Генрик Ибсен — краткая биография


Генрик Юхан Ибсен

Полное имя: Генрик Юхан Ибсен
Дата рождения: 20 марта 1828 г.
Место рождения: Шиен, Норвегия
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Драматург, публицист, поэт
Дата смерти: 23 мая 1906 г. (78 лет)

Детство и юность

Будущий писатель родился 20 марта 1828 года в небольшом норвежском городе Шиене. Семья была обеспеченная: купец Кнуд Ибсен, отец Генрика, был женат на Марихене Альтенбург, дочери богатого судовладельца. Однако когда юному Ибсену было 8 лет, его отец обанкротился. Чтобы выплатить долги и кредиты, семья заложила свое имущество.

Мальчик, не отличавшийся общительностью, ещё больше замкнулся в себе. В возрасте 15 лет он отправился учиться в соседний городок Гримстад. Несколько лет Генрик работал у аптекаря, но денег на свою работу он получал мало. Чтобы отвлечься и заработать, Ибсен рисовал карикатуры, писал сатирические стихотворения и эпиграммы. Вскоре это сделало его популярным в кругу прогрессивных молодых людей Гримстада.

Биография

  • В 1848 году Европу потрясли революционные события в нескольких странах, которые позже получили название «Весна народов». Ибсен откликается на происходящее стихотворениями на политическую тематику. Этот год считается началом творческой деятельности писателя.
  • 1849 год – окончание начавшихся революций. Ибсен в это время готовится поступать в медицинскую академию и в перерыве между занятиями пишет свою первую пьесу – драму «Катилина». Опубликована она была под псевдонимом. Критики же встретили эту пьесу достаточно холодно. Увлеченное занятие писательством или недостаточно хорошая подготовка не позволили Генрику поступить в медицинскую академию.
  • В этом же году 28 апреля 1850 года писатель перебирается в Христианию, так тогда назывался город Осло, где начинает готовиться к поступлению в университет. Именно там в сентябре того же года состоялась первая постановка пьесы, и это была не «Катилина». Национально-романтическое произведение «Богатырский курган» отвечало потребностям и стремлениям норвежской молодежи середины 19 века. Однако театр в Христиании ставил в основном произведения датских драматургов, и зритель не откликался на ибсеновские сюжеты.
  • Генрик начинает писать много общественно-политических статей и очерков, а в 1951 году принимает участие в издании оппозиционного листка «Manden».
  • Вскоре писатель становится штатным драматургом и режиссёром театра в богатом городе Бергене, где стремились развивать и поддерживать национальный норвежское искусство. Он был обязан писать не менее одной пьесы в год, которую ставили бы на сцене этого театра. С 1852 года драматурга назначают руководителем театра в Бергене. Начался период расцвета художественного мастерства Ибсена, время его увлечения норвежским и скандинавским фольклором.
  • В 1853 году пьеса «Ночь на Иванов день», которая была создана годом ранее, ставится в Бергене. Произведению, которое так и осталось неопубликованным, было суждено с треском провалиться. Действие, происходящее в современной зрителю Норвегии, было переполнено фантастикой, вымыслом и иронией, и публика не поняла такой постановки.
  • Ибсен очень переживал за свой провал и через год 1954 выходит пьеса в прозе «Фру Ингер из Эстрота». Трагический сюжет рассказывает о борьбе Норвегии против Дании в 16 веке. И хотя, в отличие от предыдущей пьесы, эта работа была более понятной с интересным закрученным сюжетом и интригами, она также провалилась.
  • В период с 1855 по 1856 годы Генрик Ибсен создает «Пир в Сульхауге». За основу сюжета были взяты народные баллады средневековья, прозаические диалоги гармонично сменялись балладными напевами. Успешная постановка вывела Ибсена в ряды известных драматургов Норвегии. В 1856 году состоялась постановка еще одной «средневековой» пьесы писателя «Улаф Лилиенкранс».
  • Ибсен оставался в Бергене в качестве руководителя театра вплоть до 1957 г. Он успел срежиссировать ещё одну свою работу «Воители в Хельгеланде». После этого писатель покидает Берген и возвращается в Христианию, где становится режиссером и руководителем недавно появившегося в городе Национального норвежского театра. Заняв руководящий пост, Ибсен, создавая работы на основе национального фольклора, старается бороться с тенденцией театра ставить датские пьесы с датскими актерами и на датском языке.
  • В 1862 году он пишет сатирическую пьесу «Комедия любви» о норвежских мещанах, которая была разгромлена критиками. В этом же году Ибсен покидает пост руководителя театра, однако стоит сказать, что его деятельность не осталась бесплодной. Через год театр пришел к решению ставить пьесы только на норвежском языке.
  • Материальное положение писателя оставляло желать лучшего. В 1864 году он высказывает идею о едином норвежском народе в исторической драме «Борьба за престол». Однако разочарование в окружающей действительности, жесткая реакция критиков на его работы и желание увидеть иное, побуждают его отправиться за границу. В этом же 1864, спустя полтора года ожиданий, Ибсен получает писательскую стипендию от норвежского парламента и со своей женой и маленьким сыном уезжает в Рим.
  • В 1865 году из-под пера Ибсена выходит пятиактная драма в стихах «Бранд», повествующая о священнике-идеалисте.
Одна из старейших фотографий Ибсена ок. 1863/64, примерно в то время, когда он начал писать «Бранд»

Одна из старейших фотографий Ибсена ок. 1863/64, примерно в то время, когда он начал писать «Бранд»

  • Через два года появляется пьеса «Пер Гюнт», где главный герой – молодой человек, не стремящийся поступать добропорядочно, в отличие от героя «Бранда». Эти две пьесы закрепили славу норвежца. Он становится в один ряд с известными драматургами своего времени.
Ибсен (крайний слева) с друзьями в Риме, ок. 1867 г.

Генрик Ибсен (крайний слева) с друзьями в Риме, ок. 1867 г.

  • 1869 год – время выхода прозаической комедии «Союз молодежи».
  • Через 10 лет Ибсен напишет свою знаменитую аналитическую драму «Кукольный дом», которая будет пользоваться большой популярностью в России. В этом произведении писатель поднимает вопрос о разных ролях мужчин и женщин, критикует современное общество и его нормы.
  • Через два года под влиянием французского натурализма он создает драму «Привидения». Опубликована работа была в том же 1881 году, и на нее тут же обрушился шквал критики. Зрители не могли принять критику церкви и освещение запретных в викторианскую эпоху тем.
  • Пьеса «Враг народа» 1882 г. стала ответом Ибсена публике и критикам.
  • Писатель заинтересовался импрессионизмом, и под влиянием этого направления в 1884 году вышла драма «Дикая утка», в которой переосмысляется образ шекспировского Гамлета.
  • 1891 год ознаменовался возвращением Ибсена в Норвегию. Живя за границей 27 лет, драматург лишь дважды ненадолго возвращался на родину.
  • 1892 –1896 годы – время создания поздних произведений, где на передний план выходит тема «сильного человека». Это такие пьесы, как «Строитель Сольнес» и «Йун Габриель Боркман».
  • Последние годы жизни Ибсен болел. Скончался писатель 23 мая 1906 года от инсульта.
  • Генрик Ибсен в последние годы жизни

    Генрик Ибсен в последние годы жизни

    Личная жизнь

    Генрик Ибсен никогда не слыл сердцеедом, был скромен и робок в общении с женщинами. Приехав в Гримстат, юноша познакомился с горничной Софи Биркедален, которая работала у аптекаря. Между ними завязались отношения, и в 1846 году Софи родила мальчика, которого назвала Ханс Якоб Хенриксен. Некоторое время Ибсен помогал материально возлюбленной, но после переезда в Христианию связь между ними оборвалась, и писатель больше никогда не видел сына.

    В столице Ибсен познакомился с Сюзанной Торесен, дочерью священника. В январе 1856 года влюбленные обручились, а поженились они только летом 1858 года.

    Жена — Сюзанна Торесен

    Жена — Сюзанна Торесен

    Через год после свадьбы 23 декабря 1859 года на свет появился их единственный ребенок, Сигурд Ибсен. Он впоследствии он станет журналистом и политическим деятелем.

    Сын — Сигурд Ибсен

    Сын — Сигурд Ибсен

    Вклад

    Генрик Иоганн Ибсен – знаменитый норвежский драматург 19 века. Будучи включенным в социальную и политическую жизнь своей страны, он выступал против культурного засилья Дании и стремился реорганизовать театр. Создавая пьесы на основе норвежских легенд, писатель доказывал, что национальная литература богата и стоит внимания мирового читателя. Ибсен фактически возрождал литературный язык Норвегии.

    Литературоведы называют писателя одним из создателей «новой драмы», аналитических и психологических произведений, в которых поднимаются актуальные проблемы. Ибсен стал любим не только европейскими, но и российскими читателями. Его пьесы ставились и в императорской России, и на советской сцене.

    Глубокий психологизм произведений, продуманный сюжет и злободневность затрагиваемых проблем сделали Генрика Ибсена великим драматургом, оказавшим влияние на мировую литературу.


    Ваш комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *