Иван Федорович Крузенштерн — краткая биография


Крузенштерн Иван Фёдорович

ФИО: Крузенштерн Иван Фёдорович (Адам Йоханн фон Крузенштерн)
Дата рождения: 10.10.1770
Место рождения: Хагуди, Эстония
Знак зодиака: Весы
Деятельность: Мореплаватель, военный
Дата смерти: 24.08.1846 (75 лет)

Иван Фёдорович Крузенштерн родился 19 ноября 1770 года близ Раппеля в Прибалтике, входившего тогда в состав Российской империи. (В настоящее время этот город находится в Эстонии). Он служил в российском военно-морском флоте, получил чин адмирала, участвовал в войне со Швецией (1788-1790 годов). Прославился как выдающийся путешественник и мореплаватель.

Происхождение и детские годы

Иван Федорович Крузенштерн принадлежал к дворянскому роду Остзейских немцев. Основателем рода был немецко-шведский дипломат Филипп фон Крузенштерн. Он сопровождал шведского посла ко двору царя Алексея Михайловича в 1655-1658 годах. Его внук Эверт Филипп фон Крузенштерн служил офицером в Шведской армии. В 1701 году в начале Северной войны он попал в плен к русским, в котором провёл 20 лет. После войны проживал в своём Эстляндском имении. Он приходится Ивану Фёдоровичу дедом. А его сын, отец Ивана Фёдоровича, служил судьёй.

Иван Крузенштерн был младшим ребёнком в семье. У него было пять старших сестёр и брат. В отроческие годы с 12 до 15 лет он проходил учёбу в церковной школе в Ревеле. Уже в ранние детские годы у него родилась и крепла заветная мечта – совершить кругосветное путешествие. Путь к выполнению этой мечты был тернистым, но выбор профессии становился очевидным.

Иван Крузенштерн в молодости

Начало служебной карьеры

  1. В 1786 году Иван Крузенштерн начал учёбу в Кронштадте в Морском кадетском корпусе.
  2. Эту учёбу пришлось завершить в мае 1788 года раньше положенного срока по причине вступления России в войну со Швецией.
  3. Крузенштерн получил мичманский чин и назначение на 74-пушечный трёхмачтовый линейный корабль «Мстислав». Его капитаном был Григорий Иванович Муловский.
  4. Буквально через несколько недель после начала службы на «Мстиславе» 6 июля 1788 года юный Крузенштерн принял участие в большом морском сражении возле острова Гогланд в Финском заливе. При встрече русской и шведской эскадр ветер на море почти стих, что затруднило маневрирование. Враждебные эскадры выстроились в две линии и практически в упор расстреливали друг друга из пушек. Русские моряки потеряли около трёхсот человек убитыми, и вдвое больше раненными. «Мстислав» получил наибольшие повреждения и потери. На нём погибли почти все офицеры, и мичман Крузенштерн был назначен помощником капитана.
  5. В ходе сражения у острова Гогланд шведский флагман «Принц Густав» поднял белый флаг и капитулировал, а уцелевшие шведские корабли отступили в крепость Свеаборг на берегу Финляндии, укрывшись в её гавани. Русская эскадра продолжала осаду Свеаборга до глубокой осени. Несмотря на серьёзные повреждения в этой осаде принимал участие и «Мстислав».
  6. Через год в 1789 году Крузенштерн участвовал в Эландском сражении.
  7. В следующем 1790 году он сражался в нескольких морских боях у берегов Эстляндии и Финляндии.
  8. За многочисленные боевые отличия в этой русско-шведской войне в 19 лет Крузенштерн получил военно-морской чин лейтенанта.
  9. После победоносного окончания войны со Швецией Крузенштерн вместе с другими одиннадцатью отличившимися военно-морскими офицерами был командирован в Великобританию для усовершенствования навыков морского дела. Английский флот в XVIII-XIX веках по праву считался лучшим в мире.
  10. На английских кораблях Крузенштерн совершил плавание к берегам Америки и островам Вест-Индии.
  11. Во время службы на английских кораблях Крузенштерн принимал участие в морских сражениях англичан против французов.
  12. В этих плаваниях на английских судах он побывал на многих островах Антильского архипелага и в Суринаме у берегов Южной Америки.
  13. В другом плавании на английском корабле он достиг вод Бенгальского залива в Индийском океане и побывал в Индии, которая была тогда Британской колонией.
  14. После всех этих дальних и длительных путешествий Крузенштерн, анализируя состояние морских торговых путей, пришёл к выводу, что России необходимо помимо сухопутного торгового пути с Китаем установить и морской. Кроме того он поставил задачу надёжного сообщения через Тихий океан с русскими владениями в западной части Северной Америки.
  15. Полученный на английском флоте опыт, позволил Крузенштерну составить представление на имя императора Павла о необходимости организации кругосветного путешествия русских моряков, которые ранее вокруг земного шара ещё никогда не плавали.

В начале карьеры

Кругосветное плавание

Представленный в 1799 году на имя императора проект кругосветного плавания был отвергнут. Но 1802 году, когда на троне императора Павла сменил его сын Александр, с аналогичным проектом выступило руководство Русско-Американской компании. Александр I этот проект одобрил, поручив руководство ею Крузенштерну.

Для участия в первой российской кругосветке были снаряжены два шлюпа «Нева» и «Надежда». «Невой» командовал капитан-лейтенант Лисянский. Крузенштерн, осуществляя общее руководство экспедиций, командовал «Надеждой». В ходе этого плавания, начавшегося 7 августа 1803 года, предстояло выполнить секретную дипломатическую миссию – доставить в Японию русское посольство во главе с камергером и командором Николаем Петровичем Резановым. Но об этом руководству экспедиции от Резанова стало известно только через 10 месяцев после отплытия из России. «Надежда» и «Нева» к тому времени достигли уже берегов Бразилии.

3 марта 1804 года экспедиция проследовала проливом Дрейка из Атлантического океана в Тихий, в котором посетила многие острова, а некоторые из них были впервые открыты и до сих пор носят русские названия. После отдыха и ремонта в Петропавловске-Камчатском корабли разделились. «Нева» под командованием Лисянского обследовала Алеутские острова и берега Аляски, а «Надежда» под командованием Крузенштерна вдоль Курильского архипелага и Сахалина достигла порта Нагасаки в Японии и доставила туда посольство Резанова. Завершилась экспедиция в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время кругосветного плавания

Итоги первого кругосветного плавания русских моряков

Под руководством Крузенштерна были произведены грандиозные для своего времени научные географические исследования.

  1. Составлены более точные географические карты.
  2. Впервые в истории Российской науки производились океанографические исследования. Исследованы глубины нескольких океанов, измерялась температура воды на разных глубинах, скорость морских течений и уровень солёности воды.
  3. Установлен дополнительный морской путь к территориям России на Дальнем Востоке и на Аляске.
  4. Собраны богатые коллекции в таких научных сферах как ботаника, зоология и этнография.
  5. Было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды
  6. За научные достижения в 1806 году Российская Академия Наук избрала Крузенштерна своим почётным членом.

Продолжение служебной карьеры

С 1811 года Крузенштерн служил инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году при подготовке второй русской кругосветной экспедиции он разработал для неё подробную инструкцию. Руководить ею было поручено Отто Коцебу, участвовавшему в должности младшего офицера в первом кругосветном плавании.

Крузенштерн вновь был направлен в Великобританию. На этот раз он занимался там заказом инструментов, приборов и иного снаряжения, необходимых для экспедиции Коцебу. Она совершила своё плавание в 1815-1818 годах. Крузенштерн выполнив, поставленные перед ним задачи в Англии, ушёл в предоставленный ему бессрочный отпуск. Он работал над составлением подробного «Атласа Южного моря», завершив основную часть работы над ним к 1823 году. Работа была высоко оценена, Крузенштерн получил за неё Демидовскую премию.

В 1827 году Крузенштерн получил важнейшую в военно-морском ведомстве должность директора Морского кадетского корпуса и вошёл в состав адмиралтейств-совета и главного морского штаба. Корпусом он руководил 16 лет, проведя в нём важнейшие преобразования. Были отменены телесные наказания и созданы Высшие Офицерские классы. Впоследствии на их основе была учреждена Военно-Морская академия.

Во время службы

Деятельность после отставки

В возрасте 72 лет в 1842 году в чине адмирала Крузенштерн вышел в отставку и уехал жить в своё Эстляндское имение. Но и там по мере сил он продолжал трудиться на благо Отечества. В 1845 году при его непосредственном участии совместно с другими авторитетными учёными в этой области было создано Российское географическое общество. Оно продолжает свою деятельность и в наши дни.

Скончался Иван Фёдорович Крузенштерн 12 (24) августа 1846 года. Похоронен в Таллинском в Домском соборе.

Личная жизнь

В 1801 году Иван Фёдорович Крузенштерн женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она была моложе супруга на 10 лет. За ней не давали богатого приданого, но она считалась красавицей, и у неё был и другой жених – состоятельный помещик солидного возраста. Но в итоге она предпочла брак по любви, и их семейная жизнь сложилась вполне успешно.

Корабль, на котором Крузенштерн отправился в кругосветное плавание, он назвал «Надеждой», потому что надеялся на возвращение к любимой жене.

В их семье родилось четверо сыновей и две дочери. Сыновья обучались в Царскосельском лицее. Все его дети давали отцу весомые основания для законной гордости ими. Один из сыновей стал сенатором, другой дослужился на флоте до вице-адмирала, третий получил армейский чин генерал-лейтенанта.

Вывод

Иван Фёдорович Крузенштерн внёс огромный и неоценимый вклад в развитие Отечественной географической науки и военно-морского дела. Он реформировал систему подготовки офицерских кадров для военно-морского флота. Эта реформа, безусловно, способствовала тому, что в годы Крымской войны на Балтике англо-французский флот не смог добиться каких-либо серьёзных успехов, а в Крыму противник понёс значительные потери.

По воспоминаниям друзей и коллег Иван Фёдорович Крузенштерн отличался отменным физическим здоровьем и богатырским телосложением. Во время кругосветного плавания он ежедневно не менее получаса занимался упражнениями с двумя гирями. Вес каждой – 2 пуда (32 кг).

В северной столице Крузенштерну установлен легендарный памятник, с которым связано много морских традиций. Его именем названы 12 географических объектов и парусный барк, являющийся в наши дни учебным судном для морских курсантов.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *