Полное имя: | Ашиль-Клод Дебюсси |
Дата рождения: | 22 августа 1862 г. |
Место рождения: | Сен-Жермен-ан-Ле, Франция |
Знак зодиака: | Лев |
Деятельность: | Композитор |
Дата смерти: | 25 марта 1918 г. (55 лет) |
Клод Дебюсси — известный французский композитор-импрессионист XIX-XX вв. Приобрёл известность благодаря своему оригинальному музыкальному стилю, идущему вразрез с принятой в то время академической музыкальной культурой.
Детство и юность будущего музыканта
Ашиль-Клод Дебюсси (полное имя композитора) родился 22 августа 1862 г. в пригороде Парижа. Отец Клода владел небольшим посудным магазином, который вскоре продал, и семья переехала в Париж.
Вскоре мать увезла сына в Канн, подальше от начавшейся Франко-прусской войны. Там, начиная с 1870 г., мальчик учится играть на фортепиано.
Вернувшись в Париж, он продолжил занятия у ученицы самого Шопена, Антуанетты де Флервиль.
В 1872 г. поступил на учёбу в класс фортепиано Парижской консерватории к Антуану Мармонтелю, известному пианисту. Другой именитый преподаватель, Альбер Лавиньяк, преподавал сольфеджио, а органом юный студент занимался с Сезаром Франком.
Учеба в консерватории и становление композитора
Дебюсси учился хорошо, хоть и не обладал особыми талантами.
- На пятый год учёбы получил вторую премию за исполнение на фортепиано сонаты Шумана.
- Имел конфликты в консерватории с преподавателем гармонии и аккомпанемента, который не выносил эксперименты своего ученика.
- Любимым предметом Клода была композиция. Её преподавал Эрнест Гиро, профессор и член Академии Изящных Искусств.
- В класс Гиро он попал после путешествия по Италии и Швейцарии, во время которого работал учителем музыки и домашним пианистом в доме богатой русской меценатки Надежды фон Мекк.
- Следующие два летних сезона Дебюсси провёл в её подмосковном имении Плещеево. В России он познакомился с русской музыкой, что обогатило его музыкальный кругозор.
- Со своей покровительницей молодой человек путешествовал по Европе, но вскоре лишился расположения, неосторожно влюбившись в одну из её дочерей.
- До матери дошли слухи, что в 1913 г. на концерте в Москве Клод посвятил одно из произведений Соне. Такую вольность аристократка не простила, и разжалованный наставник был выслан назад в Париж.
- В Париже надо было искать заработок. Известная меломанка мадам Моро-Сенти взяла его аккомпаниатором в свою вокальную студию. Там Клод завёл хорошие знакомства, открывшие ему мир парижской богемы. Учёбу в консерватории он продолжал.
- В 1883 г. кантата «Гладиатор» была удостоена второй Римской премии, а в 1884 г. кантата «Блудный сын» взяла Большую Римскую Премию. Все лауреаты поехали в Рим на виллу Медичи, где им предстояло жить и работать два года.
- Клод этого не хотел, но всё-таки поехал, опоздав на два месяца. Неслыханное нарушение! Получил премию, но не хочет её оправдывать и отрабатывать. И старые конфликты с Академией вновь обострились.
- Молодой композитор был зол и растерян. Он и так с трудом выдерживал традиционный академический стиль, тяготивший его всегда. К тому же, обладая вспыльчивым характером и злопамятностью, теперь он твёрдо решил отходить от надоевшего традиционализма и искать свой стиль.
Творчество и поиск своего стиля
В Риме Клоду не нравилось, но именно здесь в его творчестве наметились черты индивидуальности. Он отослал в Париж свежую кантату «Зюлейма», а ещё через год сюиту из двух частей «Весна».
- Академия подвергла критике оба творения и обвинила своего воспитанника в потере музыкального рисунка и формы, в злоупотреблении музыкальным колоритом. Именно эта критика в 1886 г. впервые обозначила новаторство и, собственно, импрессионизм, в музыке.
- Через несколько лет для концерта в Академии взяли произведение «Дева», но не взяли «Весну», что привело Дебюсси в бешенство. Он предъявил ультиматум и вызвал скандал. В итоге отказался участвовать в концерте и разорвал отношения с Академией.
- Продолжая творческие изыскания, Клод Дебюсси попал под влияние творчества Рихарда Вагнера и Модеста Мусоргского. Потом посетил Всемирную выставку в Париже и слушал там экзотические оркестры. Новые формы музыки он искал повсюду.
- В 1890 г. начал работу над оперой «Родриг и Химена», но не закончил. Познакомился с Эриком Сати, пианистом из трактира на Монмартре. Это знакомство стало определяющим для потерявшего себя композитора. Его захватили сочинения и необычные импровизации Сати. Слегка грубоватые и не очень профессиональные, они объединили двух молодых людей своей оригинальностью, сдружив их почти на четверть века.
- Вероятно, академический груз скорее мешал и тяготил, в то время как уличный тапёр Эрик Сати был свободен от этой тяжести. Он, как истинный француз, был пропитан идеями свободы.
- Именно Сати смог донести до мышления Клода Дебюсси способ достижения выразительности и легкости, и это наконец открыло путь к своему стилю.
- В 1893 г. Дебюсси делал наброски для новой оперы — «Пеллеас и Мелисанда», а годом позже поймал вдохновение и написал симфоническое произведение «Послеполуденный отдых фавна». Оно и стало первым образцом импрессионизма, нарождающегося музыкального течения.
Личная жизнь и проблемы со здоровьем
В 1899 г. композитор женился на парижской манекенщице Розали Тексье, и сразу же завёл отношения с другой женщиной, Эммой Бардак. Она была матерью мальчика, которому он давал уроки музыки. Образованная и разносторонне развитая женщина, она очаровала композитора.
В итоге, в 1904 г. влюблённые бросили своих супругов и уехали на север Франции, а потом в Англию. В этот период Дебюсси пишет пьесу для фортепиано «Остров радости» и своё самое значимое сочинение для симфонического оркестра «Море».
Эмма и Клод развелись с первыми супругами и поженились. В 1905 г. у них родилась дочь Клод-Эмма.
Дочку Дебюсси любил и баловал, дав ей забавное прозвище «Шушу». Для неё он написал цикл фортепианных пьес и свой последний балет («Детский уголок» и «Ящик с игрушками»).
Семья испытывала проблемы с деньгами. Отец семейства был уже немолод, но заботился о семье как мог. Он много гастролировал и играл на концертах. Пришлось взяться за дирижёрскую деятельность, которую он не любил и избегал.
С 1901 г. периодические издания выпускали его остроумные рецензии о музыкальной жизни (после смерти вышли в сборнике «Господин Крош — антидилетант»). В тот непростой период было создано большинство сочинений для фортепиано.
Последние годы жизни Клод Дебюсси боролся с раком, а 25 марта 1918 г. умер.
Влияние на музыку 19-20 веков
Имя Клода Дебюсси вошло в историю музыки и композиторского искусства. Он стал основоположником импрессионизма — музыкального стиля на стыке 19 и 20 веков. После его смерти импрессионизм стал развиваться как отдельное музыкальное направление.
Не каждый композитор в своей жизни находит свой собственный стиль, хотя мечтают об этом наверно все. Клод Дебюсси его нашёл и оставил для будущих поколений.