ФИО: | Крузенштерн Иван Фёдорович (Адам Йоханн фон Крузенштерн) |
Дата рождения: | 8 (19) ноября 1770 г. |
Место рождения: | п. Хагуди, Эстония |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Мореплаватель, генерал, адмирал |
Дата смерти: | 24 августа 1846 г. (75 лет) |
Иван Фёдорович Крузенштерн родился 19 ноября 1770 года близ Раппеля в Прибалтике, входившего тогда в состав Российской империи. (В настоящее время этот город находится в Эстонии). Он служил в российском военно-морском флоте, получил чин адмирала, участвовал в войне со Швецией (1788-1790 годов). Прославился как выдающийся путешественник и мореплаватель.
Происхождение и детские годы
Иван Федорович Крузенштерн принадлежал к дворянскому роду Остзейских немцев. Основателем рода был немецко-шведский дипломат Филипп фон Крузенштерн. Он сопровождал шведского посла ко двору царя Алексея Михайловича в 1655-1658 годах. Его внук Эверт Филипп фон Крузенштерн служил офицером в Шведской армии. В 1701 году в начале Северной войны он попал в плен к русским, в котором провёл 20 лет. После войны проживал в своём Эстляндском имении. Он приходится Ивану Фёдоровичу дедом. А его сын, отец Ивана Фёдоровича, служил судьёй.
Иван Крузенштерн был младшим ребёнком в семье. У него было пять старших сестёр и брат. В отроческие годы с 12 до 15 лет он проходил учёбу в церковной школе в Ревеле. Уже в ранние детские годы у него родилась и крепла заветная мечта – совершить кругосветное путешествие. Путь к выполнению этой мечты был тернистым, но выбор профессии становился очевидным.
Начало служебной карьеры
- В 1786 году Иван Крузенштерн начал учёбу в Кронштадте в Морском кадетском корпусе.
- Эту учёбу пришлось завершить в мае 1788 года раньше положенного срока по причине вступления России в войну со Швецией.
- Крузенштерн получил мичманский чин и назначение на 74-пушечный трёхмачтовый линейный корабль «Мстислав». Его капитаном был Григорий Иванович Муловский.
- Буквально через несколько недель после начала службы на «Мстиславе» 6 июля 1788 года юный Крузенштерн принял участие в большом морском сражении возле острова Гогланд в Финском заливе. При встрече русской и шведской эскадр ветер на море почти стих, что затруднило маневрирование. Враждебные эскадры выстроились в две линии и практически в упор расстреливали друг друга из пушек. Русские моряки потеряли около трёхсот человек убитыми, и вдвое больше раненными. «Мстислав» получил наибольшие повреждения и потери. На нём погибли почти все офицеры, и мичман Крузенштерн был назначен помощником капитана.
- В ходе сражения у острова Гогланд шведский флагман «Принц Густав» поднял белый флаг и капитулировал, а уцелевшие шведские корабли отступили в крепость Свеаборг на берегу Финляндии, укрывшись в её гавани. Русская эскадра продолжала осаду Свеаборга до глубокой осени. Несмотря на серьёзные повреждения в этой осаде принимал участие и «Мстислав».
- Через год в 1789 году Крузенштерн участвовал в Эландском сражении.
- В следующем 1790 году он сражался в нескольких морских боях у берегов Эстляндии и Финляндии.
- За многочисленные боевые отличия в этой русско-шведской войне в 19 лет Крузенштерн получил военно-морской чин лейтенанта.
- После победоносного окончания войны со Швецией Крузенштерн вместе с другими одиннадцатью отличившимися военно-морскими офицерами был командирован в Великобританию для усовершенствования навыков морского дела. Английский флот в XVIII-XIX веках по праву считался лучшим в мире.
- На английских кораблях Крузенштерн совершил плавание к берегам Америки и островам Вест-Индии.
- Во время службы на английских кораблях Крузенштерн принимал участие в морских сражениях англичан против французов.
- В этих плаваниях на английских судах он побывал на многих островах Антильского архипелага и в Суринаме у берегов Южной Америки.
- В другом плавании на английском корабле он достиг вод Бенгальского залива в Индийском океане и побывал в Индии, которая была тогда Британской колонией.
- После всех этих дальних и длительных путешествий Крузенштерн, анализируя состояние морских торговых путей, пришёл к выводу, что России необходимо помимо сухопутного торгового пути с Китаем установить и морской. Кроме того он поставил задачу надёжного сообщения через Тихий океан с русскими владениями в западной части Северной Америки.
- Полученный на английском флоте опыт, позволил Крузенштерну составить представление на имя императора Павла о необходимости организации кругосветного путешествия русских моряков, которые ранее вокруг земного шара ещё никогда не плавали.
Кругосветное плавание
Представленный в 1799 году на имя императора проект кругосветного плавания был отвергнут. Но 1802 году, когда на троне императора Павла сменил его сын Александр, с аналогичным проектом выступило руководство Русско-Американской компании. Александр I этот проект одобрил, поручив руководство ею Крузенштерну.
Для участия в первой российской кругосветке были снаряжены два шлюпа «Нева» и «Надежда». «Невой» командовал капитан-лейтенант Лисянский. Крузенштерн, осуществляя общее руководство экспедиций, командовал «Надеждой». В ходе этого плавания, начавшегося 7 августа 1803 года, предстояло выполнить секретную дипломатическую миссию – доставить в Японию русское посольство во главе с камергером и командором Николаем Петровичем Резановым. Но об этом руководству экспедиции от Резанова стало известно только через 10 месяцев после отплытия из России. «Надежда» и «Нева» к тому времени достигли уже берегов Бразилии.
3 марта 1804 года экспедиция проследовала проливом Дрейка из Атлантического океана в Тихий, в котором посетила многие острова, а некоторые из них были впервые открыты и до сих пор носят русские названия. После отдыха и ремонта в Петропавловске-Камчатском корабли разделились. «Нева» под командованием Лисянского обследовала Алеутские острова и берега Аляски, а «Надежда» под командованием Крузенштерна вдоль Курильского архипелага и Сахалина достигла порта Нагасаки в Японии и доставила туда посольство Резанова. Завершилась экспедиция в Кронштадте 19 августа 1806 года.
Итоги первого кругосветного плавания русских моряков
Под руководством Крузенштерна были произведены грандиозные для своего времени научные географические исследования.
- Составлены более точные географические карты.
- Впервые в истории Российской науки производились океанографические исследования. Исследованы глубины нескольких океанов, измерялась температура воды на разных глубинах, скорость морских течений и уровень солёности воды.
- Установлен дополнительный морской путь к территориям России на Дальнем Востоке и на Аляске.
- Собраны богатые коллекции в таких научных сферах как ботаника, зоология и этнография.
- Было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный берег Сахалина, исследована часть Курильской островной гряды
- За научные достижения в 1806 году Российская Академия Наук избрала Крузенштерна своим почётным членом.
Продолжение служебной карьеры
С 1811 года Крузенштерн служил инспектором классов морского кадетского корпуса. В 1814 году при подготовке второй русской кругосветной экспедиции он разработал для неё подробную инструкцию. Руководить ею было поручено Отто Коцебу, участвовавшему в должности младшего офицера в первом кругосветном плавании.
Крузенштерн вновь был направлен в Великобританию. На этот раз он занимался там заказом инструментов, приборов и иного снаряжения, необходимых для экспедиции Коцебу. Она совершила своё плавание в 1815-1818 годах. Крузенштерн выполнив, поставленные перед ним задачи в Англии, ушёл в предоставленный ему бессрочный отпуск. Он работал над составлением подробного «Атласа Южного моря», завершив основную часть работы над ним к 1823 году. Работа была высоко оценена, Крузенштерн получил за неё Демидовскую премию.
В 1827 году Крузенштерн получил важнейшую в военно-морском ведомстве должность директора Морского кадетского корпуса и вошёл в состав адмиралтейств-совета и главного морского штаба. Корпусом он руководил 16 лет, проведя в нём важнейшие преобразования. Были отменены телесные наказания и созданы Высшие Офицерские классы. Впоследствии на их основе была учреждена Военно-Морская академия.
Деятельность после отставки
В возрасте 72 лет в 1842 году в чине адмирала Крузенштерн вышел в отставку и уехал жить в своё Эстляндское имение. Но и там по мере сил он продолжал трудиться на благо Отечества. В 1845 году при его непосредственном участии совместно с другими авторитетными учёными в этой области было создано Российское географическое общество. Оно продолжает свою деятельность и в наши дни.
Скончался Иван Фёдорович Крузенштерн 12 (24) августа 1846 года. Похоронен в Таллинском в Домском соборе.
Личная жизнь
В 1801 году Иван Фёдорович Крузенштерн женился на Юлианне Шарлотте фон Таубе дер Иссен. Она была моложе супруга на 10 лет. За ней не давали богатого приданого, но она считалась красавицей, и у неё был и другой жених – состоятельный помещик солидного возраста. Но в итоге она предпочла брак по любви, и их семейная жизнь сложилась вполне успешно.
Корабль, на котором Крузенштерн отправился в кругосветное плавание, он назвал «Надеждой», потому что надеялся на возвращение к любимой жене.
Вклад и след в истории
Иван Фёдорович Крузенштерн внёс огромный и неоценимый вклад в развитие Отечественной географической науки и военно-морского дела. Он реформировал систему подготовки офицерских кадров для военно-морского флота. Эта реформа, безусловно, способствовала тому, что в годы Крымской войны на Балтике англо-французский флот не смог добиться каких-либо серьёзных успехов, а в Крыму противник понёс значительные потери.
По воспоминаниям друзей и коллег Иван Фёдорович Крузенштерн отличался отменным физическим здоровьем и богатырским телосложением. Во время кругосветного плавания он ежедневно не менее получаса занимался упражнениями с двумя гирями. Вес каждой – 2 пуда (32 кг).
В северной столице Крузенштерну установлен легендарный памятник, с которым связано много морских традиций. Его именем названы 12 географических объектов и парусный барк, являющийся в наши дни учебным судном для морских курсантов.