Давид Давидович Бурлюк — краткая биография


Бурлюк Давид Давидович

ФИО: Бурлюк Давид Давидович
Дата рождения: 9 (21) июля 1882 г.
Место рождения: х. Семиротовка, Харьковская губерния
Знак зодиака: Рак
Деятельность: Поэт, художник
Дата смерти: 15 января 1967 г. (84 года)

Детство и юность

Давид Бурлюк родился на украинском хуторе Семиротовка (ныне – урочище Бурлюк Сумской области) 21 июля 1882 года. Отец, Давид Федорович, агроном-самоучка из крестьян, продал хутор и нанимался управляющим разных имений. Вместе с ним семья периодически переезжала, поэтому первенец Давид учился сначала в гимназиях Сумы и Тамбова, а в 1899 году поступил в казанскую художественную школу. Мать, Людмила Иосифовна Михневич, была дворянкой и увлекалась живописью, ее страсть к рисованию передалась не только старшему наследнику, но и сыну Владимиру и дочери Людмиле. В семье росли еще три ребенка: Николай, Надежда и Марианна. Николай стал поэтом.

В детстве брат случайно попал в глаз Давиду из игрушечной пушки, и будущему художнику пришлось жить со стеклянным глазом. В гимназии он налегал на иностранные языки, философию, немецкую литературу. За прекрасные сочинения учителя называли его «настоящим поэтом». В 1890-е годы мальчик начал сочинять первые стихи и прозу, подражая Гоголю и Аксакову. Ориентирами для него были также Чехов, Пушкин, Лермонтов, Толстой. Тогда же начал копировать пейзажи, а с 1897 года – наброски лиц и фигур.

Давид Бурлюк в молодости

Давид Бурлюк в молодости

Творческая биография

  • 1900 – В связи с назначением отца переехал на юг Украины. Очарованный красотой Днепра и Черного моря, написал около 300 этюдов. За один из них получил первый приз в Казанском училище в следующем году. С сентября начал учиться в Одессе.
  • 1901 – Стал регулярно писать стихи.
  • 1902-1904 – Учился в Мюнхенской академии, посещал школу А. Ашбе, а затем и занятия художника Ф. Кормона в Париже.
  • 1905 – Подружился с харьковскими художниками и несколько лет регулярно посылал работы на выставки их общества.
  • 1907-1908 – Сошелся с левыми художниками и начал выставлять свои полотна в Москве и Санкт-Петербурге.
  • 1909 – Окончил полный курс в Одесском художественном училище.
  • 1911-1914 – Жил в Москве, учился в МУЖВЗ, где подружился с В. Маяковским. Из-за отсутствия глаза его не призвали на 1-ю мировую войну, и он писал картины и стихи, участвовал в авангардных выставках, сотрудничал с газетами. Был участником 1-й футуристической группы «Гилея» (ее также называли «кубофутуристами» и «будетлянами»), печатался в ее сборниках «Садок судей» (1913), «Рыкающий Парнас» (1914). Входившая в нее молодежь из художников и поэтов отрицала эстетические вкусы символистов.
  • 1912 – Издал «Дикие» России». Вместе с В. Маяковским, В. Хлебниковым и А. Крученых был автором сборника «Пощечина общественному вкусу» и одноименного манифеста, призывавшего к отрицанию классиков и выходу искусства за их тесные рамки.
  • 1914 – За будоражившие общество публичные лекции, доклады и участие в диспутах по кубизму в живописи и футуризму в поэзии исключен из училища. Был издателем «Первого журнала русских футуристов». Но в печати появился лишь первый сдвоенный номер.
  • 1915 – Познакомился с А.М. Горьким, поклонником творчества которого был всю жизнь. Переехал в поместье жены на станции Иглино Уфимской губернии, где за 2 года написал около 200 картин, в том числе «Татаре» и «Люди каменного века» (обе 1916 года), «Храм Иисуса» и «Бочка Данаид» (обе 1917 года).
  • 1918-1920 – С В. Маяковским и В. Каменским разъезжал по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку с поэтическими концертами, лекциями, выставками. В Златоусте издал дебютный сборник стихотворений «Лысеющий хвост» (1918).
А.А. Шемшурин, Д.Д. Бурлюк , В.В Маяковский

А.А. Шемшурин, Д.Д. Бурлюк , В.В Маяковский

  • 1920 – Уехал в Японию, чтобы показать там отечественную живопись. Об этой стране написал книгу записей и заметок «Ошима», посвятив ее Горькому. Устраивал выставки, в которых показывались полотна Каменского, Малевича и других мастеров. За 2 года написал около 300 пейзажей.
  • 1921 – Написал книгу заметок и повесть «Филонов», которую издал в своем журнале в 1954 году. Опубликовал сборник стихов «Восхождение на Фудзи-сан».
  • 1922 – Накопив денег для переезда в США, получил визу и отправился с семьей в Нью-Йорк. Пробиваясь к известности, зарабатывал лекциями о жизни в СССР и сотрудничеством с просоветскими газетами. Через несколько лет получил американский паспорт.
  • 1923-1940 – Работал в просоветской газете «Русский голос», освещая в стихотворениях, репортажах, очерках, фельетонах жизнь русских переселенцев и литературный процесс, происходящий в советской России. В издательстве жены выпустил поэму «Толстой. Горький» (1928-1928), «Десятый Октябрь: поэму» (1928), книги «Энтелехизм»: Теория. Критика. Стихи. Картины. (1907-1930)» и «Рерих: (Жизнь. Творчество) (1917-1930)» (обе 1930), сборник стихотворений «1/2 Века: (Издано к пятидесятилетию со дня рождения поэта)» (1932). Через возвращающегося в 1925 году на Родину Маяковского передал в Россию написанные в Японии картины «Японка» и «Сажальщица риса». Создал картины «Рабочие» (1923-1924), «Приход механического человека» (1926-1927).
  • 1931-1967 – Выпускал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), в котором акцент был на самопродвижении у англоязычной публики: в большинстве номеров печатались фрагменты биографии, его статьи и репродукции, в критических обзорах подчеркивалась уникальность и прогрессивный характер творчества и принадлежность к авангарду. Акцентировалось внимание на сближении направления его произведений с европейским экспрессионизмом и американской культурой. Надеясь быть услышанным на Родине и оставаться в роли проводника советского искусства в США, часть материала печатал на русском языке, в том числе просьбы присылать случаи упоминания в печати течения футуризма или имени «Бурлюк». Знакомил англоязычных читателей и с современным искусством США, и с искусством русских музыкантов, поэтов, художников. Также размещал рекомендации написания стихотворений, их продвижения, публикации и продажи.
  • 1929 – Опубликовал «Воспоминания футуриста» о ключевых аспектах своей деятельности за 20 лет с начала века.
  • 1940 – Материальное положение Бурлюка стало достаточно прочным для того, чтобы оставить газету и заниматься только живописью.
  • 1949 – Совершил с женой путешествие по южной Франции, изучая творчество Ван-Гога.
  • 1956 – Ездил в Париж и СССР, при этом с трудом находил общий язык со старыми приятелями К. Чуковским и Н. Асеевым из-за оппозиции футуризму властвующего в Советском Союзе социалистического реализма. После возвращения пытался укрепить контакты с коллегами и друзьями на Родине. Но они опасались связей с эмигрантом, да и сказывалась пропасть различий в оценках событий в искусстве и мире в целом. Тем не менее переписка с советскими людьми продолжалась.
  • 1965 – Новая поездка в СССР.
  • 15 января 1967 – Умер в г. Хэмптон-Бейз.
  • 24 мая 1967 – Назван членом американской Академии искусств и литературы.
Давид Давидович Бурлюк

Давид Давидович Бурлюк

Семья

В детстве Давид дружил с Марией Никифоровной Еленевской, которая затем часто была натурщицей для его картин. В марте 1912 года они обвенчались. В 1913 и 1915 году семья пополнилась сыновьями Давидом и Николаем.

С женой Марией и детьми Давидом и Николаем

С женой Марией и детьми Давидом и Николаем

В США было создано семейное издательство М.Н. Бурлюк, предназначавшееся для издания работ мужа – иллюстратора, художника-оформителя, публициста и писателя. В выпусках журнала «Цвет и рифма» (на английском языке) участвовали и их дети. Давид стал архитектором и скульптором, а Николай – живописцем и журналистом.

С женой Марией в старости

С женой Марией в старости

Отец русского футуризма

Ярчайшего представителя эпохи Первого русского авангарда (начала ХХ века) Давида Бурлюка называли «фельдмаршалом русского футуризма», «американским Ван Гогом», наставником молодых талантов. Новатор в графике, живописи, поэзии, организатор диспутов, издатель, теоретик и критик искусства, он написал более 20 000 полотен, хранящихся по всему миру. Во многом благодаря его таланту творца и организатора футуризм выдвинулся в авангард русской и европейской культуры.

Давид Бурлюк

Давид Бурлюк

По семейному детищу Бурлюков «Color and Rhyme» можно проследить путь преодоления неизвестности в эмиграции и энергичность, позволившую художнику занять выдающееся место в искусстве Японии, России и Америки.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *