Полное имя: | Дэвид Юм |
Дата рождения: | 7 мая 1711 г. |
Место рождения: | Эдинбург, Великобритания |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Философ, публицист, экономист, историк |
Дата смерти: | 25 августа 1776 г. (65 лет) |
Детство и юность
Дэвид Юм (1711-1776) – шотландский философ, писатель, экономист, деятель шотландского Просвещения.
Родился 7 мая 1711 года в столице Шотландии Эдинбурге. Отец – Джозеф Юм был адвокатом по профессии, владел небольшим имением в Бервикширском графстве. Мать – Кэтрин Фалконер дочь руководителя юридической коллегии сэра Фолконера. У Дэвида были старшие брат Джон и сестра Кэтрин. Семья жила небогато. Отец умер рано и образованием детей занималась мать, уделяя серьезное внимание религии (шотландское пресвитерианство).
В детстве Дэвид верил в Бога. С юного возраста Юм интересовался философией и литературой, размышлял о нравственности, читал труды Цицерона и Вергилия. Свои рассуждения на тему религии Дэвид записывал в тетрадь, но позже уничтожил ее.
![Дэвид Юм. Портрет работы Аллана Рамзи](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/03/hume11.jpg)
Дэвид Юм. Портрет работы Аллана Рамзи
Краткая биография
- С 1723 г. – Дэвид поступил в Эдинбургский университете, где осваивал древнегреческий язык и получал юридическое образование.
- 1726 г. – оставил учебу в университете заявив, что юридические науки ему не интересны.
- 1734 г. – перебрался в Бристоль, где испробовал себя в роли конторщика в торговом предприятии, но вскоре осознал, что не имеет увлечения к торговому делу.
- 1734-1737 гг. – отправился во Францию, сначала жил в Рейме и Париже, затем переехал в Ла-Флеш. Во время обучения в местном колледже Юм начал писать свою первую философскую работу. Это произведение получило название «Трактат о человеческой природе». Состоял он из трёх томов — «О познании», «Об аффектах», «О морали».
- 1738 г. – публикация первых двух томов «Трактата о человеческой природе» в Лондоне, которые исследуют вопросы достоверности знаний, убеждениям в них и психологическому восприятию информации основанной на опыте.
- 1740 г. – публикация третьего тома «О морали», который посвящён морали и нравственности.
- 1741-1742 г. – философ вернулся в семейное имение, написал сочинение «Моральные и политические очерки (эссе)» из двух томов, в котором, рассказывается о политико-экономических проблемах. Эта работа принесла признание философу, о нем заговорили многие писатели и историки того времени.
- 1744-1745 гг. – неудачные попытки занять пост руководителя кафедры этики и философии в Эдинбургском университете. Позже тоже самое он питался сделать и в университете города Глазго.
- 1745 г. – Юм работал педагогом и репетитором слабоумного маркиза Анненделя. Обучить страдающего психическим заболеванием юношу не удалось, и дядя маркиза отказался заплатить жалованье. Юму пришлось обратиться в суд и отстаивать свои права. Процесс длился около 16 лет, аж до 1761 г. В итоге Юм получил свои честно заработанные средства.
- 1746-1749 гг. – в звании помощника генерала Джеймса Сен-Клэра Юм побывал с военными миссиями в Вене, Турине, Голландии и Германии. Он обеспечил себе материальную свободу, заработав за время службы приблизительно тысячу фунтов.
- 1748 г. – Дэвид Юм начал подписывать произведения своим именем.
- 1748-1751 гг. – переработал «Трактат о человеческом познании» в краткое и упрощенное описание теории. В этот год были признаны его литературные заслуги в городе Эдинбург.
- 1752 г. – занял пост смотрителя Адвокатской библиотеки (Национальная Библиотека Шотландии). Должность не приносила зароботком, но в распоряжении Юма была большая библиотека богатая историческими хрониками и сборниками. В это же год он пробовал попасть на кафедру философии в университет города Глазго.
- 1752 г. – Юм занялся написанием «Истории Англии», над которой работал в течении одиннадцати лет. Всего вышло шесть частей от набега Юлия Цезаря до переворота 1688 г.
- 1756 г. – вышел первый том «Истории Англии». Он был принят плохо, но вскоре гневные отзывы сменились на одобрительные.
- 1757 г. – выход сочинения «Естественная история религии», в котором Юм высказывал мысль, что религия должна быть исключена из философии. У современников философа сложилось мнение, что Юм является неверующим.
- 1763 — 1766 гг. – по приглашению маркиза Гертфорда находился на государственной службе в Париже. Юм занимал должность секретаря посольства.
- 1767 г. – назначен помощником государственного заместителя по делам северных владений Шотландии, служба продлилась около двух лет.
- 1769 г. – подал в отставку и вернулся в родной город Эдинбург. Он продолжал много работать, переделывал «Историю Англии » и философские работы, писал сочинения. Создал союз философов, куда вошли: А. Фергюсон, А. Смит, А. Монро, Дж. Блэк, Х. Блейр и др.
- 25 августа 1776 г. – умер от рака брюшной полости в частном доме в Новом городе, в возрасте 65 лет. Похоронен на старом Эдинбургском кладбище.
- В последние годы Юм написал «Автобиографию». Он рассказывал о себе как о «спокойным, обладающим властным характером, открытым, общительным, веселым, верным, но немного враждебным и смиряющим все свои страсти» человеке. По признанию Юма, главной его страстью была литература. Философ занимался прочтением Лукиана, игрой в вист и шутил о загробной жизни и религиозных верованиях.
![Гравюра Юма из первого тома его Истории Англии, 1754 г.](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/03/gravure1754.jpg)
Гравюра Юма из первого тома его Истории Англии, 1754 г.
Личная жизнь
О личной жизни философа ничего неизвестно, но в своём послании врачу он писал: «Я завёл свой очаг и создал семью, состоящую из ее главы, то есть меня, и двух подчиненных членов – служанки и кошки. Ко мне переехала сестра, и теперь мы живем вместе. Семьи у него не было. Самым близким родственником Юма была сестра. Про отношения с противоположным полом и отсутствие жены он думал так: «Жены? Это не есть необходимая жизненная потребность».
О своем материальном и социальном положении он говорил: «Говоря короче, нет такого существенного блага, которым я не обладал бы в большей или меньшей степени…». Слава и признание ему не требовались.
След и влияние
Юм оказал влияние на последующее развитие философии и всей современной науки. Современные философские школы используют творческое достояние и сегодня. Невзирая на частые неудачи, Юм добился настоящего литературного успеха. Он издал ряд научных трудов по истории, политической экономии, морали («Исследование принципов морали»), психологии, религиоведении («Научная история религии»).
![Статуя Юма работы Александра Стоддарта на Королевской Миле в Эдинбурге](https://kratkoebio.ru/wp-content/uploads/2021/03/stat11.jpg)
Статуя Юма работы Александра Стоддарта на Королевской Миле в Эдинбурге
Дэвид Юм был одним из авторитетных и плодовитых ученых, находился в центре культурной жизни своих современников. Также, он оказал влияние на таких деятелей и философов как Джон Милль, Томас Гексли, Герберт Спенсер, Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Бертран Рассел. Философия Юма оказалась конечным пунктом эмпиризма. В последующие столетия писателям и ученым не получилось внести значимого вклада в его развитие этого направления научного знания. Для Дэвида Юма философия была смыслом всей его жизни.
Основные труды Дэвида Юма:
- «Трактат о человеческой природе»
- Сокращённое изложение «Трактата о человеческой природе»
- «Моральные и политические очерки»
- «О норме вкуса»
- «О простоте и изощрённости стиля»
- «Об утончённости вкуса и аффекта»
- «О трагедии»
- «О том, как писать эссе»
- «О возникновении и развитии искусств и наук»
- «О совершенствовании в искусствах»
- «О красноречии»
- «О налогах»
- «О деньгах»
- «О торговле»
- «О проценте»
- «О бессмертии души»
- «Исследование о человеческом познании»
- «Диалоги о естественной религии»
- «Об изучении истории»
- «Скептик»
- «Моя жизнь» (Автобиография)
- «История Англии»