ФИО: | Мережковский Дмитрий Сергеевич |
Дата рождения: | 2 (14) августа 1865 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Поэт, переводчик, литературный критик, историк |
Дата смерти: | 9 декабря 1941 г. (76 лет) |
Д. Мережковский был выдающимся писателем, литературным критиком, переводчиком, религиозным философом Серебряного века, но всё его творчество и политические взгляды вызывали неоднозначное к нему отношение, хотя его признавали одним из самых оригинальных мыслителей своего времени.
Мережковского много раз выдвигали кандидатом на Нобелевскую премию, но он так и не был её удостоен.
Он обладал огромным талантом и дарованием, который оценивали и принимали, но всегда с оговорками и холодным уважением.
Детство и юность
Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1865 г. в Петербурге. Его отец, Сергей Иванович Мережковский (1823-1908), был крупным чиновником при императорском дворе Александра II.
Мать – Варвара Васильевна Мережковская (урождённая Чеснокова) – была также дочерью крупного чиновника.
В семье было 9 детей: 6 сыновей и 3 дочери. Дмитрий был младшим сыном, но не младшим в семье.
Душой семьи была мать. Она была, по воспоминаниям современников, не только очень красива, но и обладала ангельским характером, её любили дети.
Отец же был сух в общении с детьми и отчуждён от них. Дмитрий Мережковский, наиболее эмоциональный и ранимый из всех детей, рано почувствовал себя чужим в семье, рано познал чувство одиночества. Это чувство позднее станет сюжетной основой большинства его исторических произведений.
Сочинять стихи он начал в 13 лет, а в 15 лет отец помог ему встретиться с Ф.М. Достоевским, который не оценил его стихи, сказав, что хорошим писателем невозможно стать, не пострадав. Эта характеристика творчества Мережковского в течение всей его жизни повторялась в разных вариантах много раз. Его обвиняли в холодности, сухом интеллектуализме, схематизме творчества, в незнании реальной жизни и неумении её изобразить. Видимо, эгоизм и сухость характера передались ему от отца, который никогда не проявлял к детям ласки и теплоты.
У Мережковских в Ореанде (Крым) было имение, куда иногда вывозили детей на лето.
Семья Мережковских жила скромно, отец не разрешал баловать детей и приучать их к роскоши. За детьми присматривала старая няня, очень религиозная женщина, от которой Дмитрию передалась экзальтированная религиозность.
В 1876 г. Д. Мережковский поступил в гимназию.
Краткая биография
- В 1880 г. состоялась первая публикация его стихов.
- В 1882 г. он познакомился с поэтом С. Надсоном, побывав на его выступлениях. Знакомство переросло в дружбу двух ярких личностей.
- 1884-1888 гг. – время обучения в Петербургском университете (историко-филологический факультет). Об учёбе в нём Мережковский в дальнейшем отзывался с пренебрежением как о зря потерянном времени.
- В годы учёбы познакомился со многими писателями-современниками: А. Плещеевым, Г. Успенским, И. Гончаровым, Я. Полонским, А. Майковым и др.
- В 1885 г. начал работу в журнале «Северный вестник». Познакомился с писателями В. Короленко, В. Гаршиным, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом.
- В 1886 г. тяжело болел, после этого «повернулся к вере».
- В 1887 г. умер С. Надсон, эта потеря стала для Мережковского жестоким ударом.
- В 1888 г. написана первая поэма «Протопоп Аввакум». В этом же году вышла первая книга его стихов.
- После окончания университета путешествовал по югу России. В Боржоме познакомился с Зинаидой Гиппиус, с которой в январе 1889 г. обвенчался в Тифлисе, затем молодожёны переехали в Петербург. З. Гиппиус стала для него женой, другом и соавтором. С этих пор их жизнь и творчество становятся нераздельными.
- Смерть матери в 1889 г. воспринял тяжело.
- В 1880-1889-х гг. усиливаются религиозные взгляды Мережковского, он знакомится с проповедниками, толстовцами, путешествует по России, мечтает стать сельским учителем. Но позже отказывается от идей народничества.
- В 1891 г. Мережковский и Зинаида Гиппиус путешествовали по Европе.
- В 1896 г. Мережковского уже считали известным поэтом (так было указано в Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона).
- В 1890-х гг. Мережковский пишет меньше стихов и переходит на прозу и публицистику. Его творческая активность поразительна. Формируется его идеология (религиозно-философская концепция «новое религиозное сознание»), верность которой он сохраняет до конца жизни.
- В 1890-х годах Мережковский начал писать исторические романы.
- 1906-1908 гг. Мережковские провели в Париже. Здесь сблизились с эсерами, в том числе с Б. Савинковым. Их привлекали его террористические методы борьбы с революционерами.
- В 1905 г. появилась статья Мережковского «Грядущий хам», в ней он выразил свою позицию по отношению к революции. Большевики, по Мережковскому, это грядущие хамы.
- Во многих публикациях 1906-1908 гг. выражена его политическая концепция: политическая революция невозможна без духовной.
- В 1914 г. он выпустил собрание сочинений в 24 томах. Его книги читали, но не любили, его художественный мир оставался закрытым для всех.
- Приветствовал февральскую революцию 1917 г. и приход к власти Временного правительства.
- Октябрьскую революцию не принял.
- В январе 1920 г. Мережковские тайно пересекли границу и уехали из России. В Польше агитировали Пилсудского выступить против Советской России, но безуспешно. Затем уехали в Париж.
- Организовали литературно-философское общество, ставшее центром интеллектуальной жизни русских эмигрантов. Художественная литература его стала интересовать меньше, он писал в основном религиозно-философские трактаты, всё глубже погружаясь в историю.
- Фашистских главарей (Гитлера, Муссолини) он считал «божественными мессиями», которым предстоит борьба с «антихристом» – большевиками.
- В 1939 г. Мережковский выступил по радио в Париже с приветственной речью Гитлеру, сравнив его с Жанной д’Арк.
- Антисоветизм Мережковского привел его к коллаборационизму.
- Русская эмиграция не приняла позиции Мережковского. Ему объявили бойкот.
- Умер в Париже 7 декабря 1941 г.
Личная жизнь
Брак с Зинаидой Николаевной Гиппиус (1869-1945) с 1889 г. Поэтесса, писательница, ближайший друг и идейный спутник мужа на всю жизнь. Жизнь этих двух людей – уникальный творческий союз. Они оба считаются идеологами русского символизма.
З.Н. Гиппиус родилась в г. Белёве (Тульская область) в семье юриста. Получила в основном домашнее образование, т.к. семья часто меняла место жительства в связи со службой отца. Много читала. Стихи начала писать в возрасте 7 лет.
Детей в семье Мережковских не было.
Значение Мережковского как писателя и мыслителя
Поэзия Мережковского не столь значительна, как его проза, критика и драматургия, хотя многие его стихи положены на музыку известными русскими композиторами А. Гречаниновым, С. Рахманиновым, А. Рубинштейном, П. Чайковским и др.
В 1892 г. была опубликована лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая считается манифестом символизма.
Новое искусство, по его мнению, должно иметь следующие признаки:
- Мистическое содержание.
- Язык символов.
- Импрессионизм.
А поскольку эти признаки уже присутствуют в творчестве некоторых русских писателей (Достоевского, Гончарова, Тургенева, Толстого), то модернизм не является чем-то новым, а лишь продолжает тенденции русской классики.
Эта лекция, выпущенная затем отдельной брошюрой, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Мережковского обвинили в мракобесии. Но были и сторонники такого взгляда на искусство.
В дальнейшем Мережковский формирует «новое религиозное сознание», на основе которого пишет основные свои романы.
«Новое религиозное сознание»
Вся духовная история человечества, по его мнению, – противостояние двух начал: «бездны плоти» и «бездны духа». Первое начало воплощено в язычестве и античности. Второе – в историческом христианстве, аскетизме. Но оба эти начала несовершенны. Их слияние возможно лишь в церкви «третьего завета» (существовал уже Ветхий Завет, Новый Завет, нужен был третий).
Мережковский считал себя пророком «третьего завета». На этом строилось отныне всё его творчество.
В своих литературно-критических статьях Мережковский исходил из этого же постулата. Критические статьи об известных русских и зарубежных писателях считаются вершиной его критической деятельности.
Но Мережковского считают прежде всего создателем историософского романа. В отличие от исторического, историософский роман – о философии истории:
- «Христос и Антихрист» (1896)
- «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», 1901)
- «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905).
Главные персонажи этих романов ведут борьбу «бездны плоти» с «бездной духа». Также выстроены и пьеса «Павел I» (1908), роман «Александр Первый» (1913), роман «14 декабря» (1918).
Заслуга Мережковского в том, что его новый тип экспериментального романа нашёл отзвук в произведениях Томаса Манна, в романах М Булгакова, М. Алданова и др.