ФИО: | Уланова Галина Сергеевна |
Дата рождения: | 26 декабря 1909 (8 января 1910) г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Козерог |
Деятельность: | Балерина, педагог |
Дата смерти: | 21 марта 1998 г. (88 лет) |
Душа советского балета, блистательная артистка, педагог и богиня, которая свела с ума далеко не одного человека искусства — все эти роли восхитительно удавались никому иному, как Галине Сергеевне Улановой. Всю свою жизнь она посвятила искусству и сцене, до последнего оставаясь требовательной к себе и преданной балету. Она поражала мир своим талантом и усердием, а тот взамен сохранил её память в веках. Совсем недавно красным в календаре была отмечена знаменательная дата — 110 лет со дня рождения легендарной балерины.
«Мечтала о мореплавании…»
26 декабря 1909 года в семье артистов балета родилась дочь. Казалось, её судьба, как ребёнка таких талантливых людей, была предрешена. Но сама девочка так не считала и вовсю мечтала о мореплавании, предпочитая шумные игры куклам. Она росла в Петербурге, и детство её выпало на непростое предреволюционное время. Но это не помешало Галине расти любознательным и живым ребёнком. До 9 лет она не задумывалась о сцене и будущей карьере, пока однажды родители не привели её в театральное училище. Забыв о детских желаниях, Галина полностью отдалась искусству.
С первых выступлений Улановой удалось покорить сердца зрителей и оказаться в центре внимания критиков. После её дебютной ведущей партии в 1929 году никто не смел сомневаться, что балет был предначертан этой девушке судьбой. Но роль Одетты в «Лебедином озере» была не пиком, а лишь красивым началом её карьеры.
Публика влюбилась в неё моментально. Галина обладала безусловной грацией и пластикой, но её выступления привлекали не столь отточенными плавными движениями, сколько врождённым умением чувствовать музыку и воедино сливаться со сценой. Ни в одном сценарии не было того, чем сводила с ума эта балерина. Но каждый взмах руки и эмоция на её выразительном лице творили с залом что-то невообразимое. Не в силах объяснить природу её таланта, её называли человеком другого измерения. Но секрет заключался в другом: Уланова не просто трудилась на сцене, она жила танцем. Сам Иосиф Сталин, узрев её партию в «Эсмеральде», смог дать оценку лишь тремя словами: «Уланова — это классика».
Жизнь легенды
33 года на сцене действительно прошли не без титанического труда и тяжёлой работы над собой. За это время Галина стала не просто легендой Советского союза, а заработала мировую известность. От человека, настолько верного своей работе, было дико услышать: «Я и сейчас не могу сказать, что люблю балет как таковой…» Но именно так звучало её признание близким. И осудить человека такой силы духа язык не поворачивается. Гораздо лучше попытаться понять, взглянув на её насыщенную сценическую жизнь.
- В 1922 году 13-летняя Галина впервые проявила себя в танце. Это была лишь незатейливая мазурка в паре со Славой Захаровым, и в те времена никто и предположить не мог, каких вершин достигнет эта девочка.
- В 1928 году Галина исполнила свою дебютную партию в роли Флорины в «Спящей красавице». Всегда строгая к себе, она осталась недовольна собственным выступлением. Оно лишь стало поводом для продолжения репетиций до изнеможения, усиленного совершенствования себя и усердной работы.
- Впервые Галина покорила сцену в роли Одетты в «Лебедином озере» Чайковского в 1929 и привлекла внимание культурных критиков. Годом ранее она была принята в труппу Кировского драматического театра.
- За 16 лет работы в Мариинском театре не раз Галине доставались ведущие, интересные роли. Уже в первые года она была одной из незаменимых балерин. Её современники замечали, что на сцене Уланова становилась полной противоположностью: от её замкнутости и закрытости не оставалось и следа. Она погружалась в свой образ без остатка и танцевала в полном единении со своими героинями. Так, сцена сумасшествия Жизель вызвала шквал оваций и до сих пор считается вершиной трагедийного успеха балерины.
- Было и множество других захватывающих ролей: Маша в «Щелкунчик» (1934), Джульетта в «Ромео и Джульетта» (1940), Аврора в «Спящая красавица» (1934). Но в каждой партии по-своему раскрывалась поэтическая натура Улановой, её умение передавать атмосферу в мельчайших деталях.
- В течение 10 лет Галина работала в паре с Константином Сергеевым, их дуэт и по сей день называют эталонным.
- С началом блокады в 1941 году балерина была эвакуирована в Молотов.
- Приказ Сталина вынудил её окончательно переехать в Москву, пусть северная столица России и осталась в её душе навсегда. Очень уж проникся советский вождь игрой Улановой, возразить ему было никак нельзя.
- С 1944 года Уланова стала солисткой Большого театра и радости от этого испытывала мало, потому что полюбить Москву балерина так и не смогла.
- Начало войны стало огромным потрясением для всего советского народа, но Галина ни на миг не прекращала танцевать. Выступала перед ранеными в госпиталях, трудилась на сцене. Сила духа и упорство вынуждали её двигаться вперёд, и балерина стремилась сделать для своего народа всё, что могла в столь трудное время.
- С окончанием войны, в 1945 году, Уланова отправилась в Вену, где исполнила миниатюру «Лебедь» и получила заслуженное признание.
- В 1956 году Уланова отправилась в зарубежные гастроли и исполнила роль Джульетты на сцене Лондонского театра. Именно это выступление принесло ей громкий успех, и лондонцы были готовы носить на руках «икону балета». После её партии случилось невообразимое: аплодисменты разразились прежде, чем встала сама Королева. Это может сказать немало о масштабах триумфа русской балерины. Слава её скоро вышла за пределы города и даже Великобритании. А ведь на тот момент ей было уже 46 лет! Так, по словам А. Толстого, советская балерина «прорубила окно в Европу».
- Вплоть до 1960 года Уланова продолжала покорять публику разных стран, и гениальность балерины была очевидна одинаково и для итальянца, и для англичанина, и для любого отечественного ценителя искусства. В 1960 году состоялся её последний спектакль «Шопениана», совпавший по затейливой задумке судьбы с датой первого выхода балерины на сцену. В последний раз она предстала перед советской публикой в возрасте 50 лет, но это нисколько не умаляло её мастерства.
- В 1961 год произошло последнее выступление Улановой в Венгрии, и через год, в 1962, сценическая карьера её была официально завершена. Но театр не отпускал легенду до последнего. Да и сама она признавалась, что жизнь прожила как «лошадь с шорами на глазах», не замечая ничего, кроме собственной работы.
- В последующие годы Галина работала репетитором в Большом театре, раскрывая и обрабатывая юные таланты. Среди её учеников было немало дарований: Екатерина Максимова, Николай Цискаридзе, Алла Михальченко и другие, не менее блистательные артисты. Уланова была убеждена, что настоящий учитель призван отыскать в ученике индивидуальные черты, природные данные, а не повторить в них себя. Огромное внимание она уделяла дисциплине, да и сама каждое утро начинала с часовой зарядки.
- Даже на склоне лет Уланова оставалась недосягаемым идеалом, совершенством, и совершенно неудивительно, что именно её назначили на роль председателя жюри первого Международного конкурса артистов балета в Болгарии в 1964, а в 1969 она была выбрана на эту должность повторно.
- Смерть настигла великую балерину вместе со вторым инсультом, и 21 марта 1998 года стало настоящей трагедией для всех. С уходом из мира Галины Улановой пришёл конец целой эпохе, и ни для кого было не секрет, какое значение имел огромный вклад её в тонкое искусство балета.
Толпы поклонников и одиночество
Уланова никогда не считала себя красавицей, но, увидев её однажды в танце, многие не могли уже стереть из памяти грациозность, пластичность движений балерины. На сцене она становилась совершенно другим человеком, преображалась и покоряла сердца. Далеко не всем удавалось добиться такого глубокого и беззаветного погружения в роль, но Галина Уланова умела заставить зал рукоплескать, не помня себя от восторга.
Не сказать, что это удивительно, ведь личная жизнь у Галины никогда не выходила на первый план. Преданная своей работе, она не имела других увлечений и никогда не позволяла чему-либо становиться серьёзным отвлечением от профессии. В 17 лет она вышла замуж за концертмейстера Мильковского, с которым прожила лишь год, после познакомилась с дирижёром Дубровским, но и с ним долгих отношений не сложилось.
10 лет провела Уланова с Юрием Завадским, с которым и после мирного расставания их связывала трогательная дружба. Впоследствии Галина начинала отношения с актёром Берсневым и художником Рындиным, но рано или поздно балерина всё равно возвращалась к одиночеству.
Тяжелее всего она принимала свою бездетность, и в этом она отчасти винила родителей, которые призывали её думать о карьере, а не о личном счастье. Много труда Галина вложила в своё искусство, но слава не сделала её счастливой, а жизни вне театра она и вовсе не видела. Последние годы ей пришлось ощутить гнёт одиночества, финансовые проблемы, и всё это несмотря на мировое признание, огромный успех, множество наград.
Кто же она, «обыкновенная богиня»?
Судьба «богини» балета не была простой и выстланной везением. Всё, чего добилась Уланова, было достигнуто через самопожертвование, труд и самоотдачу. Её работа была отмечена множественными наградами, и уже при жизни ей было посвящено 2 памятника. Дважды герой социалистического труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинских и Сталинских премий, премии Парижской академии танца, почётный член Американской академии искусств. Все заслуги Галины пришлось бы оформлять в отдельный том её блистательной биографии.
Это не было даром высших сил или удачей. Лишь долгая и плодотворная работа над собой возвели Уланову на такую вершину, сделали её богиней балета и изваяли этот недостижимый идеал. Память её чтут и уважают по всему миру, но наверняка можно сказать одно: достижения Галины не просто часть мирового искусства. Уланова — есть искусство.