверено осваивать реактивный самолет Як-17, который проектирует ОКБ Яковлева.
- 1946 год. Был избран депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов и был им до 1962 года.
- 1949 год. Получение диплома командного факультета Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского. Иван Никитович становится заместителем командира324-й истребительной авиационной дивизией, базировавшейся в Кубинке. Годом позже он возглавит ее. При этом он не оставляет практику, совершает полеты на реактивном истребителе МиГ-15.
- 1951-1952 годы. Кожедуб со своей дивизией участвует в боевых действиях на стороне КНДР против Республики Корея, поддерживаемой США. Он не только руководит советскими пилотами, но подготавливает ВВС КНДР к борьбе с сильнейшим противником. Именно в рамках войны в Корее случился «черный четверг» для американской авиации. 12 апреля 1951 года американцы атаковали гидроэлектростанцию на реке Ялуцзян и продвигавшееся поблизости подкрепление северокорейцев. Советский авиакорпус дал отпор и уничтожил шесть истребителей и в два больше бомбардировщиков США. Кожедуб за выполнение миссии в Корее был награжден медалью «Китайско-советская дружба».
- 1953 год. Получение звания генерал-майора авиации.
- 1955-1956 годы. Обучение в Военной академии Генерального штаба. При этом часть дисциплин он успешно сдает экстерном в связи с выполнением служебных обязанностей.
- 1962-1963 годы. Командование 76-й Краснознамённой воздушной армией.
- 1964-1971 годы. Становится помощником командующего авиацией Московского военного округа.
- 1978 год. Иван Никитович входит Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Она создана для решения важнейших вопросов Вооруженных Сил страны.
- 1985 год. Кожедуб — маршал авиации. А 4 апреля был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
- 1991 год. 8 августа прославленного летчика, перенесшего сердечный приступ, не стало. Он покоится на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь
Супругу Веронику Иван Никитович встретил в электричке и влюбился с первого взгляда. Их брак продлился почти полвека. Они стали родителями двоих детей. Дочь Наталья, закончив МГИМО, редактировала военные газеты и журналы. Сын Никита продолжил военную династию, но в качестве капитана 3 ранга ВМФ. Дети вспоминали, что отец был человеком необыкновенным, а появлялся перед ними с «новой мыслью, идеей, веселой шуткой». Иван Никитович старался каждую свободную минуту проводить в кругу семьи.
Память
Иван Никитович Кожедуб вошел в историю как выдающийся летчик, достигший мастерства благодаря упорству, стремлению вникать в мельчайшие детали в теории и на практике. За свою службу он награжден орденами и медалями, в том числе и иностранных держав. Названия его книг, например, «Служу Родине» и «Верность Отчизне», говорят о глубокой преданности своей стране и народу.
В честь Кожедуба названы улицы городов. Самолет Ла-7, пилотируемый Иваном Никитовичем, можно увидеть в Центральном музее ВВС в Монино.