Полное имя: | Дэвид Юм |
Дата рождения: | 7 мая 1711 г. |
Место рождения: | Эдинбург, Великобритания |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Философ, публицист, экономист, историк |
Дата смерти: | 25 августа 1776 г. (65 лет) |
Детство и юность
Дэвид Юм (1711-1776) – шотландский философ, писатель, экономист, деятель шотландского Просвещения.
Родился 7 мая 1711 года в столице Шотландии Эдинбурге. Отец – Джозеф Юм был адвокатом по профессии, владел небольшим имением в Бервикширском графстве. Мать – Кэтрин Фалконер дочь руководителя юридической коллегии сэра Фолконера. У Дэвида были старшие брат Джон и сестра Кэтрин. Семья жила небогато. Отец умер рано и образованием детей занималась мать, уделяя серьезное внимание религии (шотландское пресвитерианство).
В детстве Дэвид верил в Бога. С юного возраста Юм интересовался философией и литературой, размышлял о нравственности, читал труды Цицерона и Вергилия. Свои рассуждения на тему религии Дэвид записывал в тетрадь, но позже уничтожил ее.
Краткая биография
- С 1723 г. – Дэвид поступил в Эдинбургский университете, где осваивал древнегреческий язык и получал юридическое образование.
- 1726 г. – оставил учебу в университете заявив, что юридические науки ему не интересны.
- 1734 г. – перебрался в Бристоль, где испробовал себя в роли конторщика в торговом предприятии, но вскоре осознал, что не имеет увлечения к торговому делу.
- 1734-1737 гг. – отправился во Францию, сначала жил в Рейме и Париже, затем переехал в Ла-Флеш. Во время обучения в местном колледже Юм начал писать свою первую философскую работу. Это произведение получило название «Трактат о человеческой природе». Состоял он из трёх томов — «О познании», «Об аффектах», «О морали».
- 1738 г. – публикация первых двух томов «Трактата о человеческой природе» в Лондоне, которые исследуют вопросы достоверности знаний, убеждениям в них и психологическому восприятию информации основанной на опыте.
- 1740 г. – публикация третьего тома «О морали», который посвящён морали и нравственности.
- 1741-1742 г. – философ вернулся в семейное имение, написал сочинение «Моральные и политические очерки (эссе)» из двух томов, в котором, рассказывается о политико-экономических проблемах. Эта работа принесла признание философу, о нем заговорили многие писатели и историки того времени.
- 1744-1745 гг. – неудачные попытки занять пост руководителя кафедры этики и философии в Эдинбургском университете. Позже тоже самое он питался сделать и в университете города Глазго.
- 1745 г. – Юм работал педагогом и репетитором слабоумного маркиза Анненделя. Обучить страдающего психическим заболеванием юношу не удалось, и дядя маркиза отказался заплатить жалованье. Юму пришлось обратиться в суд и отстаивать свои права. Процесс длился около 16 лет, аж до 1761 г. В итоге Юм получил свои честно заработанные средства.
- 1746-1749 гг. – в звании помощника генерала Джеймса Сен-Клэра Юм побывал с военными миссиями в Вене, Турине, Голландии и Германии. Он обеспечил себе материальную свободу, заработав за время службы приблизительно тысячу фунтов.
- 1748 г. – Дэвид Юм начал подписывать произведения своим именем.
- 1748-1751 гг. – переработал «Трактат о человеческом познании» в краткое и упрощенное описание теории. В этот год были признаны его литературные заслуги в городе Эдинбург.
- 1752 г. – занял пост смотрителя Адвокатской библиотеки (Национальная Библиотека Шотландии). Должность не приносила зароботком, но в распоряжении Юма была большая библиотека богатая историческими хрониками и сборниками. В это же год он пробовал попасть на кафедру философии в университет города Глазго.
- 1752 г. – Юм занялся написанием «Истории Англии», над которой работал в течении одиннадцати лет. Всего вышло шесть частей от набега Юлия Цезаря до переворота 1688 г.
- 1756 г. – вышел первый том «Истории Англии». Он был принят плохо, но вскоре гневные отзывы сменились на одобрительные.
- 1757 г. – выход сочинения «Естественная история религии», в котором Юм высказывал мысль, что религия должна быть исключена из философии. У современников философа сложилось мнение, что Юм является неверующим.
- 1763 — 1766 гг. – по приглашению маркиза Гертфорда находился на государственной службе в Париже. Юм занимал должность секретаря посольства.
- 1767 г. – назначен помощником государственного заместителя по делам северных владений Шотландии, служба продлилась около двух лет.
- 1769 г. – подал в отставку и вернулся в родной город Эдинбург. Он продолжал много работать, переделывал «Историю Англии » и философские работы, писал сочинения. Создал союз философов, куда вошли: А. Фергюсон, А. Смит, А. Монро, Дж. Блэк, Х. Блейр и др.
- 25 августа 1776 г. – умер от рака брюшной полости в частном доме в Новом городе, в возрасте 65 лет. Похоронен на старом Эдинбургском кладбище.
- В последние годы Юм написал «Автобиографию». Он рассказывал о себе как о «спокойным, обладающим властным характером, открытым, общительным, веселым, верным, но немного враждебным и смиряющим все свои страсти» человеке. По признанию Юма, главной его страстью была литература. Философ занимался прочтением Лукиана, игрой в вист и шутил о загробной жизни и религиозных верованиях.
Личная жизнь
О личной жизни философа ничего неизвестно, но в своём послании врачу он писал: «Я завёл свой очаг и создал семью, состоящую из ее главы, то есть меня, и двух подчиненных членов – служанки и кошки. Ко мне переехала сестра, и теперь мы живем вместе. Семьи у него не было. Самым близким родственником Юма была сестра. Про отношения с противоположным полом и отсутствие жены он думал так: «Жены? Это не есть необходимая жизненная потребность».
О своем материальном и социальном положении он говорил: «Говоря короче, нет такого существенного блага, которым я не обладал бы в большей или меньшей степени…». Слава и признание ему не требовались.
След и влияние
Юм оказал влияние на последующее развитие философии и всей современной науки. Современные философские школы используют творческое достояние и сегодня. Невзирая на частые неудачи, Юм добился настоящего литературного успеха. Он издал ряд научных трудов по истории, политической экономии, морали («Исследование принципов морали»), психологии, религиоведении («Научная история религии»).
Дэвид Юм был одним из авторитетных и плодовитых ученых, находился в центре культурной жизни своих современников. Также, он оказал влияние на таких деятелей и философов как Джон Милль, Томас Гексли, Герберт Спенсер, Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Бертран Рассел. Философия Юма оказалась конечным пунктом эмпиризма. В последующие столетия писателям и ученым не получилось внести значимого вклада в его развитие этого направления научного знания. Для Дэвида Юма философия была смыслом всей его жизни.
Основные труды Дэвида Юма:
- «Трактат о человеческой природе»
- Сокращённое изложение «Трактата о человеческой природе»
- «Моральные и политические очерки»
- «О норме вкуса»
- «О простоте и изощрённости стиля»
- «Об утончённости вкуса и аффекта»
- «О трагедии»
- «О том, как писать эссе»
- «О возникновении и развитии искусств и наук»
- «О совершенствовании в искусствах»
- «О красноречии»
- «О налогах»
- «О деньгах»
- «О торговле»
- «О проценте»
- «О бессмертии души»
- «Исследование о человеческом познании»
- «Диалоги о естественной религии»
- «Об изучении истории»
- «Скептик»
- «Моя жизнь» (Автобиография)
- «История Англии»