Александр Васильевич Бурдонский — биография


Бурдонский Александр Васильевич

ФИО: Бурдонский Александр Васильевич
Дата рождения: 14.10.1941
Место рождения: Самара
Знак зодиака: Весы
Чем известен: Режиссер, внук Иосифа Сталина
Дата смерти: 24.05.2017 (75 лет)

Когда журналисты берут у него интервью, то задают вопросы по большей части не о его творчестве, хотя в театральной среде его считают хорошим режиссером. Интерес сводится в основном к его жизни в семье Иосифа Сталина —  его деда, и Василия Сталина — его отца. Он и сам был Сталиным до 14 лет, но потом взял фамилию матери.

Детство и юность

Родился Александр Васильевич в Самаре 14 октября 1941 года. Родители были эвакуированы из прифронтовой Москвы. Отец Василий Иосифович Сталин (Джугашвили), младший сын Иосифа Виссарионовича Сталина, летчик, генерал-лейтенант авиации. Мать – Галина Александровна Бурдонская, из семьи инженера, работающего в гараже Кремля. После свадьбы молодая семья уехала в Липецк, где в то время служил Василий Сталин.

С родителями в детстве

С родителями в детстве

Родители часто ссорились, и когда мальчику исполнилось 4 года, они расстались. Дети остались у отца, Галине Александровне не разрешили взять их к себе. Саше часто доставалось от отца даже за небольшие провинности. Мачеха Екатерина Семеновна Тимошенко тоже недолюбливала их.

Когда мальчику исполнилось 10 лет он стал учиться в Калининском суворовском училище, но пробыл там всего 2 года. Профессия военного совершенно не соответствовала его характеру. С ранней юности он мечтал о театре.

9 марта 1953 года он присутствовал на похоронах Иосифа Сталина. Здесь увидел деда так близко впервые в жизни. Тот никогда не делал даже попыток увидеть своего внука.

С отцом Василием на церемонии прощания с Иосифом Сталиным (6 марта 1953)

С отцом Василием на церемонии прощания с Иосифом Сталиным (6 марта 1953)

Краткая биография

В 1953 году Сашу и его сестру Надю вернули Галине Александровне после того, как она обратилась с этой просьбой к Клименту Ворошилову.

  1. 1955. После окончания седьмого класса поступил в Театральное художественно-техническое училище на художественное отделение. Посещает кружок самодеятельного театра в Доме пионеров. После того, как мальчик увидел танец Галины Улановой, его стремление к искусству еще больше укрепилось. Они с сестрой часто ходили в театры, много читали. Впоследствии у Александра Васильевича собралась огромная библиотека, которой он гордился.
  2. 1958. Окончив училище, работает в разных театрах Москвы художником — бутафором. Это позволяет ему погрузиться в театральную атмосферу, узнать эту жизнь изнутри. У него укрепляется желание стать именно режиссером, а не актером.
  3. 1966. Подает документы на режиссерское отделение ГИТИСа. Курс набирает Мария Иосифовна Кнебель. В жизни этой замечательной женщины есть трагические моменты, связанные с репрессиями по отношению к ее семье. Позже она рассказывала Александру Васильевичу о первой встрече с ним на экзамене при поступлении. Когда она увидела внука Сталина, принесшего столько горя в ее жизнь, на минуту все это вспомнилось ей. Но когда Александр Васильевич начал читать, это чувство отступило и пришло понимание того, что внук не должен отвечать за деда.
  4. Параллельно Александр Бурдонский занимается на актерских курсах у Олега Ефремова при театре «Современник».
  5. 1971. Окончил ГИТИС, и знаменитый режиссер Анатолий Эфрос пригласил его в театр на Малой Бронной. Причем ему предлагали сразу главную роль — Ромео в постановке трагедии Шекспира. Но после долгих раздумий Александр Васильевич отказался от этой работы.
  6. Затем в этом же году следует еще одно предложение. Мария Кнебель приглашает его в Центральный театр Советской армии, где главным режиссером тогда был Андрей Алексеевич Попов. Александру Васильевичу предложили поставить на сцене театра пьесу «Тот, кто получает пощечину» Леонида Андреева. После осуществления постановки, в которой сыграли Андрей Попов и Владимир Зельдин, начинающий режиссер был приглашен в этот театр на постоянную работу.
  7. 1972. Начало работы в Центральном театре Советской армии, где Александру Васильевичу суждено прослужить почти 45 лет до конца жизни, в течении которых им было поставлено около 30-ти спектаклей.
  8. Преподает почти 10 лет актерское мастерство в ГИТИСе вместе с Элиной Быстрицкой.
  9. Александр Васильевич поставил два спектакля в Малом театре: в 1981 году «Без вины виноватые» Александра Островского и в 1984 году — «Незрелая малина» по пьесе Иржи Губача.
  10. В этом же году режиссер встретился со своей тетей Светланой Аллилуевой, которая ненадолго приезжала в Россию. Она была приятно удивлена, что Александр Бурдонский из тихого, боязливого мальчика за 17 лет разлуки превратился в яркую и интересную личность.
  11. 1985. Присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.
  12. 1988. Когда Александр Васильевич начал работу над постановкой спектакля «Мандат», который был смелым даже для тех перестроечных лет, было несколько попыток помешать режиссеру в этой работе. Тогда ситуацию разрешил Александр Любимов, который пригласил его в свою программу «Взгляд». Многие в нашей стране тогда впервые узнали, что в стране живет внук Сталина.
  13. 1996. Присвоено звание Народный артист России.
  14. 2008. Ставил он спектакли и в Японии. Зрители увидели его постановку спектаклей «Чайка», «Васса Железнова» и «Орфей спускается в ад» по пьесе Теннесси Уильямса.
  15. Последние полгода боролся с онкологическим заболеванием. В ночь на 24 мая 2017 года Александр Васильевич Бурдонский умер в одной из московских клиник. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище рядом со своей матерью.

Режиссер Александр Бурдонский

Личная жизнь

Был женат на своей однокурснице по ГИТИСу Дале Тумалявичуте. Она также, как и муж работала режиссером, но в другом театре. Детей у них не было. На этом настаивал сам Александр Васильевич, видимо потому, что воспоминания о детстве у него были слишком тяжелые.

Сестра Надежда Васильевна была замужем за актером Александром Фадеевым – приемным сыном писателя Александра Фадеева.

Александр (внизу) с мамой Галиной Александровной (вторая справа) и женой Далей (вторая слева)

Александр (внизу) с мамой Галиной Александровной (вторая справа) и женой Далей (вторая слева)

Какой след оставил после себя

Все, кто работал или просто был знаком с ним, отмечают его высокие человеческие качества. Несмотря на трудную жизнь – разлуку с любимой мамой, нелюбовь отца и мачехи, и потом нелюбовь людей, видящих в нем потомка диктатора, он сохранил в себе сердце, верящее в светлую и счастливую жизнь.

Александр Васильевич был сторонником старых классических традиций в театре. Прослыл знатоком зарубежной классической и современной литературы, на основе которой поставил не один спектакль в своем театре. Всегда пытался своей работой сделать человека, приходящего в театр, лучше и добрее, чем он был до его спектакля.

Он бы мог сделать из своего родства этакую «звездную» ауру для себя. Но не сделал, считая, что должен добиться всего сам, своими усилиями. Во многом это ему удалось. После его смерти не нашлось ни одного человека, который мог сказать о нем что-то плохое. Только добрые и светлые слова.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *