Маресьев Алексей Петрович — краткая биография


Маресьев Алексей Петрович

ФИО: Маресьев Алексей Петрович
Дата рождения: 7 (20) мая 1916 г.
Место рождения: Камышин, Волгоградская область
Знак зодиака: Телец
Деятельность: Военный, летчик
Дата смерти: 19 мая 2001 г. (84 года)

Есть такие русские люди, чьи имена необходимо передавать из поколения в поколение, как священную реликвию. Патриотический подвиг Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева – это не просто глава жизни одного человека, это достояние, нравственный ориентир и гордость всего народа.

Летчик, перенесший тяжелое ранение и ампутацию ног, защищал небо родной страны от немецких захватчиков с мужеством достойным уважительного восхищения. Память о легендарном воине увековечена в хрестоматийном произведении «Повесть о настоящем человеке» и в благодарных сердцах россиян.

В годы войны

В годы войны

Детские и юношеские годы

Будущий прославленный летчик-истребитель родился в 1916 году в Камышине (Волгоградской области). Отец ушел из жизни рано (в 1919 году). Полученные в сражениях 1 мировой войны многочисленные ранения подорвали здоровье главы семейства. Мама, работавшая на заводе по обработке древесины, поднимала троих сыновей в одиночку. Алексей рос болезненным ребенком. После перенесенной малярии у мальчика развился ревматизм, проявляющийся сильными суставными болями.

В детстве

В детстве

После окончания средней образовательной школы Алексей продолжил обучение в техническом училище № 32 города Камышина. Получил профессию токаря и приступил к трудовой деятельности. Юноша с малых лет мечтал о небе. Дважды будущий знаменитый авиатор подавал документы в летное училище, и получал отказ по причине слабого здоровья.

Приблизиться к мечте удалось в 1934 году. Молодого человека направили по комсомольской путевке на строительство авиационного завода в город Комсомольск-на-Амуре. В свободное от работы время юноша посещал занятия в местном аэроклубе, и постепенно освоил азы летной профессии.

В 1937 году будущего героя призвали в армию. Алексей Петрович проходил службу на Сахалине в техническом отряде, обслуживающем одномоторные истребители. В 1939 году юношу направили на обучение в летное училище города Батайска. Осенью 1940 года он окончил военное учебное заведение в звании младшего лейтенанта, и остался служить инструктором. К началу войны Алексей Петрович был уже достаточно опытным пилотом, с немалым стажем тренировочных полетов.

В молодые годы

В молодости

Биографические даты

Важные события в жизни легендарного летчика:

  1. 20 мая 1916 г. – День рождения.
  2. 1932 г. – окончание технического училища в Камышине (приобретенная специальность – токарь)
  3. 1934 г. – участие в строительстве авиационного завода, освоение летной специальности в аэроклубе Комсомольска-на-Амуре.
  4. 1937-1939 гг. – солдат срочной службы авиационного технического полка на Сахалине.
  5. 1940 г. – окончание Батайского военного училища (присвоение звания младшего лейтенанта)
  6. 1941 г. – служба в 296 истребительном полку в составе ВВС Юго-Западного фронта.
  7. Август 1941 г. – первый боевой вылет.
  8. Весна 1942 г. – перевод в 580 авиационную часть Северо-Западного фронта.
  9. 1-3 апреля 1942 г. – сбил три транспортных самолета противника.
  10. 5 апреля 1942 г. – участие в воздушной операции по прикрытию советских бомбардировщиков. Управляемый летчиком самолет был подбит, и во время аварийной посадки рухнул на землю с большой высоты. Пилот получил тяжелые травмы, и все же смог добраться к своим, более 2 недель передвигаясь на израненных конечностях через болота и дремучие лесные массивы. На самолете раненого летчика отправили в Московский госпиталь (с заражением крови и развившейся на месте ран гангреной). Врачи спасли жизнь героическому авиатору, но вынуждены были провести операцию по ампутации ног.
  11. Апрель 1942 г. – присвоение лейтенантского звания.
  12. Июнь 1942 г. – награждение орденом Красного Знамени.
  13. Осень 1942 г. – реабилитационный период в госпитале для пациентов с ампутированными конечностями, а затем в Доме отдыха специального назначения. В реабилитационных центрах учился ходить на протезах, тренировался, готовясь вернуться к летной службе.
  14. Январь 1943 г. – после прохождения медицинской комиссии отправлен в Ибресинскую школу летчиков.
  15. Февраль 1943 г. – первый полет после ранения, получение разрешения вернуться на фронт.
  16. Лето 1943-1945 гг. – несение службы в составе 63 Гвардейского полка.
  17. Июль 1943 г. – сбил три немецких истребителя.
  18. 1943 г. – присвоение звания старшего лейтенанта.
  19. 1943 г. – награждение Орденом Ленина.
  20. Август 1943 г. – награждение Золотой Звездой и званием Герой Советского Союза.
  21. Апрель 1944 г. – возведение в чин капитана.
  22. Март 1945 г. – перевод из действующей части (по настоянию командования, желающего оградить от опасности известного на всю страну воина) в Главное управление по обучению и боевой подготовке кадров ВВС на должность летчика, инспектирующего деятельность летных училищ.
  23. Начало 1946 г. – присвоение звания майора.
  24. Лето 1946 г. – окончание карьеры военного летчика, увольнение в запас.
  25. 1946-1952 гг. – инструктор специализированной школы военно-воздушных сил в Москве.
  26. 1952 г. – окончание обучения в Высшей партийной школе при Центральном Комитете КПСС.
  27. 1956 г. – защита кандидатской диссертации (историческая тематика)
  28. 1956 г. – назначение на руководящую должность в Комитете ветеранов Советского Союза.
  29. 1966 г. – вручение двух Орденов Трудового Красного Знамени за плодотворную общественную деятельность.
  30. 1976 г. – награждение Орденом Дружбы Народов.
  31. 1978 г. – возведение в ранг полковника запаса.
  32. 1985 г. – награждение Орденом Отечественной войны 1-й степени.
  33. 1986 г. – награждение Орденом Ленина за выдающиеся заслуги перед Советской страной.
  34. С 1989 г. – народный депутат СССР.
  35. 1991 г. – удостоен Ордена Почета.
  36. 1996 г. – награждение Орденом «За заслуги перед Отечеством».
  37. 2000 г. – вручение Ордена Дружбы за многолетний труд по защите социальных интересов военных ветеранов.
  38. 2001 г. – Благодарность от Президента РФ за многолетнюю работу по патриотическому воспитанию молодежи, укреплению международных дружеских связей.
  39. 18 мая 2001 г. – легендарный авиатор скончался от инфаркта (накануне торжественного вечера, посвященного 85-летнему юбилею). Прах героя покоится на Московском Новодевичьем кладбище.
Алексей Маресьев в старости

Алексей Маресьев в старости

Семья

Свою будущую жену Галину Викторовну, Маресьев впервые увидел в коридоре штаба Управления военно-воздушных сил, куда известного авиатора перевели на службу в конце войны. Темноволосая статная красавица очень понравилась герою. Он навел справки о девушке в отделе кадров. Тот факт, что приглянувшаяся красавица была не замужем, вдохновил Алексея Петровича на ухаживания.

Через месяц знакомства летный офицер сделал предложение избраннице, а через год у супругов родился первенец – Виктор. Сын не пошел по стопам отца. Он интересовался автомобильной техникой, и выбрал профессию инженера.

С женой и сыном

С женой и сыном

В 1958 году Галина подарила мужу второго сына – Алексея. Судьба мальчика сложилась печально. Ребенок получил травму в детском саду, в результате чего развилась эпилепсия. Всю жизнь отец откладывал деньги, чтобы обеспечить в будущем комфортное существование младшего сына, получившего инвалидную группу.

Заключение

Боевой офицер ВВС совершил в военные годы более 80 вылетов и уничтожил 11 самолетов противника. Знаменитого летчика, сумевшего после ампутации ног вернуться в строй и вести успешные воздушные сражения, наградили высшей государственной наградой – званием Героя Советского Союза. После выхода в отставку легенда авиации активно участвовал в общественной жизни страны, представлял интересы военных ветеранов, уделял много времени патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

О своем видении войны и подвиге советских воинов прославленный летчик рассказал в книгах, многочисленных интервью и публичных выступлениях. Героя, вдохновившего фронтового корреспондента Бориса Полевого написать хрестоматийную историю «Повесть о настоящем человеке», часто приглашали на торжественные мероприятия и специально организованные встречи со школьниками.

Алексей Петрович был мужественным и очень скромным человеком. Он искренне считал, что его служение Родине – это обычный путь, который прошли все советские солдаты в годы Великой Отечественной войны. Просто, как говорил прославленный авиатор, для рассказа о подвиге каждого «Полевого не нашлось». Только благодаря общей отваге и самопожертвованию страна выстояла в борьбе с иноземными захватчиками и сохранила суверенитет – залог счастливого существования будущих поколений.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *