Полное имя: | Низамиддин Мир Алишер |
Дата рождения: | 9 февраля 1441 г. |
Место рождения: | г. Герат, Государство Тимуридов |
Знак зодиака: | Водолей |
Деятельность: | Поэт, государственный деятель, суфий |
Дата смерти: | 3 января 1501 г. (59 лет) |
Детство и юность
Низамиддин Мир Алишер родился 9 февраля 1441 г. в Герате, столице провинции Хорасан государства Мавераннахр (ныне территория Афганистана), в семье богатого чиновника, служившего во дворце Тимуридов при султане Шахрухе. Отец — Гиязиддин Мухаммад Кичкине, упоминается, что он был дворянин и имел при этом военный чин. Имя матери история не сохранила, но есть предположения о том, что она была дочерью одного из претендентов на престол Кабула.
Алишер жил и учился в Герате, потом в Мешхеде и Самарканде. Воспитывался вместе с будущим султаном Хорасана, Хусейном Байкарой. С самых ранних лет Алишер находился в окружении людей искусства и высокой мысли, в доме его отца часто бывали известные поэты и философы. Ближайшие родственники Алишера писали стихи и играли на музыкальных инструментах.
Первые стихи ребенок выучил в три года, а собственные начал писать в пятилетнем возрасте. Родители придавали большое значение образованию сына. Еще В 1449 г., когда Алишеру было 8 лет, во время путешествия с родителями произошла встреча со знаменитым историком того времени Шарафаддином Али Язди, который высоко оценил развитость мальчика.
В 1453 г. умер отец Алишера, и мальчика, вместе с его другом Хусейном Байкарой, взял под опеку внук султана Шахруха, Абул Касим Бабур.
В 1457-1463 гг. Алишер учился в медресе в Мешхеде. Среди учителей Навои были Ардашер Сайид Хасан, и Джами — в дальнейшем — друг и единомышленник поэта. В 1456 г., в возрасте 15 лет, Алишер обрёл известность как поэт.
Этапы жизни и творчества
- В 1463 г. Алишер вернулся в Герат.
- 1465 г.: преследование со стороны султана Абу Саида и изгнание из Герата.
- В 1466–1469 гг. Алишер обучался в медресе ходжи Фазлаллаха в Самарканде. Занимался изучением логики, философии, математики.
- В апреле 1469 г. на придворном приеме преподнес Султану Хусейну оду «Новолунная».
- В 1469 г. назначен хранителем султанской печати.
- В июне 1469 г. личным активным вмешательством предотвратил гражданскую смуту в Герате.
- В 1472 г. стал визирем султана и получил титул эмира, после чего стал именоваться «Мир Алишер».
- 1483 г. — начало написания цикла поэм «Пятерица», задуманного как дань уважения одноименному циклу персидского поэта Низами Гянджеви, который творил за несколько столетий до Навои. В цикл входили произведения различных направлений и жанров поэзии. Среди них:
- Поэма на философско-публицистическую тему «Смятение праведных», с представлением авторской системы взглядов на общественно-политическое положение и изложением собственной религиозной и этической позиции.
- Поэма «Лейла и Меджнун» преобразует старинное арабское предание в возвышенный любовный гимн. В поэме «Фархад и Ширин», которая тоже является вольным переложением существовавшего предания, автор переносит акцент внимания с шаха Хосрова на богатыря Фархада, опираясь при этом на традиции народных сказителей. В этих двух поэмах цикла затрагивается проблема общественного неравенства и бедности, высказаны авторские религиозно-нравственные позиции, превозносятся высокие чувства.
- В поэму «Семь планет» Навои включил семь новелл-сказок, в которых иносказательно критикует правящую династию. В последней поэме «Искандерова стена» в облике Искандера Великого (Александра Македонского), используя традиционную для Востока форму жизнеописания этого исторического деятеля, Навои изображает идеального правителя.
- 1485 г. — окончание написания цикла «Пятерица».
- 1487 г. — Навои отходит от прямого участия в государственных делах столицы, будучи назначен на должность наместника Астрабадской области Хорасана (далее следует перечисление только литературных трудов).
- 1488 г. — исторический труд «История иранских царей».
- 1491–1498 гг. — филологические наблюдения «Собрания утончённых» (о современных Навои писателях).
- 1492 г. — трактат о литературе «Весы размеров».
- 1492 г. — биография Джами «Пятерица смятенных» (посвященная другу и наставнику Навои).
- 1493 г. — «Житие Саида Хасана Ардашера».
- 1494 г. — «Житие Пахлавана Мухаммада».
- 1495 г. — историческое сочинение «История пророков и мудрецов».
- Суфийские сочинения: «Дуновения любви» (1495 г.), «Жемчужина в поэзии» (1495 г.), «Сорок четверостиший» (1496 г.), «Свет ислама» (1498 г.).
- В 1498 г. Алишер Навои закончил составление сборника своих стихов под объединяющим заголовком «Сокровищница мыслей», включавшего 4 цикла газелей (особой краткой стихотворной формы) — «Чудеса детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». Всего в сборник вошло более 2600 газелей, а также другие традиционные стихотворные формы. Сборник содержит множество цитат и отсылок, крылатых фраз и мудрых мыслей.
- 1498–1499 гг. — работа «Письма».
- 1499 г. — сочинение о лингвистике «Спор двух языков». В нём Навои утверждает ценность тюркского языка в культуре и искусстве.
- 1499 г. — поэма-аллегория «Язык птиц» (другие названия «Парламент птиц», «Симург»), с изложением суфийской системы взглядов.
- 1500 г. — философско-дидактический труд «Возлюбленный сердец», посвященный описанию идеального общественного устройства.
- 1500 г. — Алишер Навои переселился жить в келью своего наставника-суфия. Состояние здоровья поэта ухудшилось.
- 3 января 1501 г. — Алишер Навои умер в родном городе Герате, после долгой болезни.
Сведения о личной жизни
Алишер Навои не имел жены и не оставил потомства, став добровольным аскетом. Он входил в известный орден дервишей-суфиев под названием Накшбандия, и не интересовался брачными отношениями.
Имеются сведения, что в юности Алишер и его друг, правитель Хусейн Байкара, полюбили одну и ту же девушку по имени Гюли, дочь ремесленника. Алишер, будучи высоконравственным человеком, добровольно отказался от своих притязаний в пользу друга, оставив Гюли в своей жизни лишь как источник высокого вдохновения для поэм.
Алишер Навои нелегко сходился с людьми, предъявляя дружеским отношениям слишком высокие требования, и многие современники не понимали такой принципиальности характера, принимая ее за высокомерие.
Деятельность и ее значение
Алишер Навои — поэт, выдающийся мыслитель и философ, общественный и государственный деятель, писавший на двух языках – тюркском и фарси (персидском). Он был исследователем и новатором во многих областях знаний, от математики до стихосложения. Считается основателем литературы для народов Центральной Азии, в особенности — для узбекского народа.
Навои с не меньшим мастерством писал стихи и на языке фарси, известны три его сборника: «Диван Фани», «Шесть необходимостей», «Четыре сезона года».
Изложил свои взгляды на историю и современность, мифологию, религию и философию, наилучшее устройство общества. Занимался развитием собственного города и провинции, и личными усилиями способствовал их процветанию, оказывал покровительство и поддержку деятелям науки и искусства. В период его правления в Герате расцвели искусства и культура, ремесленное производство (изготовление ковров и тканей, гончарное ремесло и ювелирное искусство). Было построено множество мечетей и медресе, суфийских обителей (ханаков), мавзолеев, мостов, дамб и водоемов. При этом реставрировались и старые здания.
Как пример просвещенного государственного деятеля, всегда стремился обеспечить мир и процветание своему народу, был сторонником умеренных политических действий, не приводящих к потрясениям. Философские гуманистические идеи он стремился привнести в литературу и в жизнь, придавая политике человеческое лицо.
Признание заслуг в истории
В наши дни Алишер Навои считается одним из великих деятелей культуры Среднего Востока, он оставил глубокий след в истории своего государства, оказал влияние на распространение и укрепление культурных традиций среди многих народов Центральной Азии.
При создании словаря и грамматики языка тюрки за эталон брались произведения Навои, как пример особой чистоты языковых форм.
Традиции, заложенные и развитые Алишером Навои в стихосложении, оказали влияние на поэтов Османской империи и Турции, Узбекистана, Ирана и других стран Центральной Азии.
Сегодня рукописи его трудов хранятся в библиотеках и музеях крупнейших городов мира —Лондона, Парижа, Санкт-Петербурга, Стамбула, Ташкента, Тегерана. Наследие Навои изучают филологи, лингвисты, философы, социологи, историки и востоковеды. Во многих городах мира существуют памятники Алишеру Навои, названы в его честь улицы и географические объекты.