Эмиль Григорьевич Верник — биография режиссера


Верник Эмиль Григорьевич

ФИО: Верник Эмиль Григорьевич
Дата рождения: 4 сентября 1924 г.
Место рождения: Одесса, Украинская ССР
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Радиорежиссер
Дата смерти: 9 апреля 2021 г. (96 лет)

Эмиль Григорьевич Верник — легендарный радиорежиссер Всесоюзного радио, который более 30 лет жизни посвятил созданию литературно-драматических программ. Многие радиоспектакли, созданные под его руководством, вошли в «Золотой фонд» отечественного радио.

Эмиль Григорьевич Верник

Эмиль Григорьевич Верник

Детство

Эмиль Григорьевич Верник родился в Одессе (Украинская ССР) 4 сентября 1924 года. Из раннего одесского детства он запомнил только улицу Банную и коммунальную квартиру с огромным коридором, по которому можно было кататься на велосипеде. В 1929 году, когда Эмилю исполнилось всего 5 лет, семья переехала в Харьков по причине перевода туда отца. Он работал бухгалтером и перешел работать в другую организацию. На новом месте семья Верников поселилась в квартире, находящейся в деревянном полутораэтажном доме: отец, мать, старшая дочь Белла и сын Эмиль. Мать была домохозяйкой.

Недалеко располагалась школа, в которой впоследствии и учился Эмиль. Самым большим событием в довоенном детстве для него было посещение вместе с отцом кино. Особое впечатление на мальчика произвел фильм «Чапаев», который он позже смотрел больше 10 раз. Не удивительно, что многие сцены из фильма знал наизусть. Всякий раз, вернувшись из кино, Эмиль надевал на себя что-то вроде бурки и играл в Чапаева. Папаху заменяла отцовская шапка в форме пирожка. Среди ближайших родственников творческих профессий ни у кого не было. Но мечта стать актером созрела у Эмиля очень рано.

Не последнюю роль сыграла в этом дружба с соседским мальчишкой Витей Ойгензихтом, у которого дома была хорошая библиотека. Друзья не просто приохотились к чтению с подачи мамы Вити, но и стали дома у Ойгензихтов выступать на импровизированной сцене. В средних классах школы это увлечение переросло в желание создать актерскую группу во дворе. У Эмиля нашлось несколько единомышленников, с которыми он отправился в Дом культуры инженерно-технических работников. Ребята выразили предложение заведующему, чтобы в стенах этого заведения и действовал их кружок.

Инициатива Эмиля Верника этим не закончилась. Он набрался смелости и отправился в Харьковский театр драмы к Крамову А.Г, куда и посоветовали обратиться в Доме культуры. В результате ребятам выделили режиссера, который помог организовать театральный кружок. Ставились в основном сказки и постановки на злобу дня. Эти события в жизни подростка еще больше укрепили желание непременно стать актером. Сначала были мысли поступать в Харьковское театральное училище после 8 класса. Но сестра, которая всегда хорошо училась и к тому моменту уже была студенткой ВУЗа, убедила Эмиля окончить среднюю школу.

Война войной, но учебе быть!

Когда Эмиль Верник закончил 9 класс, шел 1941 год. Казалось бы, что мечта в условиях начавшейся войны уже неосуществима. Но случилось так, что Киевский театральный институт эвакуировали в Харьков. Эмиль не удержался и пошел узнать о возможности сдать экзамены на актерское отделение. Ректор Чабаненко И.И. без особого энтузиазма разрешил юноше попробовать. По итогам экзаменов Эмиль Верник был принят, несмотря на то, что документов об окончании средней школы еще не имел. Начались занятия. Но когда немцы были на подступах к Харькову, институту пришлось снова эвакуироваться.

Студентам не могли сразу точно сказать, куда. Да и сам Эмиль вместе с сестрой и матерью покинул Харьков. С помощью родственников матери им удалось выехать вместе с работниками одного из эвакуировавшихся Харьковских заводов в Усть-Каменогорск (Казахстан). Добирались до места 3 недели. Семье выделили маленький домик в свиносовхозе. Желание продолжать учебу в театральном институте было настолько сильным, что Эмиль Верник всеми силами пытался узнать, где находится его институт. Пока ждал ответ на запрос из Комитета по делам искусств, работал в свиносовхозе.

Когда Верник выяснил, что его институт стал временно Украинским отделением ГИТИСа и находится в Саратове, будущий актер уже был призван по возрасту на службу в армии и проходил медицинскую комиссию. Морально он уже был готов к отправке на фронт, но в районном военкомате его признали негодным по причине плохого зрения. После этого молодой человек снова принялся восстанавливать связь с институтом. Сначала написал письмо ректору Чабаненко. После получения положительного ответа стал собираться в путь, проделать который от Усть-Каменогорска до Саратова в 1942 году было далеко не просто.

С множеством пересадок Эмилю Вернику удалось добраться до пункта назначения и продолжить учебу. Курсом, на котором учился Эмиль Верник, руководил знаменитый Василий Орлов. Чтобы подработать, он участвовал вместе с другими студентами ГИТИСа в массовках в Саратовском театре оперы и балета. Когда наконец ситуация на фронте стабилизировалась, в декабре 1942 года ГИТИС вернулся в Москву. Так Эмиль Верник, как студент украинского отделения ГИТИСа, оказался в Москве. Параллельно с учебой он работал монтировщиком в одном из филиалов МХАТ на улице Москвина.

Профессиональная карьера

  1. В 1946 году Эмиль Григорьевич Верник успешно окончил актерское отделение Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). Во время дипломного спектакля присутствовал Прудкин М.И., который представлял руководство МХАТа. Он обратил внимание на Верника. Так молодой актер вошел в 1947 году в труппу совершенно нового театра под названием «Московские литературные чтения». Это было детище директора МХАТа В.Е Месхетели, объединившее на своих подмостках талантливых выпускников различных театральных школ столицы.
  2. 1947-1958 — годы работы в театре «Московские литературные чтения». Название театра говорит само за себя. Новизну Месхетели видел в том, что актеры играли не спектакли драматургов, а литературные произведения. Литературной частью заведовал писатель Чаковский Александр Борисович. Эмиль Григорьевич Верник служил здесь в качестве актера, а позже и режиссера-постановщика. Это был колоссальный опыт, который очень помог ему в дальнейшем в режиссуре радиоспектаклей. Труппа театра очень много гастролировала по стране.
  3. В 1958 году Эмиль Григорьевич решает прослушаться на радиовещании. Сначала он был принят как чтец в редакцию естественно-научных программ. Но вскоре стал ассистентом режиссера, а затем и режиссером Всесоюзного радио в отделе науки и техники. Первые его выпуски создавались под руководством режиссера и сценариста Геймана В.С. Вернику довелось одному из первых общаться с прославленными покорителями космоса: Юрием Гагариным, Германом Титовым, Валентиной Терешковой. Белка со Стрелкой тоже были гостями радиостудии, о чем с юмором рассказал позже в своих воспоминаниях знаменитый режиссер.
  4. Удачно режиссированные программы не остались незамеченными. В 1969 году Верник Э.Г. получил предложение перейти в главную редакцию литературно-драматического радиовещания на должность главного режиссера. Под руководством Эмиля Григорьевича были созданы сотни программ об искусстве, более 200 радиоспектаклей по произведениям русских и зарубежных классиков, а также современных авторов. Его коммуникабельность и давние дружеские связи со многими коллегами еще со времен работы в объединении «Московские литературные чтения» помогли привлечь к этой работе самых известных отечественных актеров.
  5. В 70-е годы Эмиль Григорьевич Верник активно работает над организацией международных встреч советских и зарубежных актеров, где сам выступает в качестве ведущего. В ходе таких двусторонних интервью ему удавалось поведать миллионам советских слушателей о тонкостях актерского мастерства их кумиров, приоткрыть завесу личных переживаний. Передачи такого плана были очень популярны как среди слушателей, так и среди самих участников-актеров. Встречи проводились не только в столице СССР, но и в ГДР, Венгрии, Чехословакии.
  6. С конца 70-х и в 80-е годы Эмиль Григорьевич Верник начал активно преподавать. Он являлся доцентом Школы-студии МХТ им. Чехова на кафедре актерского мастерства. Более 20 лет вел авторский курс «Актер у микрофона» в Школе-студии МХАТ и постоянно был задействован при Институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Студентов всегда поражала память Эмиля Григорьевича. Он очень быстро запоминал всех по именам и фамилиям. Иногда занятия перекочевывали в радиостудию, где будущим актерам открывался совершенно другой жанр искусства.
  7. В непростые для культуры 90-е годы Верник Э.Г. находился в должности художественного руководителя и главного режиссера художественных программ. Единственное, что изменилось — это название. Бывшая редакция Всесоюзного радио стала именоваться главной редакцией художественно-политического вещания акционерного общества «Радио-1». Эмиль Григорьевич оставался на этой должности вплоть до 2002 года, когда ему исполнилось уже 78 лет.
  8. В 2010 году вышла в свет книга воспоминаний Верника Э.Г. «Мой радиотеатр». Первоначально радиорежиссер наговорил текст этой книги на магнитофон, а позже она появилась уже на бумаге. Профессиональной активности актера и режиссера и его энергии могли бы позавидовать многие коллеги по цеху. С приходом компьютеризации он полноценно освоил эту область знаний. Верник продолжал преподавать в Школе-студии МХАТ до тех пор, пока мог ходить.
  9. В 2014 году Эмиль Григорьевич Верник отметил свой 90-летний юбилей, на котором присутствовали даже некоторые его однокурсники. Тогда бывший режиссер отплясывал с ними на зависть молодому поколению, несмотря на то, что несколько лет назад он перенес перелом шейки бедра. Близкие были готовы к тому, что Эмиль Григорьевич уже не встанет. Однако вскоре после реабилитационных мероприятий он стал свободно перемещаться по дому, а потом и поднимался на второй этаж по лестнице самостоятельно.
  10. Последние годы жизни Верник Э.Г. проживал в Подмосковье вместе с сыном Игорем. Наверняка природный оптимизм, работоспособность и жизнелюбие сыграли не последнюю роль в его долгожительстве. Эмиль Григорьевич обожал водить машину и время от времени объезжал самостоятельно загородный поселок. Очень сердился, когда кто-то из сыновей пытался сесть вместо него за руль. Он непременно присутствовал на всех премьерах Игоря в театре, продолжал строить творческие планы.
  11. Скончался Эмиль Григорьевич Верник 10 апреля 2021 года на 97-м году жизни. Буквально за неделю до этого его самочувствие резко ухудшилось. Сыновья отвезли отца в 1-ю городскую больницу, где его сразу определили в реанимацию. Шансов на выздоровление уже не было. Легендарный радиорежиссер похоронен на Востряковском кладбище.
Радиорежиссер Эмиль Григорьевич Верник

Радиорежиссер Эмиль Григорьевич Верник

Личная жизнь

Семью Эмиль Григорьевич Верник создал только в 33 года. Его избранницей стала музыкальный работник детского сада Анна Павловна. Встретились они накануне нового 1957 года, когда молодой актер Верник появился в детском саду в качестве претендента на роль Деда Мороза. Анна Павловна очень серьезно отнеслась к проведению детского утренника и потребовала сначала, чтобы потенциальный Дед Мороз полностью прочел сценарий. Затем нужно было все отрепетировать. Так, в творческом процессе подготовки к детскому празднику, и возникло обоюдное чувство. Желанию быть вместе не помешало даже то обстоятельство, что Анна уже была замужем и имела трехлетнего сына.

В этом любовном треугольнике, к счастью, всем хватило мудрости, чтобы выстроить верно отношения. Сын Анны Павловны от первого брака Ростислав Дубинский был принят Эмилем Григорьевичем как родной, да и со своим настоящим отцом он всегда поддерживал прекрасные отношения. Изначально новоиспеченная семья поселилась в маленькой комнатке на ул. Герцена. Друзья и близкие семьи Верников уверены, что в успехах легендарного радиорежиссера есть большая заслуга жены. Именно Анна Павловна была инициатором его ухода из театра и устройством на радио.

В октябре 1963 года у супругов родились близнецы — сыновья Игорь и Вадим. Анна Павловна была разносторонней творческой личностью. В качестве преподавателя музыкальной школы им. Прокофьева она часто организовывала выступления своих учеников в Большом зале консерватории или в Зале им. Чайковского. Рисование, сочинение стихов, сценариев — это все удачно совмещалось, когда нужно было выпустить газету для музыкальной школы или провести очередное тематическое мероприятие. Так же творчески Анна Павловна готовилась к походу в гости к друзьям, сочиняя очередное поздравление. Затем вместе с супругом они все это репетировали.

С женой Анной и сыновьями в молодости

С женой Анной и сыновьями в молодости

Финансово жили скромно, часто пользовались на работе кассой взаимопомощи, если нужно было что-то приобрести. Когда Эмиль Григорьевич стал выезжать за границу, то больше всего подарков привозил жене, всегда стремился ее порадовать. Счастливый брак Верников сохранился на всю жизнь. Эмиль Григорьевич в быту был мягок и неприхотлив и всегда старался превозносить свою вторую половину. Поэтому бразды правления домом и детьми были всегда в руках Анны Павловны. Будучи юристом по первому образованию, она умело курировала и некоторые рабочие вопросы мужа.

Иногда Эмиль Григорьевич полагался на ее мнение, кого из актеров пригласить на чтение той или иной роли. На рабочем месте Верник был требователен и непреклонен, всегда добивался нужного результата. Супруги прожили в мире и согласии 52 года. В 2009 году Анны Павловны не стало. Дети пошли по стопам родителей, выбрав творческие профессии. Игорь Верник сегодня успешный актер, телеведущий. Вадим выбрал менее публичную профессию театроведа. Вадим до сих пор семью не создал, а вот Игорь успел жениться несколько раз и подарить родителям внука Григория, который тоже выбрал профессию актера.

С сыновьями Игорем и Вадимом

С сыновьями Игорем и Вадимом

Радиоспектакль как жанр искусства

Сегодня многие, кто был при жизни знаком с Эмилем Григорьевичем Верником, в своих воспоминаниях характеризуют его как новатора, интеллектуала, просветителя, великого и гениального радиорежиссера. Хотя радиоспектакли и до него не одно десятилетие имели место быть. Эмиль Григорьевич мог режиссировать воспринимаемое на слух произведение так, что у человека возникал яркий образ происходящего.

В годы работы радиорежиссером

В годы работы радиорежиссером

Задействованные в его постановках актеры не раз отмечали, что Верник умел донести понятно и просто свои режиссерские требования. Важно все — тембр голоса, интонация, паузы, чистота звучания.

Он очень требовательно, ответственно и бережно относился к каждой произнесенной в микрофон фразе. Искались разные способы произношения, воссоздания окружающих главного героя звуков. Все это несколько раз репетировалось пока не получалось именно то, что задумал режиссер. Такое же ответственное отношение к слову он воспитывал у своих учеников на курсе «Актер у микрофона». Он учил, не прибегая к жестикуляции, мимике, гриму, без фальши воссоздавать характер героя. Радио было делом всей жизни Верника Э.Г. Однако величина Эмиля Григорьевича Верника в плане наград стала заметна только к концу его профессиональной деятельности.

Звание Заслуженного артиста РСФСР он получил только в 1975 году, отдав профессии с момента окончания Театрального института 28 лет жизни. В 1995 году Вернику Э.Г. присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Российской федерации. А в 1999 году он стал первым режиссером, которому присвоили звание Народного артиста. На тот момент Эмилю Григорьевичу исполнилось уже 75 лет. Знак отличия «За заслуги перед Москвой» за большой вклад в развитие культуры в городе Москве и многолетнюю плодотворную творческую деятельность он получил за 2 года до своей кончины.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *