ФИО: | Бестужев Александр Александрович |
Дата рождения: | 23 октября (3 ноября) 1979 г. |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Писатель, критик, публицист |
Дата смерти: | 7 (19) июня 1837 г. (39 лет) |
Александр Бестужев – один из представителей дворянского рода Бестужевых и один из 5 братьев-декабристов. О них можно сказать словами Б. Окуджавы:
- Все они красавцы,
- Все они таланты,
- Все они поэты.
Братья Бестужевы – Николай, Александр, Михаил, Пётр – пережили заключение в Петропавловской крепости и сибирскую каторгу, а Павел, самый младший из братьев, за недоказанностью участия в событиях 14 декабря был сослан в Бобруйск юнкером в пехотный полк, а затем – на Кавказ.
Все братья Бестужевы были военными, но каждый из них обладал выдающимися художественными способностями:
- Николай – писатель, критик, изобретатель, замечательный художник. В ссылке создал портреты декабристов, их жён и детей, а также городских жителей, виды Читы и Петровского Завода.
- Александр – писатель-романтик, критик, публицист.
- Михаил – писатель.
- Пётр – мемуарист.
- Павел – литератор, изобретатель.
Елена – сестра декабристов Бестужевых. После смерти младших братьев и матери приехала в Селенгинск, где были в ссылке её братья Николай и Михаил, и провела там рядом с ними более 10 лет. Сохранила их письма, значительную часть архива и живописного наследия.
Детство
Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский) родился 3 ноября (по новому стилю) 1797 г. в Петербурге.
Отец – Александр Федосеевич Бестужев (1761-1810). Был военным, писателем, просветителем с демократическими взглядами. Преподавал в кадетском корпусе. Во время русско-шведской войны был тяжело ранен в голову, его выхаживала девушка Прасковья из простой мещанской семьи, на ней он впоследствии и женился.
Мать – Прасковья Михайловна Петрова (Бестужева, 1775-1846).
В семье было 8 детей: 5 сыновей и 3 дочери. Все дети были талантливы и обладали высокими нравственными качествами.
Отец семейства, А.Ф. Бестужев, был известным в своё время публицистом и педагогом. Он писал книги о воспитании детей, и в его программе воспитания были заложены передовые идеи: доверие к детям, внимание к их природным способностям, отказ от телесных наказаний, уважение к старшим и вообще ко всем людям, независимо от их социального положения, воспитание в детях благородных инстинктов. Эти идеи он реализовывал и в воспитании собственных детей.
О раннем детстве Александра Бестужево известно мало. Отмечают, что в дружной семье Бестужевых царили любовь и взаимопонимание, увлечение чтением и искусством. Начальное образование дети получали в семье.
Маленький Саша был самым заядлым книгочеем, и не было, пожалуй, в мире вещей, которые не интересовали бы его: жизнь малых народов (калмыков и алеутов). минералы и древние реликвии. картины и архитектура. сказки разных народов. Обо всём прочитанном он рассказывал потом своим братьям и сёстрам.
Одно время отец служил в Академии художеств, и в их доме часто бывали учёные, писатели, музыканты. Их беседы также воздействовали на пытливый ум мальчика.
В возрасте 9 лет Александра определили в Горный корпус. С самого начала учёбы в нём он вёл дневник, в котором не столько записывал события своей жизни, сколько делал первые шаги в творчестве. В дневнике были сатирические литературные зарисовки, карикатуры, юмористические стихи.
Александр умел смешно пародировать, любил шалости, проявлял лидерские качества. Болезненно воспринимал неудачи.
И тут друг семьи, генерал Чичерин, взялся за его вразумление и объяснил, что надо делать военную карьеру.
Краткая биография
- В 1819 г. поступил юнкером в лейб-драгунский полк, которым командовал Чичерин, и через полгода получил офицерское звание. Их полк стоял в местечке Марли под Петергофом, – отсюда и псевдоним «Марлинский».
- Во время службы в полку, с 1819 г., начал серьёзное литературное творчество: переводит стихи и прозу, пишет критические статьи. В 1819 г. опубликовал несколько стихов и небольших рассказов в журнале «Сын Отечества».
- В 1820-1822 гг. был адъютантом управляющего путями сообщения А.Ф. Бетанкура.
- В 1820 г. вступил в «Общество любителей российской словесности» и сблизился с будущими декабристами К. Рылеевым, В. Кюхельбекером и др. Рылеев оказал на него наиболее сильное идеологическое воздействие.
- В 1823-1825 гг. служил адъютантом принца Александра Виртембергского.
- В 1823 г. вместе с Кюхельбекером начал издавать альманах «Полярная звезда», публиковал свои критические статьи и получил известность как талантливый критик. Альманах издавался 3 года и был очень популярен. В нём были опубликованы произведения Бестужева-Марлинского «Роман и Ольга, повесть 1396 года» (1823), «Замок Нейгаузен» (1824), «Ревельский турнир» (1825), «Изменник» (1825). Они стали началом романтической прозы в русской литературе.
- В 1824 г. Рылеев ввёл Бестужева в «Северное общество». Его позиция к этому времени была на стороне конституционной монархии.
- В 1824 г. познакомился с А.С. Грибоедовым и был очарован его умом и обходительностью.
- 14 декабря 1825 г. вывел на Сенатскую площадь Московский полк.
- После подавления восстания добровольно сдался властям. Отправлен в Петропавловскую крепость, но из-за нехватки мест заключён в форт в Финляндии. Закован в кандалы. В заключении написал Николаю I письмо, больше похожее на трактат, в котором изложил свои взгляды на произошедшие события, проявив глубокое понимание проблем России. Вёл себя мужественно и чистосердечно раскаялся в содеянном.
- Приговорен к 20 годам каторжных работ. Затем каторга была заменена ссылкой в Сибирь.
- В 1827-1829 гг. находился в ссылке в Якутске.
- В 1829 г. отправлен рядовым солдатом в действующую армию на Кавказ (по личному прошению). Отличился в борьбе с горцами необыкновенным бесстрашием. Был несколько раз представлен к наградам, но Николай I каждый раз отклонял эти представления.
- В 1830-х годах, ведя походную и боевую жизнь, активно занимался литературой. Написал несколько повестей и рассказов: «Испытание» (1830), «Лейтенант Белозор» (1831), «Аммалат-Бек» (1831), «Фрегат «Надежда»» (1832) и др., которые имели большой успех. О них благосклонно отозвался Пушкин.
- После выхода этих произведений получил большую известность и популярность, каждое новое его произведение встречалось с восторгом, его книги раскупались нарасхват. Его даже называли «Пушкиным прозы», не имеющим соперников в литературе.
- В 1830 г. переведён в Дербент рядовым 1-й роты Грузинского линейного батальона, несшего службу в крепости Нарын-Кала.
- Летом 1831 г. некоторое время жил в этом городе, осаждённом его имамом.
- Унтер-офицерский чин был ему присвоен только в 1833 г. Отправлен в Черноморский линейный батальон для борьбы с горцами.
- В 1835 г. за отличие в службе произведён в прапорщики.
- В 1837 г. был убит в сражении за мыс Адлер. Был ранен в грудь, отстал от товарищей. Его тело не было найдено. Считают, что оно было изрублено горцами.
Личная жизнь
О личной жизни А. Бестужева-Марлинского почти ничего не известно. Семьи у него не было. Живя в Дербенте, влюбился в Ольгу Нестерцову – дочь унтер-офицера. Она резвилась на кровати и случайно ранила себя заряженным пистолетом Бестужева, который лежал между подушками, и через 2 дня умерла. По словам сослуживцев, он тяжело пережил её смерть.
Значение
А. Бестужев-Марлинский считается родоначальником романтической прозы в русской литературе. Повесть «Амалат-Бек» В. Белинский называл жемчужиной русской романтической прозы 30-х годов XIX в., а его автора – «русским Бальзаком». Позже Белинский более критично оценивал его творчество.
Стиль и характер произведений Бестужева-Марлинского оказали большое влияние на русскую литературу. Его творческая манера угадывается в романтических произведениях Пушкина и Лермонтова.
Прогрессивных читателей 30-х годов XIX в. произведения писателя привлекали гуманностью чувств и благородством поведения героев. Мир его героев захватывал читателей, особенно молодых. Их увлекали также идеи гражданского служения, которым были верны многие главные герои его рассказов и повестей.
Книги писателя переведены на многие европейские языки. В конце XIX в. в русской литературе преобладающим направлением стал реализм, и произведения Бестужева-Марлинского стали подвергаться критике.
В своих литературно-критических статьях защищал романтизм, ценя в нём проявление свободы творчества, независимость от признанных литературных авторитетов. Считал классицизм устаревшим стилем литературы и призывал писателей старшего поколения не мешать молодым авторам свободно развивать свой талант в стиле романтизма.