Дмитрий Сергеевич Мережковский — краткая биография


Мережковский Дмитрий Сергеевич

ФИО: Мережковский Дмитрий Сергеевич
Дата рождения: 2 (14) августа 1865 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Лев
Деятельность: Поэт, переводчик, литературный критик, историк
Дата смерти: 9 декабря 1941 г. (76 лет)

Д. Мережковский был выдающимся писателем, литературным критиком, переводчиком, религиозным философом Серебряного века, но всё его творчество и политические взгляды вызывали неоднозначное к нему отношение, хотя его признавали одним из самых оригинальных мыслителей своего времени.

Мережковского много раз выдвигали кандидатом на Нобелевскую премию, но он так и не был её удостоен.

Он обладал огромным талантом и дарованием, который оценивали и принимали, но всегда с оговорками и холодным уважением.

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1865 г. в Петербурге. Его отец, Сергей Иванович Мережковский (1823-1908), был крупным чиновником при императорском дворе Александра II.

Мать – Варвара Васильевна Мережковская (урождённая Чеснокова) – была также дочерью крупного чиновника.

В семье было 9 детей: 6 сыновей и 3 дочери. Дмитрий был младшим сыном, но не младшим в семье.

Душой семьи была мать. Она была, по воспоминаниям современников, не только очень красива, но и обладала ангельским характером, её любили дети.

Отец же был сух в общении с детьми и отчуждён от них. Дмитрий Мережковский, наиболее эмоциональный и ранимый из всех детей, рано почувствовал себя чужим в семье, рано познал чувство одиночества. Это чувство позднее станет сюжетной основой большинства его исторических произведений.

Сочинять стихи он начал в 13 лет, а в 15 лет отец помог ему встретиться с Ф.М. Достоевским, который не оценил его стихи, сказав, что хорошим писателем невозможно стать, не пострадав. Эта характеристика творчества Мережковского в течение всей его жизни повторялась в разных вариантах много раз. Его обвиняли в холодности, сухом интеллектуализме, схематизме творчества, в незнании реальной жизни и неумении её изобразить. Видимо, эгоизм и сухость характера передались ему от отца, который никогда не проявлял к детям ласки и теплоты.

У Мережковских в Ореанде (Крым) было имение, куда иногда вывозили детей на лето.

Семья Мережковских жила скромно, отец не разрешал баловать детей и приучать их к роскоши. За детьми присматривала старая няня, очень религиозная женщина, от которой Дмитрию передалась экзальтированная религиозность.

Дмитрий Мережковский в молодости

Дмитрий Мережковский в молодости

В 1876 г. Д. Мережковский поступил в гимназию.

Краткая биография

  • В 1880 г. состоялась первая публикация его стихов.
  • В 1882 г. он познакомился с поэтом С. Надсоном, побывав на его выступлениях. Знакомство переросло в дружбу двух ярких личностей.
  • 1884-1888 гг. – время обучения в Петербургском университете (историко-филологический факультет). Об учёбе в нём Мережковский в дальнейшем отзывался с пренебрежением как о зря потерянном времени.
  • В годы учёбы познакомился со многими писателями-современниками: А. Плещеевым, Г. Успенским, И. Гончаровым, Я. Полонским, А. Майковым и др.
  • В 1885 г. начал работу в журнале «Северный вестник». Познакомился с писателями В. Короленко, В. Гаршиным, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом.
  • В 1886 г. тяжело болел, после этого «повернулся к вере».
  • В 1887 г. умер С. Надсон, эта потеря стала для Мережковского жестоким ударом.
  • В 1888 г. написана первая поэма «Протопоп Аввакум». В этом же году вышла первая книга его стихов.
  • После окончания университета путешествовал по югу России. В Боржоме познакомился с Зинаидой Гиппиус, с которой в январе 1889 г. обвенчался в Тифлисе, затем молодожёны переехали в Петербург. З. Гиппиус стала для него женой, другом и соавтором. С этих пор их жизнь и творчество становятся нераздельными.
  • Смерть матери в 1889 г. воспринял тяжело.
  • В 1880-1889-х гг. усиливаются религиозные взгляды Мережковского, он знакомится с проповедниками, толстовцами, путешествует по России, мечтает стать сельским учителем. Но позже отказывается от идей народничества.
  • В 1891 г. Мережковский и Зинаида Гиппиус путешествовали по Европе.
  • В 1896 г. Мережковского уже считали известным поэтом (так было указано в Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона).
  • В 1890-х гг. Мережковский пишет меньше стихов и переходит на прозу и публицистику. Его творческая активность поразительна. Формируется его идеология (религиозно-философская концепция «новое религиозное сознание»), верность которой он сохраняет до конца жизни.
  • В 1890-х годах Мережковский начал писать исторические романы.
  • 1906-1908 гг. Мережковские провели в Париже. Здесь сблизились с эсерами, в том числе с Б. Савинковым. Их привлекали его террористические методы борьбы с революционерами.
  • В 1905 г. появилась статья Мережковского «Грядущий хам», в ней он выразил свою позицию по отношению к революции. Большевики, по Мережковскому, это грядущие хамы.
  • Во многих публикациях 1906-1908 гг. выражена его политическая концепция: политическая революция невозможна без духовной.
  • В 1914 г. он выпустил собрание сочинений в 24 томах. Его книги читали, но не любили, его художественный мир оставался закрытым для всех.
  • Приветствовал февральскую революцию 1917 г. и приход к власти Временного правительства.
  • Октябрьскую революцию не принял.
  • В январе 1920 г. Мережковские тайно пересекли границу и уехали из России. В Польше агитировали Пилсудского выступить против Советской России, но безуспешно. Затем уехали в Париж.
З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Д.С. Мережковский

З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Д.С. Мережковский

  • Организовали литературно-философское общество, ставшее центром интеллектуальной жизни русских эмигрантов. Художественная литература его стала интересовать меньше, он писал в основном религиозно-философские трактаты, всё глубже погружаясь в историю.
  • Фашистских главарей (Гитлера, Муссолини) он считал «божественными мессиями», которым предстоит борьба с «антихристом» – большевиками.
  • В 1939 г. Мережковский выступил по радио в Париже с приветственной речью Гитлеру, сравнив его с Жанной д’Арк.
  • Антисоветизм Мережковского привел его к коллаборационизму.
  • Русская эмиграция не приняла позиции Мережковского. Ему объявили бойкот.
  • Умер в Париже 7 декабря 1941 г.
Дмитрий Мережковский незадолго до смерти

Дмитрий Мережковский незадолго до смерти

Личная жизнь

Брак с Зинаидой Николаевной Гиппиус (1869-1945) с 1889 г. Поэтесса, писательница, ближайший друг и идейный спутник мужа на всю жизнь. Жизнь этих двух людей – уникальный творческий союз. Они оба считаются идеологами русского символизма.

З.Н. Гиппиус родилась в г. Белёве (Тульская область) в семье юриста. Получила в основном домашнее образование, т.к. семья часто меняла место жительства в связи со службой отца. Много читала. Стихи начала писать в возрасте 7 лет.

Детей в семье Мережковских не было.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Значение Мережковского как писателя и мыслителя

Поэзия Мережковского не столь значительна, как его проза, критика и драматургия, хотя многие его стихи положены на музыку известными русскими композиторами А. Гречаниновым, С. Рахманиновым, А. Рубинштейном, П. Чайковским и др.

В 1892 г. была опубликована лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», которая считается манифестом символизма.

Новое искусство, по его мнению, должно иметь следующие признаки:

  • Мистическое содержание.
  • Язык символов.
  • Импрессионизм.

А поскольку эти признаки уже присутствуют в творчестве некоторых русских писателей (Достоевского, Гончарова, Тургенева, Толстого), то модернизм не является чем-то новым, а лишь продолжает тенденции русской классики.

Эта лекция, выпущенная затем отдельной брошюрой, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Мережковского обвинили в мракобесии. Но были и сторонники такого взгляда на искусство.

В дальнейшем Мережковский формирует «новое религиозное сознание», на основе которого пишет основные свои романы.

Дмитрий Мережковский за работой

Дмитрий Мережковский за работой

«Новое религиозное сознание»

Вся духовная история человечества, по его мнению, – противостояние двух начал: «бездны плоти» и «бездны духа». Первое начало воплощено в язычестве и античности. Второе – в историческом христианстве, аскетизме. Но оба эти начала несовершенны. Их слияние возможно лишь в церкви «третьего завета» (существовал уже Ветхий Завет, Новый Завет, нужен был третий).

Мережковский считал себя пророком «третьего завета». На этом строилось отныне всё его творчество.

Важно это знать для понимания его обширного литературного наследия. Значение его исторических персонажей (Юлиана Отступника, Леонардо да Винчи, Петра I, царевича Алексея, Наполеона) было не в той роли, какую они играли в истории, а в символе «третьего завета».

В своих литературно-критических статьях Мережковский исходил из этого же постулата. Критические статьи об известных русских и зарубежных писателях считаются вершиной его критической деятельности.

Но Мережковского считают прежде всего создателем историософского романа. В отличие от исторического, историософский роман – о философии истории:

  • «Христос и Антихрист» (1896)
  • «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», 1901)
  • «Антихрист. Пётр и Алексей» (1905).

Главные персонажи этих романов ведут борьбу «бездны плоти» с «бездной духа». Также выстроены и пьеса «Павел I» (1908), роман «Александр Первый» (1913), роман «14 декабря» (1918).

Заслуга Мережковского в том, что его новый тип экспериментального романа нашёл отзвук в произведениях Томаса Манна, в романах М Булгакова, М. Алданова и др.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *