ФИО: | Павлова Анна Павловна |
Дата рождения: | 31 января (12 февраля) 1881 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Балерина |
Дата смерти: | 23 января 1931 г. (49 лет) |
Таинственное происхождение
Тайна рождения окутывает появление на свет великой русской балерины Анны Павловой. По всем официальным данным родителями Анны были Любовь Фёдоровна и Матвей (Шабетай) Павлович Павловы. Любовь Фёдоровна была швеёй, иногда подрабатывала прачкой в богатых домах. Матвей Павлович был отставной солдат лейб-гвардии Преображенского полка.
На самом деле, биологическим отцом Анны Павловой являлся известный московский банкир, в прошлом купец первой гильдии, Лазарь Соломонович Поляков, еврей по происхождению. Любовь Фёдоровна служила в доме Поляковых, но потом загадочно исчезла, видимо в связи с беременностью. Впоследствии, она, перед самыми родами, вышла замуж, чтобы ребёнок не появился на свет незаконнорожденным, поскольку незаконнорожденный ребёнок никогда бы не смог поступить ни в одно престижное учебное заведение.
Сама Анна никогда не вспоминала о своём отце, даже отчество она предпочла носить не Матвеевна, а Павловна, по своей фамилии. Когда Аня подросла, отец вскоре умер, но семья никогда ни в чём не нуждалась. Любовь Фёдоровне был выдан специальный документ, в котором говорилось, что она имеет право проживать в любом месте, тогда как солдатки имели право жить только вместе с мужьями, в полковых казармах. Вскоре она стала хозяйкой небольшой прачечной.
Когда Анна стала знаменитой и уже выступала на сцене Мариинки, законный сын Лазаря Полякова утверждал, что это его сводная сестра. Скорее всего, банкир спрятал свою красавицу любовницу, уже беременную, выдал замуж, поскольку сам был женат и не мог дать ребёнку своё имя и фамилию. Однако, всё время, до самой своей смерти (1914 г.), Лазарь Соломонович тайно заботился о своей дочери. Анна Павлова разрешила огласить имя своего настоящего отца только после своей смерти.
Детство и юность
Анечка Павлова родилась семимесячной, болезненной девочкой. Заботливая бабушка выходила свою внучку, несколько месяцев она кутала малышку в тёплую вату и поила из рожка молоком. Любовь Фёдоровна часто возила дочь в Петербург, именно тогда Аня впервые попала в театр, на балет. Это искусство так поразило маленькую девочку, что после очередного просмотра, а именно спектакля «Спящая красавица», она утвердилась в желании стать балериной.
Девочка часто часами простаивала под окнами Императорского хореографического училища, наблюдая за репетициями маленьких танцовщиц. Мать решила, что по росту и своей хрупкой конституции Аня вполне подходит для балета. Впервые она привела дочь на экзамен в балетную школу в восьмилетнем возрасте. Педагоги посмотрели на болезненную и малокровную абитуриентку и не приняли, искусство балет требовало больших сил и способностей. Аня снова держала экзамен в 10 лет и была принята, по непроверенным данным этому поспособствовал один из самых богатых и влиятельных людей Москвы — Лазарь Поляков.
Аня стала лучшей ученицей в классе, она репетировала по 8 часов в день. Однажды, юная Анна Павлова, как самая талантливая, участвовала в выступлении перед царской семьёй. Педагогами юного дарования стали Екатерина Вазем и Александр Облаков. Екатерина Оттовна отпаивала рыбьим жиром свою хрупкую ученицу.
Аня закончила хореографическое училище с отличием в 1898 году, а в 1899 году была принята в труппу Мариинского театра оперы и балета. Молодую танцовщицу сразу заметил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа, она была лёгкая, как пушинка и вдохновляла балетмейстера. Он выдвигал Павлову на главные роли в своих постановках («Камарго», «Тщётная предосторожность», «Спящая красавица», «Эсмеральда», «Жизель»), поэтому минуя кордебалет и второстепенные роли Павлова сразу попала на афиши Мариинки в па-де-де и па-де-труа.
Павлова уступала в технике исполнения знаменитым Матильде Кшесинской, Тамаре Карсавиной и Ольге Преображенской, но была неподражаема в прыжках и арабесках, особенно, удивительно нежно импровизировала и как будто порхала над сценой. Джорж Баланчин писал «У Павловой один учитель – Бог». Никто не может дать больше того, что даровано природой.
Постоянным партнёром Анны Павловой стал Михаил Фокин, в дальнейшем ставший хореографом. Одной из первых постановок начинающего балетмейстера был дивертисмент «Виноградная лоза» на музыку Рубинштейна. Фокин многие годы поддерживал творческое сотрудничество с балериной и дружил всю оставшуюся жизнь.
Восхождение к славе
Успешная карьера русской балерины развивалась стремительно. Молодая талантливая балерина покорила зрителей и всех своих коллег по цеху, ей не было равных.
- В 1906 г. – исполнила партию Царицы виноградных вин в «Виноградной лозе».
- В 1907 г. – исполнила, поставленную для неё Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь», впоследствии известную под названием «Умирающий лебедь». В этом же году станцевала Актею в «Эвнике», Сильфиду в «Шопениане».
- В 1908 г. — исполнила партию Вереники в «Египетских ночах».
- В 1908 г. – первые зарубежные гастроли по Европе с партнёром Адольфом Больм.
- В 1909 г. – партия Армиды в «Павильоне Армиды», Таор в «Клеопатре».
- В 1910 г. – ушла из Мариинки и стала заключать собственные контракты за границей. В Лондоне исполнила главную партию в «Жизели».
- В 1910 г. — месяц выступала на сцене Нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Гастролировала в Балтиморе, Бостоне, Филадельфии.
- В 1911 г. – участвовала в турне по Англии, Ирландии и Шотландии с партнёром Л. Новиковым.
- В 1913 г. – последнее выступление на сцене Мариинского театра.
- С 1922 г. по 1929 г. – объездила с гастролями лучшие мировые сцены Японии, Китая, Австралии, Индии, Южной Америки, Новой Зеландии, Египта, Сингапура и мн. др.
Во время своих поездок Павлова часто посещала танцевальные школы и помогла многим талантливым танцовщицам пробиться на большую сцену, таким как Тамара Туманова, известная, впоследствии, актриса и хореограф, сделавшая карьеру в труппе Дягилева в Монте-Карло.
Успеху Павловой за границей способствовал знаменитый русский импресарио Сергей Дягилев. Он организовал Русские сезоны во Франции, к оперным номерам Дягилев добавил балет с участием Анны Павловой. Европейская публика немедленно оценила русское балетное искусство, и Павлова оказалась в ореоле мировой славы. Афиши с портретом Павловой в образе лебедя, работы художника Валентина Серова были эмблемой фестиваля, организованного С. Дягилевым.
В 1914 году русская балерина окончательно обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась. В начале 1-й мировой войны Анна организовывала выступления в пользу Красного Креста, после войны все вырученные средства отправляла в Россию для нуждающихся артистов Москвы и Петербурга. Великая русская балерина никогда не забывала о своей родине и всегда хотела вернуться.
Личная жизнь
Характер Анны Павловны был кротким, скромным, она всегда избегала внимания поклонников, не принимала подарки настойчивых обожателей. Балерина впервые открыла своё сердце богатому аристократу и дворянину Виктору Дандре. Сенатский советник снял для неё фешенебельные апартаменты с танцевальным залом в центре Петербурга, стал благодетелем и покровителем. Но о свадьбе речи не было, по происхождению Анна не подходила в жёны молодому богатому повесе. Она и сама это прекрасно понимала, поэтому вскоре оставила Дандре, покинув «золотую клетку».
Михаил Фокин помог балерине забыться в работе над новыми постановками. Уехав с гастролями за рубеж, балерина познакомилась с великим комиком Чарльзом Чаплином, но это были чисто платонические отношения и верная дружба.
Став примой всего мирового балета, уже богатой и состоявшейся женщиной, Анна Павловна не смогла изгнать из своего сердца образ Виктора Дандре. Узнав о его финансовых неприятностях, Анна оплатила все долги и выписала Дандре в Париж. По непроверенным данным они тайно обвенчались в 1911г. В Англии Павлова купила роскошное имение, где молодые и поселились. Муж заботился о ней, как о великой драгоценности.
Великая русская балерина, уход
Анна Павлова обладала колоссальным обаянием личности. Она в душе была настолько русской, что ни её чисто еврейская внешность, ни долгие годы проживания за границей не могли обмануть никого – это русская актриса. В каком бы танце или миниатюре Павлова ни появлялась – это производило неизгладимое впечатление на зрителей. Про неё говорили: «Она не создаёт сенсацию – она сама сенсация». Именно с этой неподражаемой воздушной балерины началась мировая слава русского балета, именно с её имени пошёл отсчёт самых высших достижений русской школы.
Анна Павлова всегда хотела вернуться в Россию и строила планы по своему возвращению. Но сбыться этому было не суждено. Балерина сильно простудилась на гастролях в Гааге, длительные репетиции в неотапливаемом зале дали свой результат – гнойный плеврит. Было решено сделать операцию по откачиванию жидкости из лёгких, но время было упущено. Великая русская балерина Анна Матвеевна Павлова скончалась 23 января 1931 года в Гааге. Урна с прахом балерины находится в Лондоне, в колумбарии крематория Голдерс-Грин. Рядом, впоследствии, упокоился прах её мужа Виктора Дандре. Ходят легенды, что перед самой смертью Анна попросила приготовить ей любимый костюм Лебедя, с которого началась вся её артистическая карьера.