Аввакум Петров — краткая биография


Аввакум Петров

Полное имя: Аввакум Петров (Петрович)
Дата рождения: 25 ноября (5 декабря) 1620 г.
Место рождения: с. Григорово, Нижегородский уезд
Знак зодиака: Стрелец
Деятельность: Священник, протопоп, писатель
Дата смерти: 14 (24) апреля 1682 г. (61 год)

Протопоп Аввакум Петров – яркая и знаковая личность в российской истории. Священник из Нижегородского края не побоялся выступить против церковных реформ и стал идейным вдохновителем раскола. По приказу царя сослан в заполярный город Пустозерск и казнен. Почитался ревнителями «старой веры», в старообрядчестве причислен к святым.

Аввакум Петров

Аввакум Петров

Детство и юность

Аввакум появился на свет 25 ноября 1620 года в селе Григорово, которое находилось в Закудьминском стане (по названию местной реки Кудьмы) Нижегородского уезда. Сейчас это Большемурашкинский район Нижегородской области.

Отец мальчика Петр Кондратьев был небогатым приходским священником, часто прикладывался к «хмельному зелью» и умер рано. Ключевую роль в становлении личности Аввакума сыграла строгая и богобоязненная мать, которая стала для него примером духовной чистоты.

Аввакум Петров

Аввакум Петров

Краткая биография

  1. В 1642 году Аввакум получил чин диакона, а через два года стал священником, как и отец. Вскоре о нем пошла молва, как о строгом и непримиримом батюшке, который ругал прихожан ха грехи, не давая им спуску ни в храме, ни на улице.
  2. Аввакум не терпел праздность и был противником развлечений. Известен случай, когда он бросился с кулаками на уличных скоморохов с дрессированными медведями.
  3. Несмотря на суровый нрав, Аввакума уважали за честность и требовательность не только к другим, но и к себе. К нему шли и бедняки, и богачи, в надежде получить благословение и совет.
  4. Аввакум часто становился защитником обездоленных. Он пытался помочь вдове, у которой богач отобрал дочь, был бит за это его слугами, но не отступил от своих принципов.
  5. К священнику часто обращались для исцеления лишившихся рассудка. В те времена считалось, что сумасшедшие люди одержимы бесами. Аввакум успешно лечил душевные болезни, при этом страждущие даже жили у него дома.
  6. Но обличение пороков нравилось не всем, тем более, что строгий батюшка стыдил не только прихожан, но и священников, если они, по его мнению, плохо исполняли церковные каноны.
  7. В 1648 году конфликт с воеводой Василием Шереметьевым чуть не стоил Аввакуму жизни. Во время путешествия по Волге он захотел встретиться со священником, о котором был много наслышан. Шереметьев потребовал благословить его сына Матвея, но Аввакум отказался, аргументируя это «блудоносным» видом молодого человека, который не носил бороды.
  8. Воевода в ярости приказал утопить Аввакума. Его спасли рыбаки, которые чудом оказались поблизости.
  9. Дважды Аввакуму с семьей приходилось уезжать в Москву, спасаясь от угроз паствы. В столице он вступил в Кружок ревнителей благочестия, где познакомился со своим будущим врагом Никоном, который тогда был еще в чине митрополита. Аввакум проявил себя как книгоиздатель, принимая участие в «книжной справе» и был лично знаком с царем Алексеем Михайловичем.
  10. В 1652 году Аввакума перевели в храм Юрьевца-Повольского в чине протопопа, но и там он долго не продержался и был вынужден возвратиться в Москву, где служил в Казанском соборе. Аввакум продолжил книгоиздательскую деятельность. Вскоре Никон, который к тому времени стал патриархом, решил печатать церковные книги по греческим первоисточникам. Русские справщики стали не нужны, так как не владели греческим языком.
  11. Аввакум был возмущен, он считал, что богослужебные книги должны печататься только по древнерусским рукописям. Он подал челобитную царю с жалобой на самоуправство Никона. За это в 1653 году протопоп был заключен в подвал Андрониковского монастыря. Далее последовала ссылка в Тобольск.
  12. В Сибири Аввакум упорно продолжал критиковать реформы Никона. За пропаганду старообрядчества он был отправлен в Енисейск, а потом несколько слет скитался по Забайкалью вместе с отрядом воеводы Пашкова. Там у него погибло двое сыновей.
  13. Пашков отличался крутым нравом, и Аввакум признавался, что «неизвестно, кто кого мучил». Протопопа неоднократно наказывали за неповиновение, бросали в промерзший сруб, морили голодом, но он не сдался.
  14. В 1663 году патриарх Никон тоже оказался в опале. Царь предложил Аввакуму вернуться в Москву. Но протопоп не собирался менять свои убеждения и продолжал «резать правду-матку», призывая креститься двумя перстами, а не тремя. Бунтарство не понравилось властям, и Аввакума отправили в Архангельскую область.
  15. В 1663 году протопопа снова пытались вернуть в Первопрестольную. Царь надеялся, что страдания сделают его покорным. Однако Аввакум не сдался, его бунтарский дух остался несгибаемым. Его лишили сана. В ответ мятежный Аввакум предал анафеме церковных деятелей.
  16. В 1667 году Аввакума отправили на Крайний Север, в город Пустозерск, как закоренелого преступника. Его посадили в яму, выкопанную прямо в мерзлой земле. В этой земляной тюрьме Аввакум провел 15 лет на хлебе и воде. Даже охране строго-настрого запрещено было подходить к яме.
  17. Нечеловеческие условия содержания не помешали узнику написать в 1672-1675 годах в заточении книгу о своей жизни «Житие протопопа Аввакума». Александр Сергеевич Тургенев говорил, что это произведение необходимо прочитать каждому писателю. В книге протопоп называет себя «многострадальным узником темничным, горемыкой, нужетерпцем».
  18. Даже в земляной яме опальный протопоп рассылал проповеди с суровой критикой никоновских реформ. Всех его ближайших соратников уже казнили, но Аввакума оставили в живых.
  19. В 1676 году царем стал его сын, Федор Алексеевич. Аввакум все еще надеялся на отмену реформ и написал новому правителю челобитную, в которой осудил его отца за то, что на нем «печать антихристова» и утверждал, что те, кто крестится тремя престами, поклоняются «зверю двоерогому — бесу». Дерзкое послание возмутило царя, и он приказал казнить Аввакума.
  20. В 1682 году протопоп был сожжен в срубе заживо вместе с тремя сподвижниками «за великую хулу на царский двор». Накануне он раздал свои книги и переоделся в чистое. Аввакум был спокоен, он считал, что огонь «очистит его от скверны.»
  21. В 1991 году на месте казни установлен крест, а в 2012 – часовня. Памятник Аввакуму находится в его родном селе Григорове.
Миниатюра XIX века. Боярыня Морозова навещает Аввакума Петрова в тюрьме

Миниатюра XIX века. Боярыня Морозова навещает Аввакума Петрова в тюрьме

Личная жизнь

Аввакум Петров был женат на осиротевшей дочери кузнеца Анастасии Марковне. В семье родилось 5 сыновей и три дочери.  Жена стала Аввакуму надежной опорой в его многострадальной жизни, всегда поддерживала и сопровождала его в опале.

Во время нахождения мужа в Пустозерске Анастасия Марковна отправляла ему передачи. Вскоре ее и двоих сыновей арестовали за пособничество староверам и в 1670 году посадили в земляную яму. Даже попытка раскаяния не помогла. Аввакум называл их заточение «без смерти смертью».

Анастасию Марковну освободили в 1693 году. Она пережила мужа на 28 лет и умерла на 87-ом году жизни.

Cтарообрядческая икона c мученичеством Аввакума

Cтарообрядческая икона c мученичеством Аввакума

Значимость

Протопоп Аввакум Петров считается выдающимся церковным деятелем, борцом «за чистоту веры», идеологом раскола. У него было немало последователей. Перу Аввакума принадлежит 43 богословских произведения нравственно-аскетического содержания.

Аввакума считают ярким представителем русской национальной культуры. Особенно почитают его последователи – старообрядцы.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *