Биография Дмитрия Кабалевского


Кабалевский Дмитрий Борисович

ФИО: Кабалевский Дмитрий Борисович
Дата рождения: 30.12.1904
Место рождения: Санкт-Петербург
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Композитор, дирижёр, пианист, педагог
Дата смерти: 14.02.1987 (82 года)

Детство и юность

Дмитрий Борисович Кабалевский (30.12.1904 — 14.02.1987) – классик музыкальной педагогики, яркий пример композиторства для юношества. Родился в Петербурге. В семье государственного работника и домохозяйки.

Дмитрий с отцом и сестрой

Дмитрий с отцом и сестрой

Дмитрий Кабалевский был одаренным ребенком, но продолжительные упражнения на инструменте ему казались скучными и неинтересными. Однако, после переезда в Москву, он воспылал особой любовью к искусству. Получил образование в музыкальной школе и техникуме имени Скрябина. После этого продолжил обучение в Московской консерватории, закончил ее с отличием.

Дмитрий в молодые годы

Дмитрий в молодые годы

Краткая биография

  1. 1927 считается отправной точкой его авторской деятельности, когда были опубликованы некоторые произведения и научные труды.
  2. С 1932 года преподавал в МГК имени П. И. Чайковского, позже стал профессором.
  3. Среди сочинений этого периода особо выделяются: посвященные теме революции три симфонии и «Поэма борьбы». Также, он писал для кинолент («Антон Иванович сердится») и театра («Школа Злословия», «Мадам Бовари»). Завершением предвоенного ознаменовано знаменитое творение – опера «Мастер из Кламси» («Кола Брюньон») по одноименному произведению Ромена Роллана. Тема эстетического воспитания стала основной в публикациях: «Из пионерской жизни», «30 детских пьес».
  4. В 1941 в связи с эвакуацией переехал в Свердловск.
  5. После эвакуации в Свердловск, Кабалевский обратился к актуальной теме патриотизма. Так появились песни на слова Е. Долматовского.
  6. После того, как Дмитрий Борисович совершил поездку в Ленинград, охваченный войной, родилось знаменательное творение – «24 прелюдии для фортепиано», где использовались народные мотивы, переосмысленные автором. Окончена работа над сюитой «Народные мстители» и оперой «В огне», где нашли отражение современные и актуальные тому времени художественные идеи.
  7. 1940—1946 — главный редактор издания «Советская Музыка».
  8. Автор все еще обращается к мотивам военного времени: во Втором струнном квартете, многих песнях, во Второй и Третьей сонате. Кульминацией военных образов стала опера «Семья Тараса» по повести Б. Горбатова «Непокоренные», которую Кабалевский писал до 1950-го года.
  9. В 1952 году завершена знаменитая Триада. Последний из трех концентов выстроен из песен, которые поются пионерами, и предназначен для исполнения школьниками.
  10. В 1955 году выпущен вокальный цикл, вдохновленный творениями Шекспира и музыка к постановке «Ромео и Джульетта». Творчество английского драматурга так вдохновило композитора, что он оформил наработанный материал из спектакля в цикличную форму, озаглавив: «Музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра». В этот же период опубликованы Четвертая симфония, «Песни утра, весны и мира» и оперетта «Весна поет», где главенствует образ юношества.
  11. 1953 — член Советского комитета защиты мира.
  12. 1956 — член Коллегии Министерства культуры СССР.
  13. 1961 — член Совета директоров ИСМЕ, президент Советской секции ИСМЕ.
  14. 1969 — председатель научного совета по эстетическому воспитанию при Президиуме АПН СССР.
  15. 70-е и 80-е годы были не очень продуктивными. Кабалевский огромное количество времени удаляет общественной работе и выступлениям с докладами и сообщениями на различных мероприятиях. В этот период созданы «Пражский» фортепианный концерт, «О родной земле» и цикл «Время».

И это только краткий перечень сочинений композитора.

Дмитрий в годы творчества

Педагогическая деятельность

Центральной темой сочинений Кабалевского были молодежь и детство. Работая в школе, он ощутил острую нехватку материала, способного раскрыть мир музыки перед учащимися таким, каким его видел композитор. Этот пробел Дмитрий Борисович решил восполнить самостоятельно.

Он приложил много сил, чтобы организовать музыкальное образование в стране, вывести его на более высокий уровень. Эстетическое воспитание он считал основой нравственности молодого поколения. В детских лагерях Дмитрий Борисович проводил беседы с ребятами, позднее они легли в основу его публицистических трудов.

Многие учителя музыкальных и искусствоведческих дисциплин и сегодня опираются на пособия «Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники», выстраивая обучение как стройную систему представлений о жанрах и формах, средствах музыкальной выразительности.

Благодаря практике преподавания в столичной общеобразовательной школе, Кабалевский смог проверить авторские теоретические разработки. В течение семи лет совместно с педагогами была апробирована программа общего музыкального образования и воспитания.

Наследие автора можно разделить на два направления: музыка для слушания и индивидуального исполнения.  В его «программных» произведениях главенствует тема школьной жизни, а ярким образцом непрограммной музыки стала его знаменитая триада концертов, посвящённая советской молодёжи, которая является образом целостности и равновесия.

Преподавание музыки

Личная жизнь

О личной жизни Кабалевского известно мало. Он мало с кем откровенничал и своих биографов выбирал с особым пристрастием. Ранний и недолговечный союз с Эдвардой Иосифовной Блюман подарил ему сына.

С первой женой и сыном

С первой женой и сыном

Вторая жена – Лариса Павловна Чегодаева – стала ему близким соратником. В этом браке появилась дочь Мария.

Со второй женой

Со второй женой

Некоторые современники отмечают, что Дмитрий Борисович был «трудным» человеком, хотя, возможно, за трудность принималась его работоспособность, принципиальность и целеустремлённость. Последние месяцы его жизни были наполнены разъездами, чередующиеся с частыми пребываниями в больнице.

14 февраля 1987 года, по пути с мероприятия «За безъядерный мир, за выживание человечества», Кабалевский ушел из жизни.

Заключение

Кабалевский всю свою энергию и весь свой талант направлял на укоренение истины: «прекрасное порождает доброе». Программа музыкального образования, разработанная им, оказала огромное влияние на педагогику не только нашей страны, но и за ее пределами. Он укоренил в педагогике мысль, что искусство — это не забава, а инструмент влияния на детские умы и часть культуры каждого народа.

Чувство личной причастности ко всему, что происходит в современной жизни, — одна из основных черт композиторского облика Д. Б. Кабалевского. Значительный вклад Д. Б. Кабалевского в развитие не только отечественной, но и мировой культуры неоспорим. Его имя во всем мире прочно связано с педагогикой и молодым поколением. Детская музыка Кабалевского – самобытная, идейная – крайне расширила репертуар музыкальных школ и училищ того времени, при этом, оставшись актуальной по сей день.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *